Кризис среднего возраста
За 11 лет население Приангарья постарело на 2,6 года
Продолжаем публикацию итогов Всероссийской переписи населения. Любопытные данные получены о возрастном составе населения. Что же изменилось за период после предыдущей переписи 2010 года? Прежде всего каждый из нас стал старше на 11 лет. За это время кто-то ушёл из жизни, им на смену пришло новое поколение. Из-за недостаточной рождаемости, а также в связи с растущей продолжительностью жизни население в целом с каждой переписью становится старше. Специалисты называют это демографическим старением. Данный процесс не так скор, как для каждого в отдельности. В сравнении с 2010 годом россияне стали старше на пару лет, средний возраст – 41 год. Самое молодое население – на Северном Кавказе, живущим там в среднем по 35 лет. А старше всех жители Центрального федерального округа – 42,6 года.
Стареем с разной скоростью
Сибиряки за это время постарели на 2,7 года, в среднем им слегка за 40. Наши земляки тоже состарились, средний возраст жителей Приангарья – 39,5 года против 36,9 в 2010 году.
В рамках Сибирского федерального округа моложе всех живущие в Тыве, им в среднем чуть за 30. Такой молодёжный возраст обеспечивает более высокий по сравнению с другими регионами уровень рождаемости, в сельской местности он традиционно выше, чем в городе, а в этой маленькой республике почти каждый второй – селянин. Благодаря этому там замедляется демографическое старение, за 11 лет к среднему возрасту добавился лишь годик. Заметим, что из всех российских регионов только в Чечне население моложе, там средний возраст – ровно 30 лет. Старше всех в СФО жители Алтайского края, их среднестатистический представитель приближается к отметке в 42 года.
Трудоспособных стало меньше
В ходе демографического старения меняется возрастная структура населения. Закономерно выросла доля старшего поколения, удельный вес детей и подростков также стал выше (до 2016 года рождаемость в Приангарье держалась на отметке не ниже 15 новорождённых на 1000 человек). А доля лиц в трудоспособном возрасте (несмотря на новые рамки, отодвинувшие срок назначения пенсии) за 11 лет снизилась на 4,5% и составила 57%.
После выхода на пенсию многие продолжают трудиться на благо общества. Но производят товары и услуги, оплачивают налоги, пополняя региональный бюджет, в основном лица в трудоспособном возрасте. Вот почему возрастной состав населения имеет экономическое значение, от него зависит возможность формирования бюджетных доходов, выполнения социальных обязательств и программ.
Изменения такой возможности можно отследить по динамике демографической нагрузки. Это показатель суммарного числа лиц, находящихся ниже и выше черты трудоспособности, в расчёте на 1000 лиц трудоспособного возраста. С сокращением числа трудоспособных граждан нагрузка на них возрастает, а бюджетные возможности снижаются.
Кто больше нагружен?
Рост демографической нагрузки – общероссийская тенденция. В Иркутской области она выросла по всем направлениям: в городской и сельской местностях, за счёт самых молодых и тех, кто уже заработал пенсию. Наш показатель (755) выше средних по стране (714) и Сибирскому федеральному округу (749). Но такое в общем нежелательное превышение обеспечено лицами, не достигшими 16 лет (они подрастут и пополнят ряды трудящихся), а «давление» старшего поколения в нашем регионе ниже среднего уровня (409 против 426 по России).
В пределах СФО максимальная нагрузка на трудоспособных сложилась в Алтайском крае (862 на 1000 человек). Более высокий показатель только в Костромской, Кировской и Курганской областях (869–895). А сибирский минимум нагрузки отмечается в Красноярском крае – 686. Каждый четвёртый субъект Российской Федерации имеет ещё более низкий показатель. Это характерно для Северного Кавказа (4 региона из 7), Дальнего Востока (8 из 11), миграционно привлекательных территорий (Москва и столичная область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, тёплый Краснодарский край) и для части регионов, где добывающие предприятия организовывают работу вахтовым методом. Рекордно низкая нагрузка и, соответственно, минимальные проблемы с наполнением бюджета (или их отсутствие) – в Ямало-Ненецком автономном округе (552).