Обаяние малой пластики
В Музее городского быта открылась выставка «Кабинетная скульптура»
Фарфоровая девочка, играющая с собачкой, чёртик знаменитого каслинского литья, изящный стеклянный олень с детёнышем… И семь знаменитых «мещанских» слоников. Всё это – предметы малой пластики. Это направление в скульптуре многие годы считалось незначительным, несерьёзным. Однако в последние годы интерес к предметам, которые представляют культуру повседневности, заметно вырос. В Музее городского быта в марте открылась выставка «Кабинетная скульптура». Она включает в себя более 70 предметов малой пластики из фондов Музея истории Иркутска имени А.М. Сибирякова. И каждый предмет – это воспоминания о доме, бабушках и дедушках, которые сохранили для нас фарфоровую балерину, маленького бегемотика, стеклянного мишку. Друзей детства.
Каслинские собачки и лошадки
– На нашей выставке представлены скульптурки из музейной коллекции малой пластики, – рассказывает хранитель Музея истории города Иркутска Ольга Чернявская. – Это направление также называют «культурой малых форм», мелкой пластикой. Основная наша цель – показать коллекцию, которая есть в фондах нашего музея. С 2017-2018 годов интерес к малой пластике увеличился. Выставки предметов малой пластики с успехом идут в центральных музеях страны. Например, несколько таких экспозиций организовал Русский музей. Сейчас отношение к этому виду скульптуры пересматривается. Ранее считалось, что это ширпотреб, что-то весьма незначительное в искусстве. Сейчас же возник интерес к повседневности, на эту тему пишут много кандидатских, докторских диссертаций.
Коллекция малой пластики Музея истории Иркутска собиралась в девяностых – двухтысячных годах. И большая её часть – подарки иркутян. «Грустно, что не обо всех дарителях есть информация, – говорит Ольга Чернявская. – Фамилия, имя, отчество в лучшем случае есть, а вот кем был этот человек, какой профессии, что за иркутская семья передала скульптурку нам, неизвестно… Но некоторые имена мы знаем. Например, Елена Черепанова из клуба репрессированных… Она передала в музей очень много скульптур».
Сейчас в коллекции музея около двухсот экспонатов. Основные датируются периодом 1950–1970-х годов. Есть несколько дореволюционных экземпляров. На выставке представлены две германские скульптурки, которые были привезены в Иркутск после Великой Отечественной войны в качестве трофеев. Это фигурки девочки с вязанием и девочки с собачками. Третья, пастушка с пастухом, сейчас экспонируется в музейном отделе «Солдаты Отечества». Основная же часть коллекции – это скульптура российского производства. В том числе – так называемая будуарная скульптура конца 19 века. Основные темы, которые использовались первоначально в малой пластике, – мифические аллегории, изображение сцен из греческих мифов.
«В начале 19 века, а именно после войны 1812 года, вырос интерес к малой пластике, изображавшей народные типажи, – рассказывает Ольга Чернявская. – Это пастухи и пастушки, водоносы, мельники и другие деревенские персонажи. В общем, малая пластика того времени изображала, так скажем, трудящихся людей. Собственно, эта тематика была характерна для всего 19 века. В начале 20 века скульпторы уже обратили внимание на бытовые сценки. Например, вяжущая девушка, ребёнок, играющий с собаками. И эта тематика – повседневные сценки на различные темы – продолжается до середины 20 века. Наблюдается уход к повседневности от мифологических сюжетов. 20 век больше интересуется бытовыми жанрами в скульптуре».
В коллекции иркутского музея есть предметы знаменитого чугунного каслинского литья 19 века. «Завод, конечно, уникальный, – говорит Ольга Чернявская. – Мастера добились удивительной тонкости в выполнении фигурок из чугуна, когда прописаны каждый волосок, каждый пальчик фигурки. Проработка деталей – это характерная черта каслинского литья. Вспомните, был изготовлен Каслинский чугунный павильон, который привезли в Париж – на Всемирную парижскую выставку 1900 года. Тогда завод взял Гран-при по отделу горного дела и металлургии. В Касли выработался свой неповторимый стиль. В основном это, конечно, кабинетная скульптура. И очень много анималистики. Это и великолепные фигурки собак, и очень много разновидностей фигурок лошадей. Осёдланные и не осёдланные жеребцы, с наездниками и без, с грузами и скачущие налегке. Рядом с Касли было много мелких заводиков, которые выпускали подобные фигурки. Скорее всего, и мастера переходили туда, уже обученные на заводе в Касли. Иногда очень трудно, на первый взгляд, определить, где сделана фигурка. Но на каслинском литье всегда стоит клеймо, даже бывает штамп мастера-изготовителя, скульптора, который делал форму или отливку».
С началом революции вся прежняя скульптура малых форм была отнесена к буржуазным пережиткам. Все эти фигурки уже нельзя было выставлять, и понятно, что на какое-то время малая пластика исчезает из быта и из заказов на заводы. Потом наступили 1920-е годы…
«Скульптура малых форм этого времени считается редкостью. У нас в коллекции таких фигурок нет, – говорит Ольга Чернявская. – Было три периода – двадцатые, тридцатые и сороковые годы, когда выпуск малых скульптур активизировался. Людская потребность как-то украсить жильё никуда не уходила. И, какие бы лозунги ни провозглашались, человеческое в человеке всё-таки остаётся. Идеология, конечно, правила балом в те годы. В домах появлялись бюсты Ленина, Горького, фигурки трудящихся.
В сороковых годах, после Великой Отечественной войны, очень популярной скульптурой, которой украшали дома, был Василий Тёркин. В коллекции музея есть знаменитая скульптура Тёркина, которая многократно тиражировалась в СССР. «Наш Тёркин – одна из первых скульптур, потому что она хорошо проработана, детализирована. Потом пошли фигуры солдата более упрощённые, в схематическом изготовлении», – рассказывает хранитель музея..
Откуда пришли слоники
Фарфоровые слоники
Шеренгой на комоде.
Герань на подоконнике
Была когда-то в моде…
На семь таких слоников можно полюбоваться в Музее городского быта. «Знаменитые «мещанские» слоники пришли к нам более века назад не из Китая, как многие думают, а из Индии, – говорит Ольга Чернявская. – Тема «семи слоников», которые украшали комоды, в России возникает в самом начале двадцатого столетия. Индийские слоники становятся желанным подарком. Они есть почти в каждом доме. Именно поэтому в революционные годы слоники объявляются предметом, который символизирует «мещанский дух». Помните, у Остапа Бендера: «Материализация духов и раздача слонов». Остап Бендер вышел к публике в чалме и представлялся бомбейским жрецом. Как раз к этому периоду и относится увлечение индийскими слониками. «Раздача слонов» у Ильфа и Петрова появилась, потому что в этот период их дарили друг другу в обязательном порядке.
Это был такой подарок «со смыслом», так дарящий желал добра хозяевам дома. Каждый слоник что-то символизировал – удачу, богатство, мир, благополучие. И, конечно, считалось, что, если какой-то слоник пропал, значит, вся группа слоников понесла урон и теперь не будет охранять дом. Поэтому их берегли. Но, когда мы познакомились с китайской традицией фэншуя, выяснилось, что не обязательно в доме держать именно 7 слоников. Можно иметь и одного, и он принесёт удачу. Два – благополучие… Но вы всегда можете выбрать, сколько слоников поставить у себя дома. И жизнь всё равно удастся. Люди тогда жили не очень богато – в 1930–1940-х годах, вплоть до пятидесятых. И, конечно, эти слоники были очень популярны… Просто потому, что люди так хотели стабильности, благополучия, устроенности, что пользовались этой «бытовой магией». Эти слоники на салфеточке на комоде были символом нехитрого счастья. Они выпускались советскими заводами в основном в камне, их сакральный смысл в атеистической стране не афишировался. Слоники шли как сувенир. Существовали же неофициально Пасха и её символ – крашеные яйца. Ближе к 1970-м годам этот стиль – фикусы, комоды, кружевные салфетки, слоники – снова объявляется «мещанским бытом» и исчезает. Кто-то слоников сохранил, а кто-то и выкинул. Такие слоники сейчас уже довольно большая редкость».
– Тематика малой пластики, характерная для всех заводов и всех времён, – анималистика, – говорит Ольга Чернявская. – Это самый любимый жанр, такие фигурки выпускали практически везде. По сути, это самый нейтральный жанр, тут не нарвёшься ни на какую идеологию, более того – фигурки животных хорошо покупались. У нас на выставке представлены фигурки 1950–1960-х годов. В 1950-х переходят к схематичному изображению животных, главной целью для художников становится передача через пластику настроения или характера животного. Нужно было создать особую атмосферу с помощью этой скульптурки. При этом не надо было вырезать чётко глазки или носик, это было не нужно. Были и подарочные экземпляры, где всё детализировалось. Но всё равно такой чёткой детализации, как в скульптуре начала века, не было. Эти же годы характерны тем, что в скульптуру малой формы приходит утилитарное направление – сделать вещь практичную, но красивую. У нас на выставке представлены штофы разных заводов. Например, Полонского фарфорового завода, Хайтинского завода. В те времена заводы массово выпускали пепельницы, шкатулки, штофы. Стали популярны изделия из стекла. На выставке есть стеклянный олень с детёнышем, стеклянный штоф-медведь Тулунского стекольного завода.
Магия повседневности
Мы часто говорим, что идеология давила на художников, в частности на скульпторов, занимавшихся малыми формами, но ведь иногда идеология и красота шли рука об руку. В 1950-х годах широко распространился лозунг: «СССР – читающая страна». Стали выпускать различные скульптурки, изображавшие детей с книгами. «У нас эта тема представлена мальчиком, которого назвали «Ленин в детстве», так он у нас и проходит как «Ленин в детстве», хотя по замыслу это просто мальчик, читающий книжку, – говорит Ольга Чернявская. – Ещё одна тематика, которая была объявлена в масштабах государства, – наше счастливое детство. Это самые разные фигурки – мальчик с собакой, девочка, наливающая чай, девушка, кормящая голубей. Маленькая балерина, которая завязывает пуанты… Другую скульптуру балерины называли «Анна Павлова», но это просто собирательный образ всех балерин. Эта тема была актуальна в сороковых и пятидесятых годах, когда любовь народа к балету и цирку была очень большой, особенно после выхода на экраны фильма «Цирк». Ещё одна большая тема – дружба народов. Выпускались фигурки в национальных костюмах, с национальными инструментами. И целая серия фигурок была выпущена по народным сказкам. У нас только одна такая скульптура – «Хозяйка медной горы». Были самые разные варианты этой скульптуры. И даже Тамара Макарова в роли Хозяйки… Есть у нас великолепные шкатулка и пепельница Хайтинской фабрики, в них обыгрывается легенда о Байкале и его сбежавшей дочери Ангаре. В 1970-х годах в малой пластике продолжается тема труда – появляются фигурки шахтёров, литейщиков, сталеваров. И, конечно, спортсменов. У нас есть прекрасная фигурка борцов, жалко, что она только одна в коллекции. Печально, что эти разнообразные темы у нас показаны 2-3 экспонатами. А ведь их огромный спектр».
Скульптуру малых форм часто объединяют в одно целое с декоративно-прикладным искусством. Собственно говоря, детская игрушка-кукла и игрушки из глины, свистульки, полканы, зверята – это всё тоже скульптура малых форм. Разница только в выполнении и материале. На выставке в Музее истории Иркутска представлены и глина, и фарфор, и камень, и кость. Есть изделия мастеров из Тывы, Монголии. «В 2011 году мы закупили у Бориса Фридмана из Усолья-Сибирского две коллекции глиняных скульптурок. У нас в фондах есть по 1-2 фигурки почти всех направлений и эпох в малой пластике. Но, конечно, многого не хватает, хочется большего разнообразия по темам. Потому мы и хотим, чтобы люди увидели выставку и посмотрели у себя на полках: может, что-то сохранилось? Возможно, возникнет желание отдать фигурки в дар музею. С 1970-х годов было принято считать, что малая пластика, да ещё и массового производства, – это что-то незначительное. На самом деле, если разбирать это с точки зрения психологии, фигурки эти важны, их функция – украшать жилище, приносить умиротворение в душу человека. Это значительный пласт культуры повседневности, который мы на годы убрали из списка важных, но не убрали из душ людей. И сейчас, если вы заметите, стало модно на столах, украшенных букетами, ставить маленькие гжелевские фигурки. Идёт увлечение фэншуем, и люди украшают столы достаточно недорогими фигурками из смол, имитирующими фарфор и камень. То есть традиция украшать свои дома малой скульптурой возвращается».