издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Анатолий Казакевич: «Байкал – лучший антистресс»

Сделать из Иркутска в туристическом плане Сингапур при нашей жизни не получится, но можно сконцентрироваться на небольшой точке, например на Байкальске, и получить курорт мирового уровня. С таким мнением согласен предприниматель и путешественник, руководитель группы компаний «Сфера Байкала», эксперт комитета Госдумы РФ по туризму, член клуба «Байкальские стратегии» Анатолий Казакевич. О том, как предложения 10-летней давности легли в основу постановлений президента, почему не «выстрелили» ОЭЗ туристско-рекреационного типа и что мешает индустрии гостеприимства в регионе, Анатолий Казакевич рассказал нашей газете.

– Можно сказать, что мы переживаем уникальные времена. С одной стороны, они очень сложные, с другой – дают возможность для мощного роста и развития отрасли. В прошлом году участники рынка столкнулись со страхом, который проявился в снижении глубины бронирования: практически все летние туры бронировались в последний момент. Корпоративный сегмент, на долю которого приходится 35–40% рынка в деньгах, практически отказался от проведения праздничных мероприятий.

Иностранных туристов у нас практически нет, их заменили гости из других территорий России, значительно выросло число тех, кто приезжает к нам из Москвы. Это подтверждают и результаты исследования по транзакциям банковских карт Сбербанка, озвученные в ноябре прошлого года на совещании в Ростуризме.

К позитивным явлениям можно отнести изменение маршрутной сети авиалиний: если два года назад все основные полёты осуществлялись через Москву, то сейчас из Иркутска можно улететь в любой город востока России – Норильск, Якутск, Хабаровск, Читу, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и другие.

Мы провели небольшой анализ, подсчитали количество рейсов, которые прилетали в наш регион в ноябре, считающемся самым провальным с туристической точки зрения. Оказалось, что к нам прилетают 199 рейсов в неделю – это огромное количество. Ни один из соседних туристических городов – Хабаровск, Владивосток, Улан-Удэ, Якутск – не имеет таких цифр даже близко. Общий пассажиропоток нашего аэропорта за 2022 год составил 2,6 миллиона человек, это очень приличный показатель.

Исходя из экспертных оценок туроператоров и предпринимателей, общий рост турпотока в наш регион в прошлом году составил 15–20%. В Иркутской области появляются качественные объекты, которые раньше были почти в единичных экземплярах. Речь идёт о благоустроенных гостиницах на Байкале, по классификации соответствующих 3-4 звёздам. Если ранее их было 2-3, то сейчас – 15–20. Для иркутян цены в них – космос: 30 тысяч рублей в сутки. Но для гостей из Москвы, которые сравнивают их с Сочи, ценник вполне приемлемый. Они спрашивают: «Всего 30 тысяч? В Сочи 500 тысяч в сутки за номер!»

Можно отметить и внимание государства к отрасли. Наконец-то власти обратили внимание на туризм! Прошлый год стал самым значимым по числу мер поддержки. Во-первых, наш регион получил 216 миллионов рублей на строительство модульных отелей. Деньги предоставлены на условиях софинансирования, это гранты на реализацию коммерческих проектов, по сути, их субсидирование.

Во-вторых, перед Новым годом отдельным постановлением Правительства РФ была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска. Насколько я знаю, это единственный прецедент, когда председатель Правительства РФ лично утверждает программу для городского поселения, а президент регулярно интересуется ходом дел. Объём вложений составляет более 50 миллиардов рублей государственного финансирования и примерно столько же внебюджетного.

Байкальск должен стать первым экогородом в России, это сверхамбициозная задача с учётом того количества проблем, которые там есть. Но я уверен, что она будет решена, потому что над ней работает сильная команда и есть финансирование. Однако нужно понимать, что перемены не будут быстрыми. Ближайшие 2-3 года будет идти проектная работа, новые элементы благоустройства и дома начнут появляться только в 2026–2028 годах. Появление в регионе такого перспективного экокурорта может дать рывок в развитии туризма в разы.

– После пандемии открылся Китай, в регион опять поехали китайские туристы. Как вы полагаете, насколько они смогут поменять существующий расклад сил?

– Мы не работаем с китайскими туристами и ориентированы на российских гостей. Я считаю, что тот сегмент китайских туристов, который едет к нам, не выгоден ни бизнесу, ни региону, потому что рекреационная нагрузка огромная, налоговых отчислений минимум. Кроме того, они забирают ёмкость, на которой могут работать россияне – туроператоры, самозанятые, гиды, водители.

– Удаётся ли в нынешних условиях раскрыть уникальность Байкала и нашего региона для туристов?

– Если турист попадает к заинтересованному гиду, то всё будет хорошо. Если же человек приезжает самостоятельно и хочет с семьёй провести неделю на Байкале, то вряд ли он сможет получить весь объём информации. Хотя этот сегмент гостей – путешествующие самостоятельно – на сегодняшний день является самым быстрорастущим и перспективным. Чтобы наш регион был комфортным для таких путешественников, нужно потрудиться ещё 5–7 лет в плане инфраструктуры – благоустройства, навигации, обустройства достопримечательностей, дорожек к ним, туалетов, указателей и другого.

– Изменились ли предпочтения туристов? Ради чего они едут на Байкал?

– Во время пандемии коронавируса людям хотелось уединения, чтобы не быть в толпе. Сейчас туристы заинтересованы в том, чтобы снять стресс. И Байкал даёт такую возможность – перезагрузиться, зарядиться энергией, вырваться из рутины.

– Каков портрет туриста, который приезжает на Байкал?

– Сложно выделить одну группу, их несколько. Во-первых, сюда едут молодые семьи с детьми от 9–12 лет. Это тот возраст, когда ребёнок уже подрос и можно начать путешествовать. У этих людей есть потребность показать детям страну и самим для себя открыть озеро Байкал. Вторая категория – это путешественники, ориентированные на активный, экстремальный отдых. Только зимой Байкал представляет более 20 активных видов спорта.

– Исходя из вашего опыта, на Байкал чаще приезжают один раз или несколько?

– Примерно 70–80% – один раз. Некоторые приезжают и в другой сезон. Например, были зимой, приехали летом ещё раз. Небольшой процент гостей бывают у нас ежегодно. При этом большинство рекомендуют друзьям поездку, и рекомендации ежегодно увеличивают туристический поток.

– Сейчас набирает популярность так называемый сельский туризм, в регионе реализуется проект «Турдесант». Насколько вам такое направление кажется перспективным?

– Я бы назвал это направление глубоким туризмом – это общемировое понятие. Оно подразумевает, что гость приезжает в деревню для того, чтобы в полной мере почувствовать себя сельским жителем: поработать в огороде, подоить корову и так далее. В таком виде отдыха заинтересован маленький процент гостей.

А вот приехать в деревню, сходить в баньку, поесть традиционной еды, пожить в традиционном доме, пообщаться со староверами, посмотреть классную природу, непопсовые достопримечательности – это супертема! Я хорошо знаком с ней благодаря нашим экспедициям «Байкал-Аляска». Их было уже три, и каждый раз мы ночевали в новой деревне и встречались с по-настоящему уникальными людьми – рыбаками, охотниками, эвенками, вояками на погранзаставах.

Например, в верховьях реки Лены между посёлком Жигалово и Усть-Кутом сохранилось около 400 километров тракта почти в первозданном виде. Вдоль дороги стоят деревни, где люди живут уже 5–7 поколений, это потомки ямщиков. У глубокого туризма очень большой потенциал, иногда людям просто достаточно немного помочь, например сделать сайт или оформить статус самозанятого.

– У меня есть знакомый москвич, который считает, что индустрии гостеприимства в нашем регионе мешает проблема с заведениями общественного питания: не всё есть, не всегда качественно, не всегда обслуживание на должном уровне. Вы с этим согласны?

– Полностью. У нас, безусловно, есть хорошие рестораны, но есть и такие: всё согласовываешь, заранее оплачиваешь, приезжаешь, в итоге группа час ждёт блюда. Это неприемлемо. Я знаю эту проблему давно и от многих гостей слышал такое же мнение. Именно поэтому в рамках комплекса «Байкал-Аляска» в спорт-парке «Поляна» мы строим свой ресторан, заточенный под туристов. Будем удивлять гостей нашими аутентичными блюдами и рецептами из соседних регионов – Якутии, Бурятии, Забайкальского края, Чукотки и так далее.

Ресторан, как и парк-отель «Байкал-Аляска», который откроется в нынешнем году, мы строим на коллективные инвестиции. Сейчас у нас 35 резидентов и 60 инвесторов, у каждого своя зона ответственности: номерной фонд, ресторан, бар, салон красоты, сувенирка, туристическое направление.

– Резиденты из Иркутской области или из Москвы?

– В основном из нашего региона. Мы отдаём предпочтение тем, кого знаем, ведь это долгосрочное сотрудничество на годы.

– Как вы полагаете, почему проекты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Иркутской области и Республике Бурятия, где также предполагалось участие резидентов и инвесторов, не оправдали возложенных на них надежд?

– Если говорить про Бурятию, то там изначально было выбрано неправильное место – Турка. Туризм устроен таким образом: надо создавать инфраструктуру там, где уже есть поток, куда уже едут люди. Беспроигрышными вариантами были бы посёлок Энхалук, село Сухая. Там есть источники, можно было бы развивать санаторную тему, которая даёт самую высокую среднегодовую нагрузку.

Если говорить о Байкальске, то важно понимать, что «Гора Соболиная» является внутрирегиональным курортом и количество горнолыжников, которые приезжают туда, увеличится, когда у иркутян вырастут доходы. Чтобы туда поехал внешний турист, нужны причины. Сейчас там начали строить тропы, мы эту тему более 10 лет инициировали, писали письма и так далее. В 2022 году в строительство троп компанией «Байкал.центр» было вложено 5 миллионов рублей, в нынешнем году планируется направить порядка 20 миллионов рублей, в 2024-м – около 100 миллионов заложено. В итоге будет создана сеть троп от Танхоя до Слюдянки разной протяжённости с несколькими категориями сложности – начиная с маршрутов для мам с колясками и заканчивая профессиональными альпинистскими.

Перспективная история – строительство прогулочной набережной вдоль Байкала протяжённостью 9 километров. Ради этой темы и из Москвы поедут, но потребуется какое-то количество лет. Второй важный момент – сама среда Байкальска. Изначально город строился как рабочий, сейчас речь идёт о курорте мирового уровня, экогороде. Поэтому необходима комплексная программа реконструкции и создания городской среды, потому что основной турист – это москвич. А они избалованы уровнем комфортной городской среды, поэтому планка должна быть не ниже «Зарядья» или Парка имени Горького.

– Насколько я знаю, вы вступили в клуб «Байкальские стратегии» в первых рядах. Почему вы приняли такое решение?

– Мне небезразлично, куда движется регион, и очевидно, что я не могу решить свои локальные задачи без решения общерегиональных. Я занимаюсь свои делом не с целью извлечения прибыли напрямую, это уже результат деятельности. А в первую очередь смотрю, что я способен сделать, чтобы жизнь у нас здесь была комфортнее, интереснее, чтобы туристы к нам ехали, чтобы можно было гордиться городом и областью. Чтобы миграционная ситуация у нас изменилась: чтобы люди сюда приезжали, а не уезжали.

Помню, в 2012 году мы проводили в Байкальске первые стратегические сессии «Байкальск – экогород будущего», в которых активно участвовали члены нашего клуба. Недавно я поднял наши предложения, оказалось, что половина из них присутствуют в постановлениях президента РФ. Как говорится, вода камень точит. 10 лет назад мы говорили о том, что сделать из Иркутска Сингапур при нашей жизни не получится, но можно сконцентрироваться на небольшой точке, например на Байкальске, и получить мировую «конфетку». Только нужно всем вместе хорошо потрудиться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры