Надёжный человек
К 85-летию со дня рождения Бориса Ротенфельда
Борис Соломонович Ротенфельд – писатель, журналист, общественный деятель. 25 февраля ему исполнилось бы 85 лет, но с 2007 года его нет с нами. Почти всё вампиловское окружение завершило свой земной путь, остались в прямом смысле единицы. И это золотой фонд культуры и искусства Прибайкалья.
Борис Соломонович был, а в памяти и остаётся, очень интеллигентным, спокойным, выдержанным, умеющим отстаивать свою позицию, где-то и упрямым человеком, но при этом очень надёжным, что является большой редкостью в наше время. Он оставил нас, когда ему было лишь 69 лет. Да разве это возраст?
Фонд А. Вампилова к его 70-летию выпустил книгу «Пароль – «Боря» с предисловием, написанным председателем правления Виталием Венгером. О Борисе Соломоновиче оставили воспоминания 28 авторов, среди которых родные и одноклассники, друзья и коллеги, именитые лица, например первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Юрий Абрамович вспоминал, как работалось им обоим над авторской книгой «Я это видел, или Жизнь российского губернатора, им самим написанная/Литературная запись Б. Ротенфельда. Иркутск. 1998».
Мальчик, родившийся в Киеве, закончивший в Тульском пединституте историко-филологический факультет, почти всю жизнь проживший в нашем старинном Иркутске, стал одним из самых известных, крепких журналистов, пользовавшимся заслуженным авторитетом среди пишущей братии. Его с удовольствием печатала «Восточно-Сибирская правда», но служил он в газете «Советская молодёжь», где в разное время работали Александр Вампилов, Валентин Распутин, а Владимир Калаянов готовил прекрасные фоторепортажи.
Помню «Молодёжку» на Киевской, часто бывала на Советской, где на разных этажах размещались редакции «Восточно-Сибирской правды» и «Советской молодёжи». Жаль, что последняя не выжила в постперестроечное время и стала аббревиатурой в названии иной газеты – «СМ – Номер один». Но Олег Желтовский, главный редактор «Молодёжки», умудрялся к каждому вампиловскому юбилею готовить спецвыпуски «Советской молодёжи», и, конечно же, я имела счастье наблюдать за рождением номеров.
Помню, офис Желтовского, как президента «СМ – Номер один», находился какое-то время на Киевской, 1, и там собирались сам Олег Всеволодович, Любовь Иосифовна Сухаревская, Арнольд Иннокентьевич Харитонов, Борис Соломонович Ротенфельд и примкнувшая к ним я. Смотрела на них с восхищением, любовью, почитанием, так как все они были настоящими легендами иркутской журналистики. Никого из них уже нет в живых, но какое счастье, что удалось с ними поработать и быть в роскошных дружеских отношениях. Они были настоящими, искренними индивидуальностями, до безумия влюблёнными в профессию.
Все знают, что писательская организация разделилась на две половинки (сейчас их, кажется, четыре): Союз писателей России и Союз российских писателей. В последнем состояли Марк Сергеев, Валентина Марина, Дмитрий Сергеев и др. Возглавлял Иркутское отделение Союза российских писателей мощный поэт Анатолий Кобенков, его заместителем стал Борис Ротенфельд. Много доброго происходило в Доме литераторов имени Марка Сергеева, что на улице Дзержинского. Проходили выставки, презентовались книги, чествовались литераторы. Мне, исполнительному директору Фонда А. Вампилова, помогали. Борис Соломонович договаривался со своим председателем о выделении денежных средств на командировку в столицу Галине Солуяновой для продвижения вампиловской темы в Москве. Видела, как он пёкся о стариках Валентине Мариной и Дмитрии Сергееве. Восхищался тем, что, будучи почти слепой, Марина написала роман, и они с Кобенковым его издали.
Удивительные у Бориса Соломоновича сложились отношения с семьёй фронтовика, писателя Дмитрия Сергеева. Ротенфельд с литературным редактором Линой Иоффе и художником Сергеем Элояном подготовили небольшой сборник стихов Сергеева и выпустили его в свет тиражом 300 экземпляров с названием «Нить времён». Как-то уже после ухода Дмитрия Гавриловича Сергеева Ротенфельд сказал: «У Сергеевых есть очень необычный портрет Вампилова. Галя, напишите Маше, вдове, письмо с просьбой передать эту работу в фонд». Я написала, мне не отказали, но было желание семьи пока портрет драматурга подержать в квартире фронтовика. А в прошлом году неожиданно в Центр А. Вампилова пришёл родственник Дмитрия Гавриловича и подарил тот самый портрет. Спустя более чем два десятка лет пожелание Бориса Ротенфельда осуществилось.
Часто Борис Соломонович приходил в Фонд А. Вампилова, что ютился тогда в маленькой комнатке на Литвинова, 1 (вход с Карла Маркса). Мне так важна была его поддержка. Он дивно дружил с Михаилом Валентиновичем и Галиной Валентиновной Гусевой, старшими братом и сестрой драматурга Александра Вампилова, а также с его вдовой Ольгой Михайловной. Именно ему создатели вампиловского тома со всеми пьесами, вариантами и научными комментариями «Драматургическое наследие» поручили съездить в Москву и поработать над архивом именитого земляка у Ольги Михайловны, что он блестяще выполнил.
Сейчас понимаю: он жил в мире со своей неповторимой интонацией, но умел работать в команде и был очень надёжным человеком.
Его семья, жена Галина Павловна, красавица-дочь Юлия и любимый внук Михаил, помнят его безмерно, скучают в тоске, но и пребывают в радости, что их глава семьи был на этой земле, сделав великое множество добрых дел.