Девушка, вы замужем?
Замужних дам в Приангарье на три тысячи больше, чем женатых мужчин
В бланках Всероссийской переписи населения большой блок вопросов был посвящён семейному положению. Расскажем об осторожных и свободолюбивых мужчинах, быстром изменении женского статуса, о раннем и отложенном материнстве, о внуках, разлучённых с бабушками.
За 11 лет (после предыдущей переписи) семейное положение наших земляков заметно изменилось. Чуть меньше стало состоящих в браке, при этом выросла доля вдовых и разведённых (разошедшихся).
После краха семейной жизни женщинам сложнее создать новую ячейку общества, поэтому вдовых и разведённых среди них значительно больше, чем среди представителей сильного пола. Известно, что мужчины уходят из жизни раньше дам, за что слабый пол платит одиночеством на склоне лет. Если из каждой 1000 мужчин 42 вдовца, то на 1000 женщин приходится 182 вдовы (в 4,3 раза больше).
Изменчивый женский статус
Вдовой можно стать и в расцвете лет. Переписью населения учтено 1517 вдов в возрасте 35–39 лет. Из женщин 50–54 лет каждая десятая уже примерила траурный вдовий наряд. Есть и совсем молоденькие вдовы, чей семейный статус резко изменился вскоре после свадьбы: на момент переписи в Приангарье было 12 вдов моложе 20 лет.
Нередкое явление в нашей жизни – развод. Доля разведённых официально или разошедшихся без юридического оформления этого события среди дам в 1,5 раза выше, чем среди мужчин. В каждом четвёртом-пятом случае фактический разрыв отношений не зарегистрирован в ЗАГСе.
Крах происходит при любом стаже совместной жизни. Это может случиться и в молодости, и в зрелом возрасте. Из женщин от 45 до 60 лет каждая пятая сменила статус замужней дамы на статус разведённой. Иногда путь от невесты до жены, а затем и бывшей жены оказывается слишком коротким: 24 несовершеннолетние женщины, едва вкусив радостей семейной жизни, уже расстались со своими мужьями.
Осторожные мужчины
По сравнению с другими россиянами, в том числе с сибиряками, наши земляки мужского пола не спешат создавать семейный очаг (среди них выше доля никогда не состоявших в браке), а вступив в семейные отношения, не торопятся их регистрировать. Таким поведением они невольно создают подобную ситуацию и среди женщин Приангарья.
Когда не уверен в чувствах, не готов взвалить на свои плечи ответственность за семью, практикуется «пробный», гражданский брак, который в отличие от прежних времён сейчас общественностью не порицается. В таком случае меньше проблем при возможном расставании. А штамп в паспорте можно поставить и позже, с этой женщиной или с другой.
Гражданский брак – явление довольно распространённое. Правда, по сравнению с 2010 годом таких семейных союзов стало меньше, но это каждая седьмая семья (прежде – каждая пятая).
Раннее вступление во взрослую жизнь
Есть семьи, созданные «по обстоятельствам», когда разрешается регистрация брака несовершеннолетних. Однако столь юные молодожёны, фактически проживая вместе, часто не спешат вносить сведения об этом в документы, больше половины из них обходятся без штампа.
Интересно, что за 11 лет юных женихов стало в 2,2 раза больше, а 16-17-летних невест, наоборот, меньше в 2,5 раза.
Если в 2010 году юные девушки создавали семью в основном с мужчинами постарше, то, по данным последней переписи, часть несовершеннолетних мужчин женились не на ровесницах, а были младше своих жён.
Мужская свобода
Мужчины – свободолюбивый народ. Находясь фактически в семейных отношениях, многие из них продолжают считать себя холостяками, тогда как их «половинки» не без оснований причисляют себя к замужним дамам.
И этим объясняется парадокс, не впервые фиксируемый переписью населения не только в Приангарье, но и в целом по стране. При отсутствии гаремов и довольно редких случаях скрытого двоежёнства замужних женщин в Иркутской области на 3 тысячи больше, чем женатых мужчин. Причём мужская тяга к свободе усилилась, поскольку за 11 лет удвоилась эта разница между числом семейных представителей разных полов.
Живём отдельно и мельчаем?
При переписях населения за единицу наблюдения принимается домохозяйство. В его состав могут входить не только родственники. Это вместе живущие люди, совместно ведущие домашние дела, частично или полностью объединяющее свои денежные средства. Подробно рассматриваются частные домохозяйства, то есть без живущих в детдомах, домах для престарелых и инвалидов и других «казённых» учреждениях.
Во многих случаях понятие «домохозяйство» тождественно семье, но в отличие от семьи домохозяйством считается и одиноко живущий человек. Это доживающие свой век старики (чаще – старушки). К данному типу домохозяйств относится и студент, снимающий квартиру на время учёбы, и повзрослевшее дитя обеспеченных родителей, созревшее для самостоятельной жизни, но ещё не создавшее свою семью, и кто-то, ставший одиноким после развода.
Таких одиночек стало заметно больше, 41% частных домохозяйств состоят из одного человека (в 2010 г. – 23%). В связи с этим средний размер частных домохозяйств в Приангарье за 11 лет снизился с 2,6 до 2,2 человека.
Самые крупные семьи – на Кавказе, в Чечне и Ингушетии – в среднем по 5-6 человек. В большинстве сибирских регионов – 2,1–2,2.
В числе домохозяйств стало меньше состоящих из супружеских пар, в том числе представляющих разные поколения.
При снижении числа семейных пар увеличилось количество неполных семей, где несовершеннолетних детей воспитывает одинокая мать или отец. Переписью учтено 57 078 таких мам и 6798 отцов, среди них есть и многодетные. Доля «материнских» семей за 11 лет выросла с 6,4 до 9,0%, «отцовских» – с 0,4 до 1,1%.
Есть семьи без второй «половинки», но при наличии других родственников, есть с уже повзрослевшими детьми.
На момент проведения переписи в Приангарье было 444,3 тыс. несовершеннолетних детей. Большинство из них растут с родителями отдельно от бабушек-дедушек. Наличие рядом любящей, доброй и заботливой бабушки (при вечно занятых родителях), несомненно, благотворно сказывается на становлении личности. Но так повезло не всем.
Женская самоотверженность и раннее материнство
Перепись населения подробно исследует вопрос рождаемости. В среднем на 1000 дам в возрасте от 35 до 55 лет приходится около 1800 рождённых детей. Нынешние бабушки в своё время рожали чаще: на 1000 женщин старше трудоспособного возраста – 2014 детей. Однако и теперь есть многодетные мамы и даже матери-героини. Правда, таких самоотверженных женщин совсем немного, 7 ребятишек и более осмелились родить лишь 0,3% женщин в Приангарье.
Каждая шестая из женщин 15 лет и старше ещё не успела стать мамой. Но есть случаи чрезвычайно раннего материнства. Переписью учтена 191 женщина 15–17 лет, имеющая ребёнка, и 28 столь же юных мам с двумя детьми, а также 13 многодетных мам, едва перешагнувших черту совершеннолетия (18-19 лет), каждая из них уже имеет трёх детей. Есть молоденькие мамы, у которых почти «семеро по лавкам»: 12 наших землячек в возрасте 20–24 лет уже обзавелись пятью детишками, а 2 такие же молодые женщины успели родить по 6 детей.
Это единичные конкретные примеры. А в целом прослеживается тенденция более позднего рождения первенца, многие девушки настроены на получение образования, карьеру, а семья и дети – потом.
За межпереписной период снизилась доля женщин, родивших в возрасте, наиболее благоприятном для этого (до 25 лет).
По сравнению с горожанками сельские женщины не так часто откладывают рождение первенца, 77% из них успели стать мамами до 25 лет (из горожанок – 67%).
Разные факторы: за и против материнства
И в целом рождаемость в сельской местности традиционно находится на более высоком уровне. Этот показатель зависит от многих факторов, в частности от участия женщины в общественном труде: занятость трудно сочетается с воспитанием ребёнка. Благоприятным моментом, несомненно, является семейное положение: имея твёрдую мужскую поддержку, легче решиться на посещение роддома во второй и даже в третий раз.
А вузовский диплом, к сожалению, нередко препятствует улучшению демографической ситуации. Во время учёбы рожать нежелательно, а после её завершения успеть бы родить хоть одного ребёнка. Больше всего рожают женщины, осилившие только самую первую ступень школьного образования. Можно сказать, что в целом проявляется обратная закономерность: больше знаний – меньше детей. И как исключение из правил – женщины, не имеющие никакого образования, они рожают меньше всех.