Причал на стремнине реки по имени Жизнь
К 105-летию «Восточно-Сибирской правды»
«Восточно-Сибирская правда» всегда играла большую роль в общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни области. Один пример. Пик лета 1979 года. Редактор в отпуске, и я его замещаю. Неожиданный звонок из организационного отдела обкома партии. «Владимир Васильевич, на 19-20 июля назначен пленум обкома. В повестке два вопроса. Первый – «О задачах областной партийной организации по выполнению постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», докладчик – первый секретарь обкома Н. Банников. Второй – «О задачах областной партийной организации по дальнейшему улучшению работы с письмами и приёма трудящихся, вытекающих из решений XXV съезда партии, последних постановлений ЦК КПСС», докладчик – секретарь обкома Е. Антипин. В работе пленума примет участие первый заместитель заведующего отделом писем ЦК В. Лобусов. Вам необходимо выступить по второму вопросу».
«Необходимо» – это приказ. И вот спустя годы держу в руках пожелтевшие листки копии машинописного текста своего выступления. Его я начал с напоминания о том, что «в повестке пленума два вопроса. Они разные, но только на первый взгляд. В сущности, разговор в этом зале – а тон ему задали обстоятельные доклады – идёт об одном. И объект обсуждения один – это человек, наш советский труженик, его воспитание, забота о нём».
Приведу текст выступления полностью.
«Данное авторитетное собрание проходит в полном соответствии с положением о том, что сила нашего строя в сознательности масс, что социалистическое государство сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно. Оно проходит также в полном соответствии с установкой XXV съезда партии: считать постоянной заботой каждой партийной организации воспитание у людей коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм.
Мы, журналисты, особенно остро ощущаем сложный, неоднозначный процесс формирования у трудящихся высокой сознательности, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, выработки активной жизненной позиции. Мы словно находимся на стремнине реки по имени Жизнь, и у нашего причала ежедневно останавливаются десятки людей, чтобы поведать о своих успехах и успехах своих товарищей в труде, учёбе, научном, техническом и художественном творчестве. Поделиться своими мыслями, сомнениями, тревогами. Поставить на обсуждение назревшие вопросы экономического, социального, культурного развития области, города, района. Сообщить о конкретных фактах уродливых пережитков прошлого: бесхозяйственности и расточительства, пьянства и хулиганства, стремления урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бюрократизма и бездушного отношения к людям.
И ещё мы стремимся благожелательно встретить людей, чутко, внимательно отнестись к их письмам, жалобам, предложениям. Дать ход и помочь решить судьбу каждого человеческого документа – святая обязанность работников печати, радио, телевидения.
Что радует и что огорчает
В прошлом году редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» получила 16 062 письма. Наверное, нет в области организации или учреждения, которые получали бы такое количество обращений трудящихся. Нынче за полугодие к нам поступило 8575 писем. Если прибавить к этому числу тех 511 посетителей, которых приняла общественная приёмная, а она у нас существует уже 18 лет и ощутимо помогает редакции, то в общем план первого полугодия мы, можно сказать, выполнили.
Но, как вы понимаете, нас это и радует, и огорчает. Радует то, что газета пользуется авторитетом у трудящихся, что на деле реализуются ленинские принципы народности, массовости партийной печати, что люди видят в газете помощника и советчика, судью и защитника. Мы испытываем чувство удовлетворения, когда читатели в своих письмах высказывают одобрение политики партии и правительства, когда сообщают о новых жилых домах, детских садах и школах, делятся мыслями и жизненным опытом, по-хозяйски заботятся о государственных делах.
Огорчает – и надо, конечно же, об этом прямо сказать – то, что количество жалоб в почте редакции составляет ещё значительную часть. В прошлом году их было 3469, за эти полгода – 1929. Как видно, снижения числа жалоб не наблюдается, а даже наоборот.
В подавляющем большинстве случаев в редакцию газеты обращаются тогда, когда в первоначальных инстанциях жалоба или предложение не находят разрешения. Сплошь и рядом читаешь: «Пишу вам, потому что исполком…», «Вынужден обратиться к вам, и если вы не поможете, то у меня остаётся один выход – наложить на себя руки…» Жалобы тиражируются в различные инстанции лишь потому, что не принимаются меры у их истоков. Редакционная практика даёт много таких примеров. Приведу один.
В садоводстве «Пенсионер», что вблизи областного центра, 85 участков. Их владельцы, понятно, немолодые. Осенью прошлого года при прокладке канализации для филиала номер один Иркутского производственного объединения пассажирского автотранспорта (начальник – тов. Шинкорук) была вырыта траншея – и тем самым отрезан подъезд к садоводству. Пенсионеры многократно обращались и на предприятие, и в исполком Ленинского райсовета, а положение не менялось. 8 июня в сатирическом разделе «Восточно-Сибирской правды» появилась заметка всего в пять строк, и уже 10 июня были устроены заезды в садоводство. Неужели надо было ждать более полугода, портить десяткам людей настроение, чтобы выполнить работу, на которую требуется буквально один день?
«Я не согласна с ответом…»
Есть и другая сторона дела. К рассмотрению жалоб и опубликованных в газете писем на местах, в том числе в партийных комитетах, относятся без должной ответственности. Поручения на расследование существа вопроса, выполнение их даются некомпетентным работникам, слабо организован контроль. В результате возникают повторные жалобы, газета вынуждена по одному и тому же поводу выступать во второй и даже третий раз. èèè
В редакцию обратилась жительница посёлка Шаманка, что в пригороде Шелехова, член партии с 40-летним стажем товарищ Заичко. Она пожаловалась на бессердечное и грубое отношение к ней руководителей леспромхоза, которые распорядились сломать дорожку, по которой многие годы она ходила к дому, и теперь женщина вынуждена ходить через чужой двор и так далее. Редакция направила письмо в Шелеховский горком партии. Получаем, на первый взгляд, обстоятельный ответ за подписью секретаря горкома товарища Чернова о том, в частности, что по заявлению руководства леспромхоза жалобщице в ближайшее время будет сделан тротуар. Копия ответа была направлена товарищу Заичко. Проходит месяц, и получаем письмо из Шаманки, на этот раз более гневное: «Я не согласна с ответом, данным товарищем Черновым. Очевидно, его ввели в заблуждение и он поверил. Ничего по моему обращению не сделано».
«Факты в основном подтвердились, но…»
Это тот случай, когда руководителя действительно ввели в заблуждение и просто подвели. Однако редакция всё чаще сталкивается с фактами, которые в партийных документах последних лет квалифицируются как сознательное неправильное отношение к критическим выступлениям в печати, жалобам и предложениям трудящихся.
Оттенков такого отношения много. Самый массовый, пожалуй, – это бюрократическое очковтирательство: частичное признание недостатков, недочётов с последующим отказом принимать критику. Дескать, «факты в основном подтвердились, но вместе с тем в статье (письме)…» Или «одновременно считаем нужным отметить…» и тому подобное.
10 марта этого года «Восточно-Сибирская правда» опубликовала письмо бригадира треста «Востокхиммонтаж», кавалера ордена Ленина, заслуженного строителя РСФСР В. Лещенко под заголовком «Кому нужен такой подряд». Автор на примерах сооружения установки «Этилен-Пропилен-300» в объединении «Ангарскнефтеоргсинтез» привёл убедительные факты формального подхода в Ангарском управлении строительства и субподрядного треста «Востокхиммонтаж» к передовому методу хозяйствования.
На критическое выступление рабочего ответил главный инженер строительства товарищ Силин. Ответ, я бы сказал, полный технократического превосходства над газетой, автором и самим бригадным подрядом.
На пренебрежительное отношение к газете товарища Силина мы закрыли глаза. Но мы не имеем права закрывать глаза на неконкретный, формальный ответ по существу затронутого вопроса и поэтому поручили с данной проблемой разобраться своему собственному корреспонденту в Ангарске. И он подробно рассказал на страницах газеты о тех мерах, которые в последнее время принимаются руководством и партийным комитетом строительства по внедрению передового метода. А ведь это мог сделать сам товарищ Силин.
И самый свежий пример. Газета неоднократно писала о плохо организованной торговле квасом в Иркутске. Вчера мы получили ответ за подписями директора пивоваренного завода Фоминых, секретаря партийной организации Меньшиковой, председателя заводского комитета профсоюза Павленковой. Они сообщают: «Приняты меры, направленные на устранение отмеченных нарушений, и эти меры дали положительный результат. Выступление газеты в этих условиях не может принести уже никакой пользы. Но оно может иметь и уже имеет некоторый отрицательный результат. В последние дни у населения понизился спрос на квас, что отражается на состоянии его реализации».
Выходит, газета виновата…
Ну а если говорить серьёзно, то у редакции «Восточно-Сибирской правды» очень большие претензии относительно нарушения сроков рассмотрения писем, присылки поверхностных ответов, отписок, а подчас и замалчивания газетных публикаций к Усть-Кутскому горкому партии, Качугскому райкому, Черемховскому горисполкому, управлению «Иркутскэнерго», областному Управлению бытового обслуживания, руководству завода имени Куйбышева и другим.
Здесь уместно напомнить замечательные слова из партийного документа, которому уже 60 лет. Это резолюция VIII съезда партии «О партийной и советской печати». Читаем: «Лица или учреждения, о которых говорится в печати, обязаны в кратчайший срок дать на страницах той же газеты деловое фактическое опровержение или же указать об исправленных недостатках и ошибках. В случае, если такое опровержение или указание не появится, Революционный трибунал возбуждает дело против названных лиц или учреждений».
Вопросы личные, проблемы общие
С этой трибуны уже прозвучала мысль о необходимости анализировать обращения трудящихся в органы власти с жалобами, просьбами, критическими замечаниями и предложениями, наладить в масштабах области их компетентное обобщение и изучение, выявлять причины того или иного негативного явления. Редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» готова участвовать в такой работе. Тем более что со своей стороны мы уже проводим анализ почты. О чём он говорит?
Возьмём почту, поступившую в первом полугодии нынешнего года. Из 1929 письменных жалоб и 511 заявлений в общественную приёмную – итого 2440 – приходится: на недостатки в коммунально-бытовом обслуживании, работе транспорта и связи – 370, на вопросы обеспечения жильём – 282, на недостатки в работе предприятий торговли и общественного питания – 191, на недостатки в благоустройстве жилья и населённых пунктов – 117, на нарушения трудового законодательства – 102 и так далее.
Анализ показывает, что люди чаще всего жалуются не на то, что у них, скажем, плохие жилищные условия, а на то, что по поводу этого, а также получения или расширения жилищной площади к ним нечутко, неправильно отнеслись. Сходная картина по торговле, общественному питанию и другим вопросам. То есть проблема в отношении к людям по поводу тех или иных недостатков и дефицита.
Другое наблюдение. В последнее время уменьшается количество жалоб на распределение жилья, детсадов, ясель, а увеличивается их количество по поводу трудовых и иных конфликтов, благоустройства и ремонта жилья, бытового обслуживания.
Замечено также: каждый человек приходит с личным вопросом, однако стоит вникнуть в его суть – и ясно увидишь общую проблему, устранив которую в одном городе или районе, можно избежать её возникновения в других. Нам, к сожалению, неизвестны случаи, когда на острое выступлению газеты по фактам, почерпнутым, скажем, в Черемхове или Кутулике, в аналогичной ситуации откликнулись, обсудили её в коллективах Зимы или Заларей.
Но вот мы проанализировали и, как я уже выше сказал, сделали вывод: не уменьшается поступление жалоб на плохую работу системы бытового обслуживания, особенно предприятий производственных объединений «Облбыттехника» и «Телерадиобыттехника». Газета выступила с рядом публикаций по указанным объединениям, редакция отправила ряд писем лично на имя начальника областного Управления бытового обслуживания товарища Зверева. Тем не менее все критические сигналы по-прежнему пересылаются в объединения и на предприятия, в адрес которых идут жалобы. На сегодняшний день собственно за областным управлением числятся шесть писем прошлого года с просроченными сроками на ответы, а также семь писем, посланных ещё в 1977 году, и их в управлении вообще не могут разыскать. Посоветуйте, что делать?
«Как своё родное, близкое»
Не исключено, что и мы в этой работе не все возможности используем. Поэтому в последнее время кроме традиционных публикаций наиболее характерных писем и отправки части почты для принятия мер в учреждения и организации стали чаще использовать такую форму работы, как круглые столы, ввели рубрики «По письмам в редакцию», «Сор из избы», «Фельетонист читает почту».
Для обсуждения за круглым столом редакция отбирает наиболее важные, общественно значимые темы. Так, мы обратили внимание на усиление потока писем от участников Великой Отечественной войны с жалобами по поводу льгот для них. Собрали в редакции руководителей областных и городских учреждений и организаций, на которых в первую очередь лежит ответственность за заботу о тех, кого становится вокруг нас всё меньше и меньше. Материалы круглого стола были опубликованы и получили широкий резонанс.
Вот один из откликов на эту публикацию: «Уважаемые товарищи! Сердечное спасибо за организацию круглого стола с представителями организаций, от которых зависит благополучие нас, ветеранов войны. Газета подобные вопросы ставит серьёзно, как своё родное, близкое. Иван Васильевич Плеханов, бывший командир взвода 203-го полка 20-й дивизии войск НКВД, защищавшей Ленинград».
Получили мы письмо и от Александра Яковлевича Репникова из Братска: «Не все стороны заботы о тех, кто защищал Родину в те теперь уже далёкие годы, вы подняли. Надо на такие обсуждения приглашать и нас, участников войны…» Что ж, замечание резонное, и мы его принимаем к сведению – для анализа почты будем привлекать не только руководителей партийных, советских, хозяйственных органов, но и самих читателей.
Надо признать, что и в нашем коллективе не всё гладко с рассмотрением жалоб и предложений трудящихся. Так, среди молодых сотрудников наблюдается непонимание того, что работа с письмами является важнейшим делом редакционного коллектива и что без серьёзной систематической обратной связи с читателями газета не сможет успешно выполнять поставленные перед ней задачи. Случаются и рецидивы снобистского, барски-пренебрежительного отношения к читательской почте. Мы устраняем эти недостатки: дважды за последние восемь месяцев работу с письмами обсуждали на партийных собраниях, объявили внутриредакционный конкурс на лучший материал по письмам читателей, создали отдел морали и сатиры.
Центральный комитет партии призывает работников печати, радио, телевидения внимательно относиться ко всем поступающим обращениям и предложениям трудящихся, предавать гласности их мнения по возникающим в обществе вопросам и проблемам. Коллектив редакции заверяет областной комитет, что это указание мы принимаем к неуклонному исполнению, будем делать всё, чтобы газета «Восточно-Сибирская правда» и впредь служила причалом на стремнине реки по имени Жизнь».