издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Наш адрес: БАМ, посёлок Магистральный»

  • Автор: Ольга Иголкина

Когда спрашиваешь Евгения Владимировича Сарапулова о том, что для него Родина, он цитирует учителя истории Ивана Пахно, чьи строки стали девизом бамовцев: «И где бы ты ни был, куда бы ты ни шёл, какой бы горизонт перед тобой ни открывался дальний, везде и всюду должен помнить ты, наш адрес: БАМ, посёлок Магистральный!»

Евгений Сарапулов родился в городе Черемхово в 1953 году, где окончил среднюю школу. Через два месяца его призвали в армию, служба проходила на Дальнем Востоке – на границе с Китаем. Демобилизовался в 1973 году, вышел работать на автобазу слесарем. А уже в апреле 1974-го загремел БАМ. Молодой парень, как и многие его товарищи, пошёл в горком комсомола и выразил желание ехать на БАМ. Его черемховский отряд из десяти человек в областном центре влился в Иркутский комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. 200 человек из Иркутска, Ангарска, Братска, Черемхова, Шелехова и Усолья-Сибирского отправились покорять сибирские просторы.

– Евгений Владимирович, как вы поняли, что вам это нужно?

– Это в нас закладывалось с детства. Мы были воспитаны на советском героизме, да и тогда в Иркутской области уже было много строек: Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Ангарск, Усолье… Хотелось тоже что-то такое совершить грандиозное, а здесь БАМ начался. Помню, как нас торжественно проводили с вокзала Иркутск Пассажирский, и 2 июня мы прибыли на станцию Лена. Затем вертолётами из аэропорта Усть-Кута доставили в Казачинско-Ленский район на речку Окукихту. Уже потом это место стало посёлком Магистральным, а тогда кругом был лес. Удивительно, но даже там, в глухой тайге, нас с почестями встречали пионеры.

Трудоустраивали на работу тут же, на месте прибытия. Спрашивали: «Топор в руках держал?» – «Да». – «Будешь плотником». В то время «плотник» и «лесоруб» были основными специальностями.

Черемховскую бригаду поставили на строительство посёлка. Сначала возвели склады для ОРСа, потом лесорубы подготовили площадку под посёлок. Тут же пришли первые баржи со щитами для домов. Евгений Владимирович отмечает, что всё было очень чётко организовано. Уже в конце октября из палаточного городка в дома въехали последние жильцы. А морозы тогда в это время были ниже тридцати.

Успевали не только работать, но и учиться. В 1974 году Евгений подал документы в Иркутский техникум транспортного строительства. Представители приёмной комиссии прибыли прямо в Магистральный. Стране нужны были специалисты, и за поездки на сессию молодым специалистам неплохо доплачивали. Потом получил ещё и высшее образование.

За годы БАМа – да и после – Евгений Владимирович кем только не работал, освоил множество профессий. Но, как признаётся, самая сложная работа была на звеносборке.

– На Усть-Кутском учебном комбинате получил специальность монтёра пути и начал работать на звеносборочной базе. Норма – одно звено на человека. Пневмомолотком вгоняли костыли, сшивая рельсы со шпалами на знойной жаре. Вечером мы не знали, куда девать руки, которые к тому же горели от креозота. На кровать ляжешь – и кисти вниз, под кровать, там прохладнее.

– А как отдыхали после такого тяжёлого труда?

– По-разному, но всегда интересно. Я пел в хоре, а также играл в народном театре. И жена тоже ходила в театр, старший сын, когда вырос, стал осветителем. Посёлок весело жил, ещё в палаточном городке мы построили из досок первый клуб, где собирались по вечерам, смотрели кино, давали концерты.

26 дней пути

Посёлок рос, также строились Улькан, Кунерма, Небель. Построили первую школу, начались свадьбы. В 1976 году женился и Евгений Сарапулов на девушке по имени Наташа, через год родился первый сын.​

Супруга, как и муж, постигала множество профессий. Наталья Сарапулова была отделочником, каменщиком, поваром, регистратором в ЗАГСе. Всегда и во всём, впрочем, как и сейчас, поддерживала мужа. Даже отпустила на два месяца на Кубу, несмотря на то что только-только родила дочь.

– В 1978 году меня единственного из тысячи строителей на западном участке отправили на XI Всемирный​ фестиваль​ молодёжи​ и​ студентов в​ Гаване. Жена из роддома сказала: «Езжай. Вовку (старшего) оставишь с соседкой Людмилой», – вспоминает Евгений Сарапулов.

К слову, из Иркутской области таких счастливчиков было всего четверо: первый секретарь Иркутского обкома ВЛКСМ Анатолий Орлов, первый секретарь Усть-Илимского горкома ВЛКСМ Леонид Шагин, первый секретарь Братского горкома ВЛКСМ Геннадий Козорез и монтёр пути Евгений Сарапулов. Только Евгений Владимирович так и не понял, чем так отличился от своих товарищей и​ за что был​ удостоен ​чести​ представлять​ БАМ​ на​ фестивале.

Сибиряки вылетели в Москву, где им выдали всю необходимую одежду, обувь, провели лекции о нахождении за границей и представлении делегации Советского Союза. Потом приехали в Ленинград, откуда уже отправились в заграничную поездку на ​ трансатлантическом круизном лайнере «Шота Руставели», который до этого возил только иностранцев. Делегатам предстояло провести 26 дней в пути на Кубу. На лайнере было всё: рестораны, бассейны, спортзалы, кинозалы. Такое простому советскому человеку точно запомнится на всю жизнь.

На Кубе наших поселили в школе военных моряков, а на второй день уже было открытие фестиваля. Евгений сидел через два ряда от Фиделя Кастро.

– Кубинцы – хорошие люди, – говорит Евгений Владимирович. – Они нас принимали с большим радушием, вокруг царила атмосфера лёгкости, веселья. Общались с немцами, поляками. Где тот былой мир?!

Запомнилось, как спустя пять дней, на закрытии фестиваля, кубинский лидер целый час приветствовал гостей. А советские люди только к этому времени успели привыкнуть к нереальной жаре, поначалу от рубашки сухим оставался только воротник. На обратном пути лайнер доставил своих пассажиров в Одессу, откуда следовала дорога домой, в Магистральный.

Дома Евгений увидел дочь, которой к тому времени было уже около двух месяцев. Из двух малышек, родной и соседской, лежавших рядом, свою он узнал сразу. Всего у Евгения и Натальи родилось трое детей, а сегодня их радуют пять внуков.

Традиции почти полвека

Последним объектом Евгения Сарапулова на БАМе была дорога Усть-Кут – Уоян. Рассказывает, что работали всегда слаженно и зарабатывали хорошо. С 1995 года живёт в Иркутске, на юбилей БАМа ему в числе немногих посчастливилось получить квартиру. Но жизнь в областном центре в 1990-х складывалась непросто. На момент переезда Евгению Владимировичу было 42 года, и в те времена, когда​ искал работу, ему часто говорили, что он уже старый. Но семью надо было кормить, поэтому брался за любое дело: таксовал, был грузчиком, работал на мебельной фабрике, после открыл торговую точку. Сарапуловы, как и все, выживали как могли.

Потом в Иркутске начал строительство трест «ЛенаБАМстрой», и его пригласили прорабом. С 2001 года и по сей день, хотя ушёл на пенсию ещё в 50 лет, Евгений Владимирович работает на стройке. Под его руководством в областном центре построено немало многоэтажек.

Евгений Владимирович до сих пор в отличной физической форме. Рассказал, что вместе с членами городского совета ветеранов-строителей БАМа принимает участие в соревнованиях городского совета ветеранов. Сегодня вокруг себя он объединяет своих товарищей по бамовскому периоду.

– У нас традиция: каждый год в первый выходной июня мы собираемся, чтобы отметить день рождения посёлка Магистральный, а на круглую дату обязательно едем туда. В последний раз в родном посёлке мы были на 45-летие. До сих пор вспоминаем поездку с большим теплом, ведь некоторые из наших живут там до сих пор. В Иркутске и области организовали движение ветеранов БАМа, на данный момент на учёте у нас 132 человека. 48 лет мы не изменяем этой традиции!

Также ветераны встречаются и на День строителя, День комсомола и в другие праздники. Теперь у ветеранов БАМа появился ещё один повод для встреч: в 2022 году губернатор Иркутской области своим указом установил новую праздничную дату – День бамовца, 8 июля. Именно в этот день в 1974 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министра СССР о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

В октябре 2022 года Евгений Сарапулов со своими соратниками отправился в путешествие по железной дороге по знаменитому бамовскому маршруту вместе с фестивалем «Огни магистрали». С 6 по 10 октября творческие коллективы Иркутского театрального училища и ИрГУПСа выступали на станциях в Тайшете, Братске, Усть-Куте, Магистральном и Улькане.

– Я был старшим в этом поезде, встречал и провожал ветеранов на станциях. Концерт смотрел пять раз, и постоянно на глаза наворачивались слёзы, – говорит Евгений Владимирович. – Нас везде встречали с распростёртой душой и крепкими объятиями.

Фестиваль «Огни магистрали»​ – давняя бамовская традиция, он проходил с 1976-го по 1986 год и в советские годы имел всесоюзное значение. Как и многие советские традиции, фестиваль был забыт, но возродился спустя 30 лет. Его организатором стал Иркутский областной дом народного творчества при поддержке министерства культуры региона и Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «БАМовское содружество». Возрождённый фестиваль решили проводить в Иркутской области раз в два года. Ветераны БАМа надеются, что это начинание станет традиционным.

Евгений Владимирович Сарапулов награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медалью Минтранса Российской Федерации, медалью​ «40​ лет​ Байкало-Амурской​ магистрали», является ветераном труда.

Время неумолимо. Многих, кто прошёл этот путь с Евгением Владимировичем и 48 лет назад начинал строить БАМ, уже нет в живых. А с теми, кто рядом, да и с теми, кто далеко, Евгений Владимирович поддерживает тесный контакт, дружат семьями. Как говорится, вместе и в горе, и в радости.

– Что для вас БАМ?

– Для меня это всё. Мы строили БАМ, БАМ строил нас. Мы не выбирали такую жизнь, нас выбрало время.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры