издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лучше в колонии, чем на том свете

Свердловский районный суд Иркутска приговорил закладчика соли к пяти годам строгого режима

Если наркотического дельца сравнивать со спрутом, то закладчики-курьеры – это его щупальца, которые способны отрастать заново. Никто и никогда этих людей не жалеет – и в первую очередь сами барыги, зачастую остающиеся в тени. Попался на закладке? Значит, тебе не повезло, на твоё место за грошовую плату придут другие исполнители. В той реальности, которую эти люди сами себе устраивают, у них обычно есть около двух месяцев вольной жизни. А дальше – задержание, суд и очень немалый срок в колонии, да ещё строгого режима.​ ​ ​ ​ ​

Подозрительная личность

Фигурант уголовного дела, которое недавно рассматривалось в Свердловском районном суде Иркутска, Алексей Сушков (фамилия изменена) продержался на таком «бизнесе» и вовсе меньше месяца. В сети Интернет он вступил в переписку с человеком, который представился как Профи Леон (уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство). В результате возник преступный сговор, направленный на совместный незаконный сбыт наркотических веществ. Детали криминальной операции были таковы: Профи Леон обеспечивал оптовую закладку наркотика, о местонахождении которой сообщал Сушкову. Тот, в свою очередь, должен был разложить эту партию, так сказать, в «розничную сеть», то есть по местам временного хранения, и передать «адреса» закладок своему куратору. Профи Леон сам подыскивал​ покупателей, получал от них деньги и отстёгивал закладчику по 300 рублей с каждого тайника, или нычки на их сленге. Мизерность этой суммы должна была компенсироваться количеством закладок, хотя следовало бы понимать, что в этом преступном сговоре «спруты» держат своих подручных почти за идиотов, усыпляя их словом «бесконтактность». На самом деле каждый выход на дело – это реальный риск попасться в руки полиции: города напичканы видеокамерами, сотрудники правоохранительных органов научились вычислять таких подозрительных личностей, да и бдительные граждане ещё не перевелись. Так что закладчик только сам себе кажется «невидимкой».

Несколько раз Сушкову удавалось удачно заложить зелье в тайники в Академгородке и микрорайоне Солнечном. Но в первый день весны очередная криминальная вылазка закончилась для него полным крахом. Как всегда, он постарался одеться неряшливо, чтобы больше походить не на кладмена, а на бомжа. Если роешься во дворе или у обочины дороги в приличной куртке и при галстуке, можно вызвать подозрение у прохожих. На сей раз его путь лежал к металлическому забору на улице Берёзовая Роща. Из условленного тайника Сушков взял свёрток с так называемой солью. В нём находились 10 пакетиков готового к употреблению наркотического зелья общей массой почти 7 граммов (уже один грамм этого вещества считается крупным размером). Забрав «товар», подсудимый двинулся в сторону остановки общественного транспорта «Мельниковский рынок», чтобы уехать в микрорайон Солнечный,​ где заранее присмотрел места, удобные для тайников. Но добраться к ним не успел. Неряшливо одетый парень, который шатается и нервно оглядывается, привлёк внимание полицейских.

Сотрудники пешего скрытого патруля «Мирный 122» рассказывали в суде, что молодой человек показался им пьяным, но запаха алкоголя они не почувствовали. Полицейские патрулировали территорию в гражданской одежде, но, когда один из них представился и показал подозрительному прохожему служебное удостоверение, тот пустился наутёк. Задержание наркокурьера произошло возле автомойки «Волна» после короткой погони. Полицейские подняли чёрный свёрток, который Сушков выбросил в снег. Беглец​ попытался выкрутиться: мол, дурь предназначалась для него самого. Но к такой уловке прибегают практически все закладчики зелья. В ОП-3 МУ МВД России «Иркутское», куда был доставлен задержанный, его первым делом направили на медицинское освидетельствование, подтвердившее факт наркотического опьянения всё той же солью, в сбыте которой он участвовал.

Злая дурь никого не щадит

Содержимое пакета прошло экспертизу, и исследования подтвердили, что вещество желтовато-белого цвета в десяти свёртках содержит сильнейший психостимулятор – нейротоксичное соединение на основе N-метилэфедрона. Такой синтетический наркотик зависимые называют солью – очевидно, из-за внешнего сходства, а ещё потому, что довольно долго он продавался свободно под видом соли для ванн. По мнению наркологов, эти искусственно созданные кристаллы – на сегодняшний день самая злая дурь на свете. Зависимость обычно наступает уже после второй дозы, недаром же за зельем закрепилось ещё одно название – скорость, или спиды («скоростные» в переводе с английского).

Считается, что средняя продолжительность жизни солевого наркомана – от одного года до трёх лет с начала употребления, редко кому удаётся перешагнуть пятилетний порог. И таким «счастливчикам», как говорится, не позавидуешь. Токсичное поражение печени, язвы по всему телу, разрушение зубов, выпадение волос, даже эпилептические припадки – это ещё цветочки. Страшнее – необратимая умственная деградация, галлюцинации, которые очень часто приводят к суицидам либо в психиатрическую лечебницу. Слезть с соли практически никому удаётся – действие этого наркотика слишком быстро разрушает личность. Зависимые оказываются в психушке либо на кладбище раньше, чем успевают понять, во что вляпались, и попросить о помощи.

Подсудимый, как выяснилось, и сам был солевым наркоманом, а значит, находился на полпути к печальному финалу жизни. Он тщетно пытался вернуть ощущение первоначальной эйфории. Вместо этого у него появились шаткость походки, внезапные боли в разных частях тела, периодически накатывал ужас, который нельзя было объяснить. Между тем парню всего 21 год, ещё совсем недавно он работал помощником программиста в коммерческой фирме. Казалось бы, расти, развивайся, но нет: пристрастие к зелью, которое обходится дорого (причём во всех смыслах), заставило замолчать рассудок.

Раскаяние душегуба

На скамье подсудимых Сушков оказался впервые. В ожидании приговора вину он признал полностью, безо всяких оговорок. Рассказал, что о возможности подработать на закладках соли узнал из мессенджера «Телеграм». Работа показалась несложной – разложить пакетики, сфотографировать тайники и отправить работодателю их координаты вместе со снимками. Впрочем, запираться и смысла не было – в материалах уголовного дела оказалось достаточно объективных доказательств. Среди них, к примеру, изъятая на автомойке «Волна» видеозапись с камеры видеонаблюдения, на которой зафиксировано, как Сушков, убегая от полицейских, выбрасывает свёрток чёрного цвета. А при осмотре его сотового телефона были обнаружены переписка с пользователем Профи Леон, фотографии закладок с координатами.

Парень очень старался, чтобы до судьи дошло его глубокое раскаяние в том, что он совершил. Поведение подсудимого, продемонстрировавшего, что он пересмотрел своё отношение к прежнему образу жизни, было учтено в качестве смягчающего обстоятельства, как и молодой возраст, а также положительная характеристика с бывшего места работы. Суд принял во внимание даже такой трогательный факт: проживая с больной тётей, наркоман якобы оказывал ей поддержку. Сыграло роль и то, что преступление, на котором молодой человек попался с поличным, он не успел довести до конца. На юридическом языке это называется «покушением на незаконный сбыт наркотических средств». На этот раз обошлось без тяжких последствий, ведь полиция изъяла смертоносную отраву и к потребителям она не попала.

В результате Сушков был приговорён к наказанию ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 228.1 УК РФ: ему дали «всего» 5 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Между тем сбыт наркотических средств в крупном размере группой лиц является особо тяжким преступлением. Уголовный кодекс РФ предусматривает для виновных в этом злодеянии лишение свободы на срок от 10 до 20 лет. Это более тяжкая кара, чем за убийство человека: умышленное причинение смерти обходится «посадкой» на 6–15 лет. Сбыт наркотиков сопоставим по наказанию разве что с убийством «двух и более лиц». Так ведь и результат вполне сопоставим. Не случайно наркосбытчики-первоходы и срок отбывают в колониях строгого режима вместе с так называемыми мокрушниками.

Осуждённому, считай, крупно повезло. Не только потому, что суд приговорил его к относительно небольшому сроку. Главное – солевой наркоман, которого полиция повязала до того, как он полностью деградировал, получил шанс на спасение собственной жизни. Сможет ли он воспользоваться этим шансом – вот вопрос…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры