издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ежевика, взять его!»

Роль немецкой овчарки в конфликте двух мужчин

Это тот случай, когда нецензурная брань участника конфликта зажгла бикфордов шнур последующей кровавой разборки. Человеку, который любит «распускать» язык, всегда нужно иметь в виду, что действия незнакомца, которого он обидел, могут быть непредсказуемыми.

Картина раннего зимнего утра в Малом переулке Ангарска. По дороге идёт прохожий, рядом с ним бежит собака породы немецкая овчарка (без поводка и намордника). У собаки ласковая и редкая кличка – Ежевика. Но сказать про немецкую овчарку, что она «мухи не обидит», нельзя. Ведь эту породу специально выводили для служебных целей – охраны общественного порядка. Как уже потом выяснилось, Ежевику никто не обучал основным собачьим командам, она попросту их не знала. Но, когда хозяин, оказавшись на земле,​ крикнул ей: «Взять!» – она на уровне инстинкта в одном рывке выполнила то, что ей велели.​ ​

«Применил собаку как предмет в качестве оружия»

Теперь обо всём по порядку. Человека, который выгуливал собаку, зовут Александр Лунёв. Навстречу ему по дороге ехал Алексей Краснов, который подрабатывал частным извозом (фамилии действующих лиц изменены). Именно Краснов первым начал словесную перепалку: открыв окно автомобиля, он выразился нецензурно в адрес Лунёва. Ему не понравилось, что тот слишком вольготно идёт с собакой по дороге и не жмётся к обочине да ещё катит сбоку велосипед. Обмен «любезностями» привёл к тому, что мужчины взяли друг друга за грудки. Оскорблённый Лунёв первым приступил к физическим действиям. Нанёс по лицу Краснова несколько ударов кулаком. Удары пришлись по стёклам очков, осколки которых впились в раны. Кровь обагрила снег, но мужчины продолжали выяснять отношения, уже лёжа на земле. Водитель такси находился сверху. Ежевика наблюдала за схваткой. И тут от хозяина поступила команда: «Взять!» Мгновение – и овчарка вцепилась в Краснова. Брюки и куртка таксиста не стали препятствием для её зубов. Видя, что дело принимает опасный оборот, покусанный попросил Лунёва отогнать от него собаку. Тот отогнал, но не сразу. На юридическом языке это называется «применил собаку как предмет в качестве оружия».

Таксист обратился за медицинской помощью с многочисленными ранами, некоторые из них пришлось зашивать. Хотя они не были глубокими и непосредственно не угрожали жизни, их количество на лице, руках, ногах, ягодицах оказалось​ внушительным. Особенно от осколков линз пострадало его лицо: область щеки, окружность глаза с контузией глазного яблока. Впоследствии образовались шрамы, один из которых по медицинской терминологии был «неизгладимым», то есть самостоятельно, без операции, со временем исчезнуть не мог.

Потерпевший хотел наказать своего обидчика, он обращался с заявлениями и в правоохранительные органы, и к мировому судье, просил возбудить в отношении Лунёва уголовное дело. И тот действительно оказался на скамье подсудимых Ангарского городского суда. Свою вину в судебном заседании Лунёв признал лишь частично, очень осторожно сообщая об ударах, которые он нанёс Краснову «рукой». Слово «кулак» было благополучно опущено. При этом он прекрасно видел, что незнакомец был в очках. Такая травма могла сделать потерпевшего слепым. Зато подсудимый подробно описал, как Краснов его «придушивал». Поэтому он дал команду своей собаке. В ходе судебного следствия пришлось досконально разбираться во всех фрагментах этой потасовки. Помогла и видеозапись преступления. Суд пришёл к убеждению, что именно Лунёв начал физические действия и натравил на Краснова собаку. Справедливости ради стоит отметить, подсудимый и сам не отрицал, что ударил таксиста первым.

Зато его адвокат предлагал действия хозяина Ежевики расценивать как защиту от​ провоцирующего поведения потерпевшего. Но суд, подтвердив, что основания негативно реагировать на брань таксиста у Лунёва и на самом деле были, не мог всё же согласиться с таким способом реакции. Обидчик ведь находился в машине и никакой угрозы для подсудимого изначально не представлял. Обоюдный конфликт начался лишь после того, как Лунёв применил насилие – двинул водителю кулаком в лицо, разбив очки и пустив кровь. Да и с собакой, использованной в качестве орудия «защиты», был явный перебор.

«Обладающая повышенной реакцией, силой и зубами»

Роль немецкой овчарки в конфликте двух мужчин изучалась в этом судебном процессе очень тщательно. Подсудимый утверждал, что Ежевичка в домашнем обиходе совсем не похожа на монстра. Узнать характер собаки и её навыки помогло исследование, проведённое с помощью специалистов Ангарского клуба собаководов «Ольхон». Они подтвердили, что овчарка не проходила обучение по защитно-караульной службе и не знает команд, обозначающих нападение на человека. Был проведён​ эксперимент, в ходе которого разыгрывалась ситуация, когда к хозяину собаки проявляет агрессию статист. Если он оскорблял Лунёва, но при этом стоял неподвижно, овчарка находилась на своём месте. Стоило статисту взять хозяина за грудки, она тут же кидалась на его защиту. Видимо, предыдущий опыт помог ей стать увереннее. Это говорит о том, что такие породные качества даже безо всякого обучения были у Ежевики в крови и вряд ли подсудимый этого не понимал, давая овчарке команду на нападение.

В судебном заседании потерпевший настаивал на том, что после всего случившегося его лицо стало обезображенным, потому что явственно виден атрофический рубец под глазом. Возможно, ему нужны операция и косметические процедуры. Было проведено несколько судебно-медицинских экспертиз, подтвердивших факт нанесения повреждений, но не в тяжёлой форме. Исследуя этот вопрос досконально, суд визуально и по фотографиям определил, что зажившие раны можно заметить только при внимательном рассмотрении лица потерпевшего. Это было важно для определения суммы компенсации морального вреда.

Суд квалифицировал действия Лунёва по ч. 2 ст. 115 УК РФ – как умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, совершённое с применением предмета, используемого в качестве оружия. Таким «предметом» была признана Ежевика – «собака специальной породы, обладающая повышенной реакцией, силой и зубами». Её хозяину назначено наказание в виде 8 месяцев исправительных работ с удержанием пяти процентов заработка в доход государства. Имущественный ущерб, нанесённый потерпевшему, составил без малого 20 тысяч рублей. Тому пришлось покупать новую одежду и очки. Порванные куртка и брюки, осколки линз на заседании обозревались как вещественные доказательства. Магазинные чеки на покупки были аккуратно сохранены и предоставлены суду. Что же касается морального вреда, суд посчитал разумной и справедливой относительно небольшую сумму компенсации – всего 40 тысяч рублей, хотя потерпевший оценил свои страдания в полмиллиона. С исковыми требованиями подсудимый, кстати, согласился, однако просил уменьшить их размер.

Тут надо сказать, что вопрос об обезображивании лица потерпевшего является оценочным. И суд разрешил его, «исходя из общепринятых эстетических представлений о красоте и привлекательности человеческой внешности». При этом были, конечно, учтены обстоятельства дела. Суду не составило труда сопоставить внешность Краснова, участвовавшего во всех заседаниях, с его фотопортретом до роковой встречи с Ежевикой. Назвать лицо потерпевшего уродливым и отталкивающим из-за рубца было бы, по мнению суда, большим преувеличением. Свидетелями нравственных страданий Краснова выступили его жена и подруга семьи. Обе заявили, что не считают его лицо безобразным. Хотя он стал стесняться «выходить в люди», участвовать в общих праздниках, но о косметических операциях всерьёз не задумывался. Что же касается работы, то Краснов и после преступления продолжает таксовать. Кроме того, суд при определении суммы морального ущерба принял во внимание исследованную в заседании видеозапись. Она не оставила сомнений в «аморальности и противоправности» поведения самого потерпевшего, который позволил себе «высказывание нецензурных, оскорбительных выражений, что послужило поводом для конфликта».

Расходы на оплату услуг представителей потерпевшего в размере 70 тысяч рублей будут впоследствии взысканы с осуждённого. Суд решил, что учредителю организации по управлению собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом это вполне по силам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры