«Добротный бюджет»
Парламент принял проект областной казны в первом чтении
233,7 млрд рублей – таковы доходы областного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Расходы составили 253,2 млрд рублей. Дефицит – 19,45 млрд рублей. 67,5% от общего объёма расходов – это социальные обязательства перед жителями Иркутской области. 16 ноября на сессии ЗС проект бюджета был принят в первом чтении. Как отметили депутаты, впервые работа правительства и ЗС прошла в новом режиме: с лета 2022 года парламентарии и представители исполнительной ветви власти работали в совместных проектных офисах. Это позволило не только подробно изучить основные параметры бюджета со всеми заинтересованными сторонами, но и учесть максимальное количество депутатских предложений к проекту областной казны.
В 2023 год областная казна входит со следующими показателями: налоговые и неналоговые доходы будут аналогичны основным параметрам бюджета 2021 года. Общий объём доходов – 233,7 млрд рублей, в том числе собственные доходы – 198 млрд рублей. Расходы – 253,2 млрд рублей. Из них более 170 млрд рублей, то есть почти 70% всех расходных обязательств областной казны, – это средства, которые пойдут исключительно на социальные обязательства. По словам министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой, несмотря на то что бюджет формировался в условиях санкционного давления, удалось в полном объёме предусмотреть финансирование госпрограмм и национальных проектов. Более 250 млрд рублей будет направлено на 22 государственные программы, которые включают 42 проекта. Межбюджетные трансферты составят более 99 млрд рублей. Ещё 46,1 млрд будет направлено в муниципалитеты по статье «Вопросы местного значения». На 6,1% в будущем году вырастут дотации на выравнивание обеспеченности муниципальных районов и городских округов. По словам Наталии Бояриновой, более 2,1 млрд рублей правительство выделяет на премии территориям за обеспечение прироста собственных доходов.
Областной парламент, напомним, на октябрьской сессии ЗС принял поправки, вносящие изменения в первую часть 14 статьи закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». На территории Иркутской области с 1 января 2023 года должны были быть введены отрицательные трансферты. Предусматривалось, что муниципалитеты должны были осуществлять перечисления сверх установленного областного показателя из местных бюджетов в пользу областной казны. Заморозка отрицательных трансфертов до 1 января 2026 года позволит закрепить за местными бюджетами более 2 млрд рублей, что в непростых экономических условиях поддержит территории на весь трёхлетний период бюджетного планирования.
Депутат Сергей Бренюк поинтересовался, сохранится ли уровень жизни работников бюджетной сферы, или их ждёт снижение доходов, поскольку происходит инфляция. Наталия Бояринова сообщила, что минфин учёл пожелания областного парламента, высказанные депутатами в прошлые годы, и в новом бюджете заложены все необходимые средства на выплату зарплат и на увеличивающиеся расходы по социальной сфере. Бояринова признала, что инфляция составляет серьёзный процент, растут цены на продукты и бытовые услуги, однако правительством в течение всего года принимаются меры по поддержке наиболее незащищённых слоёв населения. Депутат Андрей Маслов напомнил о требовании Минздрава РФ о создании в регионах 4-месячного запаса лекарственных средств и спросил, заложены ли расходы на это направление в областном бюджете. Наталия Бояринова пояснила, что это вопрос второго чтения бюджета. «Во втором чтении обязательно будем разбираться по дефициту лекарств уже с министром здравоохранения», – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. Депутат Александр Гаськов задал вопрос о судьбе строительства радиологического корпуса онкодиспансера, и министр заверила, что средства в трёхлетнем бюджете заложены. Гаськов отметил, что в 2025 году возникнет около 1 млрд рублей, которые необходимо выплачивать концессионеру. «Я не говорю именно про строительство, а про расходы, которые мы будем нести по концессионному соглашению», – сказал депутат. Бояринова отметила, что пока эти расходы не могут возникнуть, поскольку корпус не построен. И говорить о затратах по выплатам концессионеру в 2025 году преждевременно.
Как сообщила вице-спикер ЗС Лариса Егорова, проект бюджета прошёл обсуждение во всех региональных ячейках партии «Справедливая Росссия – патриоты – за правду», принято решение о поддержке проекта областной казны. «В сложившейся ситуации, когда идёт специальная военная операция, в бюджете предусмотрены средства на поддержку мобилизованных и их семей, для нас это важный аспект, – сказала Лариса Егорова. – Есть и средства, чтобы в случае необходимости реабилитировать наших ребят. Все вопросы мы задавали на заседаниях комитетов, информацию передавали представителям нашей партии в муниципалитетах, общались с мэрами. Мы не можем не поддержать проект бюджета, но хотелось бы обратить внимание на поддержку спорта, социальных объектов, которые должны получить финансирование во втором чтении».
Парламентарий Дмитрий Тютрин напомнил, что депутаты от ЛДПР приняли активное участие в работе проектных бюджетных офисов. «Это была очень полезная работа, поскольку многие вопросы были сняты ещё в процессе формирования законопроекта, – сказал депутат. – Часть вопросов осталась, они амбициозные, и работа над ними будет продолжена. На заседании фракции ЛДПР было принято решение поддержать проект закона и продолжить работу над ним во втором чтении».
«Мы видим, что бюджет сбалансирован, достигаются все цели в рамках региональных и национальных проектов, так же, как и в предыдущие годы, бюджет имеет социальную направленность, – сказала глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, подводя итог оценки КСП нового проекта бюджета. – В этой связи мы полагаем, что препятствий для рассмотрения бюджета в первом чтении не имеется».
– Правительство Иркутской области в этом году услышало предложения Законодательного Собрания, которые мы прорабатывали в течение года, относительно новой системы работы над законом о бюджете, – сказала глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова. – Работа над бюджетом теперь начинается заранее и в форме проектных офисов. Это площадки для консультаций экспертов, в работе которых участвуют депутаты ЗС, представители органов государственной власти, муниципалитетов.
Обсуждение идёт по госпрограммам, которые являются основой бюджета. В проектных офисах мы проработали с лета текущего года, что позволило нам сегодня увидеть в проекте бюджета те предложения, которые давали депутаты. Мы провели в новой форме совместное заседание всех комитетов ЗС с расширенным обсуждением проекта закона о бюджете. Слушали не только основного докладчика – минфин, но и минэкономразвития, информации от которого нам зачастую не хватало. Мы получили возможность очень подробно обсудить прогноз социально-экономического развития, на основе которого строился проект закона о бюджете. Затем бюджет обсуждался каждым комитетом отдельно. Завершилась работа комитетов и комиссий 15 ноября, на заседании бюджетного комитета были собраны и озвучены все предложения, выработана консолидированная позиция. Новая система дала эффект, вы видите, что обсуждение было более длительным, мы смогли в подробностях рассмотреть проект закона о бюджете. Самое главное наше достижение – в проекте уже учтена значительная часть депутатских предложений». Наталья Дикусарова подчеркнула, что параметры бюджета не вызывают сомнений как у депутатского корпуса, так и у УФНС.
«Мы очень тщательно отработали проект закона на подходах и готовы ко второму чтению, – сказала Наталья Дикусарова. – У нас есть предложения, и они касаются инвестиционной составляющей. Мы всегда работаем во втором чтении по поправкам по капитальному ремонту социальной сферы. Понимаем, что это эффективный механизм, который позволяет каждый муниципальный район включить в процесс инвестиционной составляющей. Ремонтировать в каждой территории, которая к этому готова, детские сады, школы, объекты культуры, спорта. Перед нами стоят вопросы сельского строительства, экономического развития, здравоохранения, образования. Эту работу с коллегами из правительства мы продолжим в рамках второго чтения».
Как сообщила Наталья Дикусарова, участники публичных слушаний по бюджету высоко оценили решение правительства сохранить в полном объёме расходы на зарплату бюджетников и социальную сферу. «Это даёт уверенность, что социальные гарантии наш регион выполнит на 100%», – сказала Дикусарова. Бюджетный комитет констатировал, что удалось сформировать «добротный бюджет», и рекомендовал сессии принять его в первом чтении.
Спикер ЗС выразил благодарность за работу министру финансов Иркутской области, аудиторам КСП, председателю правительства, который встречался с депутатскими фракциями и подробно обсудил с парламентариями все параметры бюджета. «Большое спасибо министрам, которые принимали участие в работе комитетов, спасибо комитетам, которые взяли на себя труд изучить документ детально, каждый в своём направлении. Это позволяет надеяться, что мы сформировали сбалансированный, продуманный документ», – сказал Александр Ведерников. Сессия приняла бюджет в первом чтении, предельный срок представления поправок ко второму чтению – 24 ноября. Вероятно, в ноябре пройдёт ещё одна сессия ЗС, на которой будут рассмотрены подготовленные парламентариями поправки.