Музыкальная искра Натальи Тихоновой
Можно без преувеличения сказать: вся жизнь Натальи Тихоновой – беззаветное служение музыке. Не так много найдётся людей, которые бы так самозабвенно отдавались своему делу, совершенно не думая о материальной стороне. 26 ноября Наталье Николаевне исполнилось 80 лет.
В канун юбилея в который раз заглянул в гости к этому интересному человеку. Прежде уже многократно доводилось слушать воспоминания Натальи Николаевны, обращаться к ней с разноплановыми вопросами, ведь она помнит многих неординарных музыкантов, живших некогда в Иркутске. Но сейчас повод поговорить особенный.
Готовясь к моему приходу, хозяйка квартиры разложила на столе фотографии разных лет. Самый ранний снимок запечатлел юную девочку и её наставника по детской музыкальной школе – тогда ещё совсем молодую Татьяну Зеленину. В дальнейшем последняя перебралась в город Выборг. Но прежде успела подготовить в Иркутске ряд одарённых учеников, в числе которых и героиня этой статьи.
Наталья Николаевна подчёркивает, что поступление в музыкальную школу – это ещё отнюдь не выбор жизненного пути. Отвечая на вопрос о приходе в профессию, она начинает с жаром рассказывать: «Школа – вещь важная. Но был ещё один знаковый эпизод. Шёл как будто 1956 год. Я попала на концерт во дворце культуры авиазавода. Играл симфонический оркестр. Впрочем, оркестром и назвать сложно. Крошечный. Человек четырнадцать или пятнадцать. Но меня так захватила игра этого коллектива! Помню, тогда играл он «Вальс-фантазию» Глинки».
Для читателя надо дать пояснение. Дело в том, что это был период отсутствия в Иркутске «официального» симфонического оркестра. Подобный коллектив существовал при радиокомитете, но в 1953 году был распущен. Лишь через пять лет такое творческое формирование в Иркутске возродили. На этот раз оркестр стал действовать на базе филармонии, где существует и до сих пор, нося в последнее время название «губернаторский». А вот в те годы, когда легального симфонического коллектива в Иркутске не было, дирижёр Василий Патрушев собирал остававшихся в городе музыкантов и устраивал концерты. Всё держалось на чистейшем энтузиазме. Стояла задача сохранения музыкантских навыков. А вместе с ней была и более высокая цель – не дать умереть симфоническому исполнительству в городе. Иногда оркестр собирался в составе 40 человек (и даже больше). Но все его участники должны были зарабатывать на жизнь, и эта необходимость мешала всегда собираться на выступления в должном количестве. Вот потому Наталья Николаевна и увидела на сцене дворца культуры совсем незначительное число музыкантов. Да, их было мало. Но все они были подлинными энтузиастами своего дела. Искорка этого неподдельного энтузиазма попала в тот день в душу юной слушательницы. А далее, выражаясь языком Одоевского, из искры «возгорелось» пламя.
В 1959 году Наталья Николаевна поступала на фортепианное отделение музыкального училища. На вступительных экзаменах она продемонстрировала, что находится в очень хороших отношениях с таким важным для будущего музыканта предметом, как сольфеджио. Преподаватель училища Адель Золотарёва предложила параллельно учиться на теоретическом отделении. И девушка принялась получать две специальности.
При воспоминаниях о годах, проведённых в музыкальном училище, лицо моей собеседницы становится очень светлым. Она поясняет, что много было молодого задора, творческого веселья. Не без смеха рассказывает о всевозможных шутках, которых испокон веков так много в среде людей искусства. Так, на теоретическом отделении вместе с Натальей Николаевной учился младший брат её наставницы по музыкальной школе Вадим Гребенцов. Он также известен тем, что окончил и госуниверситет, где был однокурсником Александра Вампилова. Вадим Авдеевич – человек невысокого роста. Наталья Николаевна смеётся: «Обращаясь ко мне и ещё одной нашей однокурснице, он говорил: «Между двух больших дубин рос чудесный георгин!» А мы ему придумали ответ: «Между двух прекрасных роз мухомор поганый рос!»
И всё же из двух отделений главным в судьбе Натальи Николаевны стало фортепианное. Здесь ей посчастливилось попасть в класс Людмилы Холодиловой. Это имя в музыкальной истории Иркутска – знаковое. Ведь Людмила Пантелеймоновна в течение многих лет была ведущей концертирующей пианисткой Иркутска, сыграв свыше 20 (!) концертов для фортепиано с оркестром. Для пианиста эта высочайшее творческое достижение. Кроме того, Холодилова показала себя как один из лучших педагогов в истории музыкально-образовательной системы города. Придя в музыкальное училище в 1951 году, она отдала ему 55 лет жизни. А Наталья Николаевна дополняет: «Для нас Людмила Пантелеймоновна была как вторая мама. Даже когда мы оканчивали училище, она всегда следила за всеми событиями в нашей жизни, давала добрые советы. Это был по-настоящему родной человек».
Далее была учёба в Новосибирской консерватории – в классе авторитетного педагога Мери Лебензон, которая окончила Московскую консерваторию по классу Александра Гольденвейзера – одного из лучших пианистов советской эпохи. В 1968 году Наталья Николаевна возвратилась в родной Иркутск. В профессиональную деятельность она ушла в полном смысле слова с головой. Начав работать в музыкально-педагогическом училище, она вела и класс специального фортепиано, и блок теоретических дисциплин, и такой предмет, как «Народное творчество». Одним словом, зарекомендовала себя как специалист широкого профиля.
В дальнейшем Наталья Николаевна работала в училище искусств. Так именовалось учреждение, созданное в 1963 году путём слияния музыкального и художественного училищ. В период перестройки они снова приобрели самостоятельность. Но главное вот что: музыкантам здесь всегда давалась добротная подготовка. И в этом заслуга таких людей, как Наталья Николаевна. Немало лет она заведовала сектором педагогической практики. И многие иркутяне узнали её именно благодаря данной работе. Остановимся на этой странице её биографии.
Главная задача сектора педпрактики – установление контакта со школами города, где будущие музыканты смогут впервые опробовать свои профессиональные навыки. Особо тесная связь возникла с 65-й и 72-й школами. Наталья Николаевна делала куда больше, чем предписывали ей служебные обязанности. И на базе этих школ при её участии возникли незаурядные музыкальные коллективы. Так и ребята из училища проходили практику, и школьники вовлекались в творческий процесс. Наталья Николаевна задумчиво произносит: «Была тут на концерте в филармонии. Выступали ложкари. А я сразу вспоминаю своих ложкарей из 65-й школы! Какой мы там народный коллектив собрали! И домристы, и ложкари. Выступали так выступали». Видно, что эти воспоминания греют душу моей собеседницы…
Но параллельно с педагогической работой Наталья Тихонова много лет вела концертную деятельность. В этом плане большую роль в её творческой биографии сыграл муж – виолончелист Валентин Тихонов. Помимо супружеских уз их связывал и творческий тандем. Ещё в молодости по предложению музыковеда Владимира Сухиненко они выступили в ансамбле по Иркутскому радио, исполняя музыку старейшины местных композиторов – Генриха Ланэ. И как же были поражены, услышав затем запись своей игры по Всесоюзному радио. Оказывается, иркутяне отослали эту запись в Москву. Вот только в фондах нашего радио её не сохранили…
А ещё было содружество с местной певицей Ниной Воротниковой. Она хорошо памятна многим иркутянам своим творческим долголетием, поскольку и в преклонном возрасте поражала прекрасным голосоведением. Наталья Николаевна вспоминает эту вокалистку как родного человека, отмечая: «Сначала мы с Ниной стали выступать вдвоём. Она пела под мой аккомпанемент. Часто нас звали в Общество советско-польской дружбы «Висла». Исполняли музыку поляков, то есть Монюшко, Шопена. А потом уже стали выступать втроём: Нина поёт, а мы с Валентином в ансамбле аккомпанируем».
Выступали на разных площадках. Часто – в рамках вечеров, проходивших в Музее декабристов и Доме литераторов. Подобно музыкантам, которых в пятидесятых собирал Патрушев, об оплате не думали.
Кружок энтузиастов со временем вырос. К ансамблю супругов Тихоновых примкнула скрипачка Наталья Авессаломова. Так родилось классическое трио в составе фортепиано, скрипки и виолончели. Выступало оно и самостоятельно, и сопровождая пение Нины Воротниковой. В первом случае исполнялись как образцы ансамблевой музыки, так и разнохарактерные переложения, сделанные Валентином Тихоновым. Репертуар ансамбля был обширным. Кроме того, на многих вечерах Наталья Николаевна поочерёдно играла со своими партнёрами. Набор произведений, звучавших на мероприятиях, где совместно выступали Тихоновы и Авессаломова, обращал на себя внимание. Так, судя по заметке, опубликованной в «Восточно-Сибирской правде» 5 июня 1990 года, лишь в рамках вечера о Борисе Пастернаке, проходившего незадолго до этого в Доме учителя, неутомимые музыканты представили произведения Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Моцарта, Генделя, Шопена и Вагнера.
Иркутяне тепло встречали как само трио, так и Нину Воротникову, которая выступала с ним в большинстве программ. В частности, очень любил выступления четвёрки энтузиастов Марк Сергеев, подлинный ценитель серьёзной музыки…К сожалению, 12 лет назад покинул этот мир Валентин Тихонов, ещё через 6 лет – Нина Воротникова. Не выступает больше кружок подвижников музыкального просветительства. Но Наталья Николаевна не опустила руки. Припоминаю события с её участием, относящиеся к последним годам. Во-первых, она не раз готовила в Доме актёра литературно-музыкальные программы. Туда наряду с музыкальными произведениями включались стихи, читавшиеся Людмилой Нарожной или Эммой Алексеевой. Во-вторых, некоторое время Наталья Николаевна работала как педагог специального фортепиано в школе-интернате музыкантских воспитанников. Наконец, 12 декабря 2019 года, как раз перед началом пандемии, она успела провести в музыкальном колледже вечер памяти своей наставницы – Людмилы Холодиловой.
Смотрю я на Наталью Николаевну и вижу, как при разговоре о музыке глаза её загораются огнём. Юбилей – это, конечно, повод оглянуться назад. Но никак не подводить итоги. Думается, творческая сущность этого человека ещё породит какие-то интересные задумки…