Первый, настоящий, анимационный
В Иркутске прошла премьера мультфильма о святителе Иннокентии
«Сегодня у нас день маленькой победы. Вот он, наш мультфильм!» – громко сказала заместитель директора Иркутского областного краеведческого музея Наталья Гончаренко. Я оглянулась на зал. Он был переполнен. Дети размахивали флажками, люди стояли и сидели на ступеньках в проходах… Такого количества любителей мультфильмов никто не ожидал. Все желающие едва-едва вместились в два зала Дома кино. И люди всё подходили и подходили. 9 ноября состоялась премьера анимационной картины «От Анги до Форт-Росса: по следам святителя Иннокентия (Вениаминова)». Над мультфильмом работали анимационная студия «Форсайт» и Иркутский краеведческий музей. Это первый художественный мультфильм, созданный в Иркутске и об иркутском герое.
«Что будут говорить герои?»
«Из маленькой деревушки в селе Анга ехал в сибирский город Иркутск будущий семинарист Иван Попов…» – перед нами один из первых кадров мультфильма – смешной мальчишка едет в санях… Мы видим Ангу, какой она могла быть более двух веков назад, когда святитель Иннокентий был просто Ваней. 225 лет назад этот мальчик появился на свет, и никто тогда не знал, что ему суждено быть канонизированным Русской православной церковью и стать апостолом Сибири и Америки. Именно эти две даты – 225 лет со дня рождения и 45 лет с момента канонизации святителя – и отмечаем мы в этом году. И мультфильм – это большой подарок людям в память об уникальном человеке, священнике, путешественнике, учёном.
Мультфильм показывали впервые. До этого его видели только маленькие группы ребят из православных приходов России, чтобы принять участие в конкурсе рисунков по мотивам мультика. Событие уникальное. Об Иркутске, Иркутской области создано очень мало интересных художественных картин. Можно перечесть по пальцам. Например, «У озера» Сергея Герасимова или «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, «Сатисфакция» Анны Матисон… «А у нас же такой край, столько интересных героев, – говорит руководитель проекта, заместитель директора ИОКМ Наталья Гончаренко. – Талантливого документального кино очень много, художественных фильмов – крохи, а анимации в принципе нет».
И вот он появился – первый, настоящий, анимационный. За работу взялась студия «Форсайт». Режиссёром картины стал Юрий Немеров, продюсером – Наталья Немерова. Научным сопровождением проекта занимались сотрудники ИОКМ Денис Гайда (он же в фильме озвучивал голос капитана), Надежда Куклина, Лилия Шустерман, Артём Ермаков, заведующий отделом «Культурно-просветительский центр имени свт. Иннокентия (Вениаминова)» в селе Анга Александр Соколов. «На самом деле в титрах мультфильма видно, что участников намного больше. У нас была огромная творческая команда», – говорят участники.
«Сегодня у нас праздник, день маленькой победы, Мы представили на ваш суд этот мультфильм. Скажите, пожалуйста, он вам понравился?» – спросила Наталья Гончаренко. «Да!» – закричали хором дети и взрослые, размахивая своими подарками – флажками с символикой краеведческого музея. Десятки флажков – как живое море… Ещё около полусотни человек усадили во второй зал. Гардероб Дома кино был забит, такого внимания, кажется, не удостаивался ни один фильм.
С момента, когда аниматоры начали первые встречи с экспертами ИОКМ, до выхода мультфильма в свет прошёл год. Первой идею создания мультфильма подала сотрудница музея Лилия Шустерман. «Хотелось отметить 225-летие со дня рождения святителя необычным, ярким проектом, – говорит она. – На самом деле наши друзья, студия «Форсайт», пришли к нам в музей, мы вместе с директором обсуждали, какие идеи мы можем осуществить. Темы крутились вокруг личности святителя и писателя Валентина Распутина. И тут в голову мне пришло: «А почему бы не сделать мультфильм?» Да нет, идея, конечно, всем нам пришла в голову, но так получилось, что произнесла в первый раз я. И мне очень приятно, что это было так». В дело включилась Наталья Гончаренко, совместно разработали заявку, которую студия «Форсайт» подала в Президентский фонд культурных инициатив… И чудо – команда получила грант на создание мультфильма.
Первоначальный сценарий был написан на 40-минутный фильм, и понадобились огромные усилия сценаристов, чтобы сократить его до 15 минут. «Мы ничего не знали: будет ли это классический советский мультфильм или что-то похожее на современные мультики, например на «Алёшу Поповича», – сказала Наталья Гончаренко. – Что будут говорить герои? Какой продолжительности будет мультфильм? Очень долго спорили, будет он длиннее или короче. Как уместить огромную 80-летнюю жизнь святителя Иннокентия в эти краткие минуты?»
«Тема святителя – огромная, многогранная, – говорит научный сотрудник ИОКМ Надежда Куклина. – И, конечно, сократить этот объём – сложнейшая работа. Перед нами стояли две задачи: сделать красочный и понятный мультфильм и вести рассказ в исторически правильном русле. В итоговом фильме осталась одна десятая часть того, что было в планах. И сценарий сократили, и героев. Это был очень необычный опыт для меня как для консультанта. Картина получилась верной, все биографические факты точны. По каким-то вопросам, конечно, споры у нас были. Но мы всегда держали в голове, что это художественный фильм. Авторы добавили яркости, красочности, чтобы детям было интересно. Мне кажется, это было сделано правильно».
В итоговые 15 минут вошли 900 кадров, 900 рисунков, частота – 24 кадра в секунду. На производство было потрачено 4,6 млн рублей.
«Художники шли назад во времени»
«Для нас, как для анимационной студии, работа была настолько интересной, что общение с сотрудниками музея шло круглосуточно – мы созванивались днём и ночью, – говорит Наталья Немерова. – Разговаривали, как это должно выглядеть. Ведь важна была историческая правда. Какой была Анга в те годы, что за Алеутские острова? Мы изучили много книг, нам самим интересно стало».
«На самом деле был вопрос, как нарисовать главного героя, – говорит Наталья Гончаренко. – Есть изображения святителя в старшем возрасте. Есть даже и фотографии, когда он был уже митрополитом. Существуют и портреты-гравюры. Но везде он запечатлён зрелым. Проблема была в том, что до старости святителя сюжет нашего мультфильма не доходил. Смысл был в том, чтобы показать ангинский и иркутский периоды его жизни, ведь мультфильм для нас, для наших земляков. И это был переломный момент в жизни будущего святителя. Момент выбора. Ты можешь остаться в Иркутске, быть тихим настоятелем в Благовещенской церкви или отправишься в неизведанное, опасное путешествие. А вот как раз портретов этого человека, молодого Иоанна Вениаминова, нет. И художники отталкивались от портрета зрелого, стремясь показать юного Иоанна, одновременно сохранив все черты лица. èèè
Это было что-то сродни работе антрополога Михаила Герасимова, когда он восстанавливал лицо по черепу. А наши художники шли назад во времени. Сначала был создан как раз последний кадр мультфильма, где святитель Иннокентий появляется в облачении митрополита. Шаг за шагом художники делали его молодым. Сначала убирали седую бороду, потом стирали морщинки и делали лицо всё моложе и моложе. Это была почти научная реконструкция облика святителя. И мне кажется, у нас получилось».
«Над фильмом работали 12 художников, – рассказал Юрий Немеров. – Со времён пандемии студия трудится удалённо. И в этом фильме задействована команда из самых разных городов. Художник-постановщик – из Иркутска, главный ассистент режиссёра – из Санкт-Петербурга, работали художники из Краснодара, Таганрога, Тамбова, Уфы и других городов. Распределялась работа по эпизодам. Прорисовка каждого героя одним художником – это более идеальный, но и более дорогой вариант, потому один художник у нас обычно делал целый эпизод. Какие-то художники работали на подмоге – делали выпавшие кусочки, которые не заметили в процессе работы. Вот так прилетал к нам мультфильм отовсюду, из разных городов России. А собирали мы его в Иркутске».
Студия «Форсайт» существует с начала двухтысячных, исторически это вторая иркутская студия мультипликации после «Ритага», основанного Мариной и Игорем Лесковыми, где работал известный художник-аниматор Максим Ушаков. Юрий Немеров – выходец с «Аиста», сегодня его анимационная студия – единственная в Иркутске. В двухтысячных годах «Форсайт» даже вёл в Иркутске бесплатные анимационные курсы, многие из учеников студии сейчас работают в Москве, Санкт-Петербурге.
Несмотря на то что в багаже студии «Форсайт» много известных в городе дизайнерских телевизионных и рекламных проектов, у её руководителя Немерова всегда была идея-фикс делать мультфильмы. «Я даже сам-то не любитель мультики смотреть, но идея была, – говорит он. – Я встретил художника Юрия Базюка, мы с ним очень много работали. Замечательный человек, который поставил творчество в нашей студии на профессиональный уровень. В своё время мы охватывали всю страну, делая рекламную мультипликацию. Наши рекламные фильмы крутились от Южно-Сахалинска до Калининграда. Парадокс, но нас в Иркутске в тот период даже никто и не знал. Мы работали только на внешний рынок». Например, «Сахалинэнерго», давний партнёр студии, заказал «Форсайту» более трёх десятков социальных мультфильмов про Сеню-спасателя. В прошлом году «Форсайт» сделал мультфильм по нивхской сказке «Бурундук ищет друга». Сахалинский писатель, публицист Владимир Михайлович Санги, представитель народа нивхов, обработал эту сказку, а потом появилась 10-минутная анимационная история. А уже на грант с музеем мультипликаторы взялись за новый художественный мультфильм, и в багаже студии теперь ещё одна творческая работа.
«Юрий, по сути, сделал этот фильм»
В мультфильме чувствуются радость и мечта, которые наверняка вели молодого священника, когда он принял решение ехать к неизведанным островам. «Нам хотелось, чтобы фильм был динамичным, интересным и его могли смотреть не только воцерковлённые дети, а вообще все дети, – говорит Наталья Гончаренко. – Сознательно мы ушли от темы: «Вот, детки, посмотрите, какой великий человек был! Срочно учитесь у него». Хотелось показать живого человека, у которого, как у каждого из нас, есть и сомнения, и страх. И даже немножечко гордыни. Он ведь у нас молодой, юный. Помните кадр, когда в мультфильме появляется чудище, а священник убивает его, подняв крест? Сила его ведёт, он ощущает, что может победить, и гордится этим. Вот это мы и хотели показать – простого человека, не святого».
Генеральный показ мультфильма должен был пройти в сентябре, работа двигалась трудно. И тут новая беда. Юрий Немеров попал в больницу, весь процесс, державшийся на нём, остановился. «На самом деле движущей силой был Юрий, – говорит Наталья Гончаренко. – И, когда он заболел, это было очень тяжело для нас. Мы ощущали если не катастрофу, то очень большую проблему. Он не просто попал в больницу, а в операционную, был долгий период реабилитации. И на это время мультфильм, как говорится, «встал». Всё видение анимационной картины было в голове Юрия, в его руках – задания художникам. А он оказался вне работы. Кто-то из внешних людей, не связанных с проектом, сказал: «А что такого? Ну замените режиссёра». Но это невозможно. Это всё равно, если бы Пушкин посреди написания «Евгения Онегина» заболел, а дописать предложили кому угодно. Это нереально, Юрий, по сути, сделал этот фильм, он главный герой всей этой истории».
«Мы были в Анге и видели этот большой музейный комплекс, слышали, какую жизнь прожил святитель Иннокентий, – говорит зрительница. – И вот теперь пришли на этот чудесный мультфильм. Конечно, хочется, чтобы был создан ещё и большой художественный фильм о его жизни». «Пусть ваши слова сбудутся, – сказал Юрий Немеров. – Планы наши зависят от государства. Этот мультфильм сделан на грант. И мы будем подаваться и дальше. В Иркутске очень много великих людей. Например, Николай Николаевич Муравьёв-Амурский. Возможно, когда-то появится мультфильм и о нём».
«Если бы святитель Иннокентий не участвовал с нами, ничего бы не было, – говорит Наталья Гончаренко. – Согласитесь, что он нам помогал, он нас вёл. Он, как человек, прославленный в лике святых, сейчас пребывает с Господом. И, конечно, молится за то хорошее, что мы можем делать. Мультик же добрый про человека доброго. А какая гордость охватывает за земляка! Я сама человек верующий, католичка. И я ощущаю, что святитель в этой работе был с нами. Это чувство трансцендентное, его словами не передашь. Когда я в первый раз приехала в Ангу, постояла на фундаменте старой Ильинской церкви, той, в которой молился святитель Иннокентий, вдруг я расплакалась. Всё было хорошо, радостно. Этих слёз ничего не предвещало. Я поняла, что это было от присутствия чего-то большого… Когда обычному человеку случается оказаться рядом со святым, он всегда чувствует свою разницу со святостью. И своё несовершенство. И я понимаю, что святитель своей теплотой нам помогал. Какое-то отеческое покровительство было».
Сейчас созданный мультфильм уйдёт в широкое пространство, его покажет федеральный православный канал «Союз», вещающий по России и за рубежом. «Кто знает, а вдруг найдётся человек, который вдохновится нашей работой и решит дать ещё 5 миллионов, и мы сделаем вторую серию. Вы обратили внимание: мы задумали так, что финал позволяет говорить дальше», – рассказывает Наталья Гончарова. Она считает, что у студии «Форсайт» большой потенциал для работы именно над художественными мультфильмами. «Я очень хочу, чтобы люди увидели этот мультфильм и заказывали бы «Форсайту» новые и новые анимационные картины. Эти люди могут многое», – сказала она.