Раненый кричал: «Больно!»
Свердловский районный суд Иркутска приговорил жителя Синюшиной горы к 10 годам колонии за взрыв в лифте жилого дома
Взрыв в многоквартирном доме № 20/12 по улице Маршала Конева прогремел около 16 часов 30 ноября 2021 года. В кабине, где сработало самодельное взрывное устройство, находился молодой человек, проживавший в этом подъезде. Он получил серьёзные травмы, в том числе головы. В рваные раны на теле попали инородные тела, которыми была напичкана пластиковая бутылка. У парня лопнула барабанная перепонка, что впоследствии привело к гнойному отиту. Ему пришлось потом долго лечиться. Лифт стоимостью около миллиона рублей, естественно, пришёл в негодность.
На полу были кровь и капуста
Виновника всех этих бед нашли очень скоро. Им оказался 50-летний Александр Чернов – жилец того же подъезда. Следственные органы обвинили его не только в изготовлении взрывного устройства и умышленном повреждении чужого имущества. Пиротехнику-самоучке вменялось также покушение на убийство соседа. Жертвой, по мнению стороны обвинения, должен был стать отец молодого человека, севшего в лифт. Преступник увидел из окна, что у подъезда остановился автомобиль ненавистного соседа с верхнего этажа, и сунул в лифт пакет с опасным содержимым. Он просто не знал, что в тот день владелец машины отправился на работу на общественном транспорте, а ключи от своей иномарки оставил сыну, поручив ему привезти с рынка капусту для засолки.
Уголовное дело по просьбе обвиняемого рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей. Расчёт бомбиста в какой-то степени оказался верным: судьи из народа не поверили в то, что он имел умысел на убийство соседа. И признали покушение на причинение смерти человеку, заведомо находившемуся в беспомощном состоянии, недоказанным. Так что в самом страшном из инкриминируемых преступлений подсудимый был оправдан.
А вот откреститься от незаконного изготовления и хранения взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222.1 и ст. 223.1 УК РФ) у умельца не получилось: при обыске в его квартире были обнаружены и изъяты химикаты и оборудование, которые он использовал при изготовлении взрывного устройства. Кроме того, при осмотре ноутбука в истории браузера следователь наткнулся на запросы в сети Интернет, выдававшие пиротехника с головой. В октябре и ноябре 2021 года он интересовался, к примеру, силой взрыва тротила и скоростью детонации, изучал свойства инициирующих взрывчатых веществ, штудировал справочники по пиротехнической химии. А сразу после взрыва, в тот же вечер, начал анализировать цены на лифт. «Купить лифт в Иркутске», «Стоимость лифта в жилой дом 9 этажей с установкой» раз за разом забивал он в строку поиска. Видимо, поначалу подсудимого интересовали лишь разборки с соседом, до него не сразу дошло, что придётся таки возмещать немалый имущественный ущерб. Действительно, присяжные заседатели признали Чернова виновным в умышленном повреждении чужого имущества, совершённом путём взрыва (ст. 167 УК РФ).
Вердиктом коллегии присяжных заседателей подтверждено: электромонтёру ООО «Инжиниринг Строительство Обслуживание», имеющему высшее образование, понадобилось два месяца, чтобы изучить информацию о способах изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, а затем в гараже соорудить адскую машинку, поместив в пластиковую бутылку смесь зажигательной массы спичечных головок. Как видно, руки у этого Кулибина росли из правильного места, раз уж он не затруднился изготовить и самодельный электровоспламенитель, и самодельное электротехническое устройство с печатной платой как средства инициирования и приведения «бомбы» в действие. А потом с помощью электробатареи, соединительного шнура и изоленты было сконструировано, как выразился позднее эксперт, самодельное взрывное устройство электрического типа фугасного действия с дистанционным управлением мощностью около 50 граммов в тротиловом эквиваленте.
Какое-то время опасный прибор хранился у мастера в квартире, но наступил момент, когда он перенёс его в подъезд, вызвал лифт и установил в нём свою «бомбу». Аккурат перед тем, как в кабину зашёл сосед. Чернов ещё подождал, когда лифт начал движение, и, находясь в собственной квартире, нажал на кнопку пульта дистанционного управления. А когда бабахнуло, вышел вместе с другими жильцами посмотреть, что же случилось. Неизвестно, что он ожидал увидеть. Но соседи рассказывали, что картина, представшая перед их глазами, была ужасающей. Кровь, разбросанные по кабине кочаны капусты и страшные вопли раненого, который не мог самостоятельно выбраться из смертельной ловушки. Двери подъёмника заклинило, извлечь пострадавшего удалось только после прихода лифтёра. Бомбист суетился вместе со всеми, помогал вытаскивать из искорёженного лифта молодого человека, который звал на помощь и кричал: «Больно!»
Просто в расчётах ошибочка вышла
Александр Чернов был задержан и больше года находился под стражей в следственном изоляторе. На допросах он уверял, что хотел всего лишь напугать Дмитрия, соседа сверху, который достал уже своим нескончаемым ремонтом. По словам обвиняемого, в квартире на шестом этаже всё время что-то сверлят и долбят, покоя нет ни днём ни ночью. За последние восемь лет, по его подсчётам, на этой жилплощади было уже четыре ремонта. Так что на протяжении нескольких лет соседи были в конфликте. Александр Чернов регулярно приходил к Дмитрию ругаться. Но хозяин квадратных метров, на которых велись ремонтные работы, просто игнорировал недовольного жильца, и это было особенно обидно. Когда чаша терпения переполнилась, Чернов решил устроить взрыв и напугать врага. А заодно обратить внимание правоохранительных органов на его неправильное поведение. Год назад в подъезде рядом с квартирой Дмитрия уже что-то взрывалось. Обвиняемый уверял, что не имел отношения к тому происшествию. Но ему хотелось, чтобы все подумали, что у соседа постоянно что-то взрывается. Вот он и сделал «хлопушку». «Тогда мне казалось, что это хорошая идея», – признался он на допросе.
Вину Чернов признал лишь частично. На предварительном следствии и в суде он посыпал голову пеплом и уверял, что «в содеянном раскаивается», «очень сожалеет». Но не забывал добавить: «Не хотел никого убивать, тем более причинять вред человеку, которого даже не знал». В тот злополучный ноябрьский день он стоял около окна и увидел, как к подъезду подъезжает кроссовер соседа. Кто вышел из машины, не присмотрелся: был уверен, что это Дмитрий. Тогда он и решился на взрыв. Вызвал лифт, поставил на пол пакет с бомбой и отправил кабину на первый этаж. После чего зашёл домой и нажал кнопку пульта. Надеялся, что взрыв случится до того, как сосед войдёт в лифт, но уже через несколько секунд услышал страшный грохот. В своё оправдание Чернов говорил, что пиротехнических навыков не имеет и толком не знает, от чего зависит сила взрыва. На сайте был описан случай с пропорциями в большем количестве, нежели применил он. Кроме того, там говорилось про жидкости, а он использовал таблетки, которые размельчал в гараже с помощь кофемолки. На каком расстоянии действует сигнал дистанционного управления, умелец тоже якобы понятия не имел. «Видимо, мои расчёты оказались неверны», – заявил он.
Следствие сочло, что собранных доказательств вполне достаточно, чтобы осудить Александра Чернова за покушение на убийство соседа на почве неприязненных отношений. По мнению стороны обвинения, смерти удалось избежать по не зависящим от подсудимого обстоятельствам. Хозяин ремонтируемой квартиры не пострадал, поскольку Чернов спутал его с сыном, а тот выжил благодаря своевременно оказанной медицинской помощи. Но присяжные заседатели встали на сторону подсудимого. События преступления по убойной статье Уголовного кодекса не были ими установлены. «В покушении на убийство не виновен», – заявил старшина коллегии.
Порядочный, но «дёргался по пустякам»
Тут надо пояснить, что судей из народа в соответствии с процессуальным законом знакомят только с фактическими обстоятельствами по делу, тщательно скрывая от них данные о личности подсудимого. Присяжных так и называют – судьи факта. Между тем в материалах уголовного дела есть характеризующий материал, который многое проясняет.
К примеру, комиссия судебно-психиатрических экспертов обнаружила у подэкспертного признаки расстройства личности: недоверие и подозрительность, склонность расценивать нейтральные действия как враждебные. На это указывали присущие Чернову с подросткового возраста сложности при контактах с незнакомыми людьми, замкнутость, постоянное недовольство кем-то, нежелание идти на компромиссы, склонность к конфликтам и непредсказуемым поступкам. Всё это не мешало ему осознавать характер своих действий, он понимал, к чему они могут привести, но на сочувствие пострадавшему был не способен из-за эмоциональной холодности.
По месту работы электромонтёра характеризовали как исполнительного и замкнутого человека. Мама, с которой подсудимый проживал после развода с женой, нашла для своего ребёнка много добрых слов. Эрудированный, начитанный, справедливый. Хорошо учился в авиационном техникуме и политехническом институте, в армии получал благодарности. Взрослый сын Чернова назвал отца человеком порядочным, но вспыльчивым: в конфликтах с бывшей женой, по его мнению, тот «дёргался по пустякам». Любопытно, что у парня, когда он узнал из СМИ о преступлении, не возникло сомнений, что его совершил именно отец. Молодой человек заявил, что крайне негативно отнёсся к его поступку. В начале 2021 года, кстати, Чернов-старший звонил своему ребёнку и спрашивал, где можно купить селитру. Пояснил, что вещество нужно ему для фейерверков на новогодние праздники, хотя до них было ещё очень далеко.
Немало рассказали о подсудимом соседи. Особенно, конечно, пострадавшая семья. По мнению Дмитрия, у Чернова был прямо пунктик: ему постоянно мерещился шум. Он выходил в подъезд и прислушивался: откуда идут звуки. Разборки проводил в агрессивном тоне, с порога заявлял: «Какого хрена!» Помня об этом, Дмитрий специально просил прорабов работать только в дневное время и по будням. Строители жаловались, что сосед периодически выключает щиток с питанием и не даёт ничего делать. В последнее время Дмитрий стал замечать, что Чернов наблюдает за ним из окна, когда он находится на парковке возле дома. Жена Дмитрия добавила к этому ещё несколько красноречивых деталей. Рассказала, к примеру, как однажды Чернов заколотил снаружи дверь в тамбур, так что ни работники, ни соседи не могли выйти в подъезд. А отключения света в квартире прекратились только после того, как электромонтёра задержали за то, что он устроил взрыв в лифте. Сын этой семейной пары, невольно ставший заложником затяжного конфликта, мало что мог пояснить. Его вообще, как видно, не волновали проблемы «предков». Он был домоседом и жил своей жизнью, соседи его даже не замечали, как и он их. Выяснилось, что перед тем, как сесть в лифт со взрывным устройством внутри, парень читал, как обычно, книгу в телефоне и не смотрел по сторонам. Одна из соседок рассказала, что Чернов, увидев раненого в кабине, произнёс с досадой: «Не он, ошибся».
Исправляться придётся в зоне
Пока шло предварительное следствие, обвиняемый постарался, как мог, загладить вину хотя бы перед соседями по подъезду – компенсировал порядка 30 процентов имущественного ущерба. Он ведь оставил жильцов девятиэтажного дома без подъёмника. Взрыв уничтожил лифтовое оборудование стоимостью 931 758 рублей, ещё 20 тысяч было затрачено на диагностику поломки. Так что собственники многоквартирного дома были признаны потерпевшими по уголовному делу. Они предъявили гражданский иск на возмещение стоимости повреждённого имущества. И суд требования гражданских истцов полностью удовлетворил, взыскав с Чернова 652 455 рублей.
При назначении наказания суд учёл степень общественной опасности трёх преступлений, в которых присяжные заседатели признали подсудимого виновным. Смягчающими обстоятельствами стали активное способствование расследованию, раскаяние, плохое состояние здоровья. Чернов не привлекался раньше к уголовной ответственности, добросовестно работал, участковым инспектором характеризовался положительно. Наверное, он надеялся избежать сурового наказания. Ведь присяжные оправдали его в особо тяжком деянии – покушении на убийство, а по остальным преступлениям признали заслуживающим снисхождения. Но, несмотря на все эти обстоятельства, наказание ему было назначено в виде реального лишения свободы – и на большой срок. Эксперты признали подсудимого вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.
Менее строгая кара, по мнению суда, не обеспечила бы восстановление социальной справедливости. Исключительных обстоятельств, связанных с мотивацией, поведением подсудимого во время или после совершения преступлений, суд не обнаружил. Явки с повинной от него не последовало. Мало того, после случившегося он сразу побежал в гараж – заметать следы своих пиротехнических занятий: собрал всё, что могло его уличить, и отнёс на помойку. Десять лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима и штраф в размере 220 тысяч рублей – таким было окончательное наказание за преступления против общественной безопасности и собственности. Александру Чернову было также разъяснено право на реабилитацию за незаконное привлечение к уголовной ответственности по статье 105 УК РФ (покушение на убийство общеопасным способом).
«Более подобных поступков я совершать не намерен», – заверял Чернов во время следствия, имея в виду сведение счетов с соседями с помощью самодельных взрывных устройств. В ближайшие годы у него это точно не получится.