История иркутской полиции
К 265-летию со дня основания службы
История становления полиции в Иркутске – тема благодатная и интересная. Её затрагивали в своих исторических исследованиях многие историки и журналисты. К примеру, в книге Виталия Зоркина «Губернаторы и генерал-губернаторы (1765–1805)» можно прочесть: «17 октября 1757 года Правительствующим Сенатом был издан указ об учреждении в городе полиции. Об этом записано в Полном собрании законов Российской империи за 1757 год. В летописи Пежемского и Кротова указывается факт, что 28 марта 1758 года в Иркутск прибыл из Санкт-Петербурга Ив. Ив. Замойщиков, а 30 марта он уже вступил в должность. Чуть позже с помощью Городского магистрата из иркутских мещан была набрана полицейская команда. В дальнейшем об иркутской полиции летописцы ничего важного не писали вплоть до 1797 года».
«27 октября 1797 года иркутский губернатор, тайный советник Нагель уведомил иркутского коменданта и шефа Мушкетёрского полка, расположенного в городе, генерал-майора Блюма, что Высочайше повелено, дабы городская полиция в тех губернских городах, где нет военных губернаторов, состояла в ведении комендантов; а так как в Иркутске военного губернатора ещё не было, то он и просил коменданта Блюма принять таковую в свое распоряжение. Вступив 30 октября в отправление обязанностей главного начальника иркутской полиции, Блюм представил на Высочайшее имя доклад: «…что в Иркутске нет управы благочиния, а следовательно, нет и разделения города на части и кварталы и нет другой полиции, кроме городничего… что он признает необходимым для наилучшаго и способнейшаго в смотрении о привидении в порядок устройства разделить их на 4 части, а части на кварталы и назначить частных приставов и квартальных».
Надо отметить, что начало административно-территориального деления Иркутска связано с деятельностью полиции.
27 декабря 1797 года императором Павлом I подписывается именной указ, которым утверждаются распоряжения Иркутского коменданта о разделении города Иркутска на части. В связи с этим происходит реорганизация устройства иркутской полиции. Этот факт был зафиксирован в «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири 1032–1882».
В книге «Иркутские огнеборцы: 200 лет истории» упоминается такой факт: «Определённая в конце XVIII структура городского деления предусматривала иметь в каждой части города полицейскую команду, подчинённую частному приставу. Этим же уставом было определено «в каждой части города иметь брандмейстера или огня гасительного мастера» со штатом пожарных служителей. Первые 3 пожарно-полицейские команды в Иркутске были созданы в 1808 году. Пожарные входили до 1911 года в состав служащих полиции на правах специализированного формирования; содержание полиции пожарной команды было вменено в обязанность городского управления».
В 1814 году Иркутск был разделён на три полицейские части, каждая из которых состояла из двух кварталов (фактически полицейский «квартал» охватывал несколько городских кварталов).
В книге А. Сысоева «Криминальные хроники Иркутска: хронологический перечень» упоминаются данные о том, что «штат иркутской полиции к 1856 году состоял из полицмейстера, пристава гражданских дел, пристава уголовных дел, 3 частных приставов, 6 квартальных надзирателей, и полицейская команда насчитывала 77 человек». Через несколько лет для исполнения полицейских функций привлекаются чины из казачьих войсковых частей, находящихся в Иркутске.
С 1866 года в распоряжении полицмейстера находился небольшой конный отряд, исполняющий обязанности городовых полицейских. Этот конный отряд послужил основанием для организации Иркутской конной городской жандармской полиции, которая именным приказом от 14 апреля 1874 года была упразднена.
К середине XIX века структура городской полиции была представлена полицмейстером, 2 приставами уголовных и гражданских дел, 3 частными приставами, 6 квартальными надзирателями, брандмейстером и секретарём.
Рисунок «Иркутский полицейский» сделан Юлиусом Прайсом. Прайс – английский корреспондент и художник газеты «Иллюстрированные лондонские новости», побывавший в Иркутске в 1891 году. Рисунки, которые сделал в нашем городе Юлиус Прайс, были опубликованы в нескольких номерах газеты «Иллюстрированные лондонские новости» и послужили иллюстрациями к книге Прайса «От Северного Ледовитого океана к Жёлтому морю», изданной в 1892 году в Лондоне. «Полиция удивила меня своей хорошей организацией, – писал Прайс. – В дневное время конная полиция постоянно патрулирует улицы для предотвращения заторов транспорта на улицах – необходимая мера, особенно если учесть неосторожную езду, предпочитаемую сибиряками. В ночное время здесь всё ещё жива истинно восточная традиция, когда патруль ходит по улицам, непрерывно потряхивая чем-то вроде сигнального молотка, который издаёт звук, не похожий на звук трещотки, используемой нашими полицейскими. Причина такого пристрастия к этому примитивному обычаю мне осталась неясной. Возможно, сибирские воры очень нервные, и такое приспособление пугает их и заставляет воздерживаться от осуществления злостных намерений». |
Из книги «Криминальные хроники Иркутска: хронологический перечень» можно узнать интересный факт о том, что в 1864 году в Иркутске в трёх частных управах появились телеграфные станции, которые были объединены между собой и с общей городской управой. Каждый житель мог передавать экстренную информацию о произошедшем в городе, обратившись в любую из трёх частных управ, передавать депеши они могли безо всякой оплаты. Автор также приводит такие факты: в 1868 году иркутский полицмейстер получал 1500 рублей годового жалованья, полицейские приставы получали 600 рублей, их помощники – 400 рублей.
Известно, что в 1871 году для городской полиции было выделено 10 тысяч рублей. Тогда в составе полиции служили 19 казаков, но в 1872 году из-за отсутствия финансирования служба их была прекращена. Уже в 1873 году служившие в полиции солдаты заменены вольнонаёмными лицами из отставных и бессрочно отпускных лиц. Жалованье составляло до 10 рублей в месяц. В 1874 году городом было отпущено на содержание полиции 20 284 рубля. На службе в полицейском управлении состояли полицмейстер, помощник полицмейстера, 2 следственных пристава, 8 помощников полицейских, 2 столоначальника, брандмейстер, секретарь. В 1875 году в Иркутске был учреждён явочно-справочный отдел для постоянного ведения в городе правильной явочно-паспортной системы с целью контроля прибытия и выбытия всех городских постоянных и временных жителей.
2 ноября 1883 года первый «особый отряд сыскной полиции» был создан по ходатайству полицмейстера войскового старшины Христофора Фомича Маковского. Отряд состоял из девяти нижних чинов, отобранных из 69 чинов иркутской полицейской команды. Руководил отрядом отставной унтер-офицер Яков Кондратьевич Чусов. Отряд был распущен через некоторое время «за неимением» средств. Повторная попытка организации сыскной полиции была предпринята в 1885 году по предложению полицмейстера капитана Озерского. Под началом пристава следственных дел Николая Дмитриевича Добронравова был организован «небольшой отряд сыщиков». Расформирован «за неимением» средств через несколько месяцев. 6 июля 1908 года при Иркутском городском полицейском управлении учреждено сыскное отделение 3-го разряда в составе начальника отделения, 3 полицейских надзирателей и 4 городовых. Располагалось Иркутское сыскное отделение в доме № 16 на ул. Подгорной, прекратило свою деятельность 4 марта 1917 года».
В книге «Криминальные хроники Иркутска: хронологический перечень» указывается, что «в 1898 году один городовой приходился более чем на 2000 жителей , а в 1910-м – на 893 жителя. Половина городовых охраняла банк, почту, телеграф и разносила повестки мировых судей. Другая половина в три смены дежурила на наружных постах, и за порядком в городе имели возможность следить в лучшем случае 15 полицейских».
В 1890 году в Иркутске была открыта четвёртая полицейская часть. Историк Юрий Колмаков в книге «Иркутская летопись 1661–1940 гг.» даёт более точную дату: «27 июня 1890 года сформирована 4-я полицейско-пожарная часть для охраны жителей Нагорного района от пожаров. Часть размещена в арендованном помещении».
12 марта 1901 года Мнением Государственного Совета в штате Иркутской городской полиции учреждены десять должностей околоточных надзирателей и 18 младших городовых. Вместе с тем в штате полиции сокращалось число конных стражников (до 10 человек), что ставило под сомнение эффективность работы с преступностью. Поднимались вопросы или о полном упразднении «означенных стражников с заменою их другими полицейскими чинами, или же вновь восстановить такой их комплект, при коем они могли бы нести службу без перерывов».
Вопрос о пересмотре штата полиции поднимался дважды, но Министерство внутренних дел, как видно из сообщений от 30 апреля 1903 года и 10 января 1904 года, не признавало возможным давать движение ходатайствам об усилении штата.
Данные проблемы были оглашены согласно документу «Об усилении штата Иркутской полиции» от 1 декабря 1904 года, опубликованному в «Известиях Иркутской городской думы» за 1904 год, № 15. Доклад «Об усилении штата Иркутской городской полиции» от 1 декабря 1904 года подписали губернатор Моллериус, вице-губернатор Мишин, прокурор окружного суда Фаас, советник Виноградов. Иркутску требовалось увеличить число околоточных надзирателей, назначить 30 конных стражников и 13 низших полицейских служителей и рассыльных, которые своей специальной службой освободят от подобных обязанностей конных стражников и городовых. Ввиду этого возникала возможность ограничиться назначением 110 городовых. Это количество являлось наименьшим числом низших чинов полиции, необходимых для должного исполнения своих обязанностей. Также предлагалось увеличить сумму расходов на содержание полиции «с 66 956 рублей до 99 195 рублей».
«Городская Дума 27 декабря 1905 года отклонила предложение губернатора Ивана Петровича Моллериуса об ассигновании городом средств для дополнительных штатных единиц городовых». С начала 1906 года в Иркутск поступают средства из государственной казны в сумме 20 тысяч рублей на дополнительные штатные единицы низших чинов полиции численностью 80 городовых и 20 конных стражников с жалованьем пешему – 30 рублей, конному – 60 рублей. Такое мероприятие рассчитывалось только на три месяца.
На думском заседании от 11 января 1906 года было решено с 1 февраля уступить Сибиряковскую богадельню для размещения добавочных городовых. И уже 6 февраля было сформировано дополнительное подразделение полиции.
В 1905 году в городе функционировали четыре полицейские части. 15 мая 1908 года в Глазково было открыто отделение 1-й полицейской части. А уже 26 октября этого же года Глазковское отделение преобразуется в самостоятельную 5-ю полицейскую часть, штат которой увеличивается до пяти полицейских чиновников и сорока городовых. Таким образом, к началу ХХ века число административных единиц в городе возросло до пяти.
Надо отметить, что с 27 мая 1908 года на средства, данные иркутскими купцами Кравцом, Второвым, Краузе и другими, при Городском полицейском управлении организуется фотографический павильон, который должен обслуживать нужды полиции. Разместился павильон в небольшом помещении, расположенном во дворе управления. Заведовать павильоном назначили помощника пристава Понсилиуса, в распоряжение которого был представлен специальный аппарат «Бертилион».
В начале XX века полиция имела 2 части – наружную и внутреннюю, а также сыскное отделение. В наружной части состояли полицмейстер, 5 приставов, 10 помощников приставов, 15 околоточных надзирателей, 20 конных стражников и 140 пеших городовых. Во внутренней части – помощник полицмейстера, секретарь полицейского управления, казначей, 2 столоначальника, 2 журналиста и 5 письмоводителей. В сыскном отделении – начальник, 3 полицейских надзирателя и 4 городовых.
Прекратила своё существование городская полиция 4 марта 1917 года. В книге «Криминальные хроники Иркутска: хронологический перечень» есть такие строки: «4 марта 1917 года в целях укрепления нового порядка в Иркутской губернии Исполнительным комитетом общественных организаций арестованы генерал-губернатор А.И. Пильц, полицмейстер и офицерские чины Иркутского жандармского управления. Временное наблюдение за порядком в городе возложено на Е.Ф. Роговского. Желающих нести службу в городской милиции просят явиться для записи в городскую Думу».
Позднее упразднение полиции отразилось и на административно-территориальном делении города. При советской власти город стал состоять из районов.
1 марта 2011 года согласно Федеральному закону «О полиции», в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел, полиция была восстановлена.