Где собака зарыта
Депутаты Думы Иркутска настаивают на строительстве приюта для бездомных животных
Создание муниципального приюта для бездомных животных в Иркутске возможно только при финансовом участии областных властей. К такому выводу пришли депутаты городской Думы, обсуждавшие вопрос обращения с четвероногими безнадзорными жителями областного центра. Приют городу крайне необходим, депутаты получают многочисленные жалобы от иркутян на свободно гуляющие стаи агрессивных псов. Парламентарии приняли решение обратиться к правительству области и предложить проработать вопрос о постройке муниципального приюта на основе областного субсидирования.
«1 июля 2021 года распоряжением правительства Иркутской области была утверждена концепция содержания беспризорных животных в регионе, – рассказала начальник департамента городской среды администрации Иркутска Елена Юрганова. – Одно из направлений – создание государственных приютов, срок начала работ – 2023 год». Однако Генпланом города Иркутска приют как объект местного значения не предусмотрен. Создание специально отведённых мест возможно на землях, например, делового, общественного назначения, но при этом необходимо разделить участок, выделить его под ветеринарное назначение и внести изменения в правила землепользования. «Размещение же самого приюта как объекта возможно только при внесении изменений в Генеральный план Иркутска», – напомнила Елена Юрганова.
Мэрия подобрала 2 земельных участка, оба находятся в Ленинском округе. Один вдоль объездной дороги, второй вдоль улицы 2-й Батарейной. «Очень укрупнённо мы посчитали стоимость строительства приюта, она составляет около 60 миллионов рублей», – сообщила Юрганова. Кроме создания приюта надо будет предусмотреть средства на его содержание. Сумма годового содержания 600 собак составит порядка 50 млн рублей. При этом создание приюта в черте города несёт свои риски. Например, у существующего приюта К-9 наблюдается большое скопление безнадзорных животных. Люди их просто подбрасывают, не понимая, что возможности приюта не безграничны и животное туда просто может не попасть. В 2022 году администрация Иркутска отправила 27 обращений в различные инстанции по проблеме безнадзорных собак. В сентябре ушло письмо на имя спикера ЗС Александра Ведерникова с просьбой предусмотреть в областном бюджете на 2023 год средства на организацию приюта в деревне Московщина Иркутского района в рамках межмуниципального взаимодействия. Это ещё один вариант размещения «дома для собак».
Вопрос неоднократно обсуждался в правительстве, стояла дилемма: строить государственные приюты или помогать в форме грантов частникам, которые уже развивают подобные проекты, рассказал начальник управления правовой работы Службы ветеринарии Иркутской области Александр Ушаков. «Мы остановились на втором варианте, закрепили это в концепции, но тем не менее не сняли с повестки дня вопрос строительства государственных приютов, перенеся его на 2023 год», – сообщил Ушаков. За это время власти посмотрят, как работают по отлову и содержанию животных частники, получившие гранты. Александр Ушаков напомнил, что летом 2022 года Госдума рассматривала вопрос о приютах для собак, и было принято постановление о необходимости строительства общероссийской сети приютов по типовым проектам на основе федерального софинансирования. Возможно, регион мог бы войти в этот проект, если он будет реализован. Однако сейчас областные власти считают, что наиболее приемлем вариант в Московщине.
«Хотелось бы ясности, какие деньги заложены на приют в 2023 году в областном бюджете, предусмотрены они или нет?» – спросила депутат Антонина Корочкина. Как сообщил Александр Ушаков, на поддержку некоммерческих организаций, занимающихся животными, предусмотрено 19 млн рублей. Эти средства идут на развитие приютов – строительство новых блоков, приобретение автомобилей и другие нужды. Ещё более 89 млн рублей уйдёт на отлов, содержание, лечение животных. «Меня всё-таки интересует, будет или не будет строиться в 2023 году какой-то приют для животных?» – уточнила депутат. Как пояснил представитель ветеринарной службы, постановлением правительства региона вопрос о строительстве приюта отложен до 2023 года, до конца 1 квартала следующего года будет проведена оценка работы некоммерческих организаций. После этого ветеринарная служба выйдет в правительство с докладом, и есть надежда, что к этому времени уже будет ясность по строительству федеральной сети приютов на основе софинансирования. Сумма федерального софинансирования, озвученного Минприроды, – около 10–15%. Депутат Корочкина заметила, что не все согласятся на строительство на таких условиях.
«Как вы оцениваете количество бездомных животных в Иркутской области?» – спросил депутат Юрий Коренев. Александр Ушаков сообщил, что в 2020 году в области было более 19,8 тысячи безнадзорных животных, в 2021 году – 15,5 тысячи, в 2022 году по итогам полугода – чуть более 13 тысяч. «Каким образом определяется цена содержания одного животного? – поинтересовался Юрий Коренев. – Всё время идут споры между муниципалитетом и Службой ветеринарии в отношении оценки средств». Александр Ушаков отметил, что «аппетиты известных участников этого процесса в Иркутской области растут», однако и вопрос об увеличении норматива давно назрел. И ветеринарная служба надеется на принятие внесённого в ЗС законопроекта, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по обращению с безнадзорными животными, где, в частности, будут поправки и об увеличении норматива. Сейчас сумма на одну собаку – около 5,9 тысячи рублей, предлагается её увеличить до 10 тысяч. «Даже если количество животных по области уменьшается, мы все понимаем, что при таких цифрах строительства одного приюта будет мало, – сказал Коренев. – Питомник может вместить 500, максимум 700 голов, иначе там будет уже неуправляемая ситуация». Он напомнил, что в начале 2022 года депутаты обращались в правительство с заявлением о необходимости выделения участков на грантовой основе для строительства приютов с областным и муниципальным софинансированием.
«Мне эта ситуация напоминает ситуацию с «Боярышником»: мы обсуждали это хорошо, по-доброму, – сказал депутат Виталий Матвийчук. – С областью говорили, что это их полномочия, надо внести какой-то закон. А потом было горе. У меня ощущение, что снова случится горе, и мы все схватимся и за два дня вопрос решим. Это первое. Второе. Вы рассматривали вопрос транспортировки собак до Московщины? Это 38 км от Иркутска. Если это будет межмуниципальный приют, то из Ангарска – 70 км в одну сторону. Примерно 2 тысячи рублей будет стоить только дорога». Депутат заметил, что нельзя преподносить участок в Московщине как единственно возможный, нужно рассмотреть все варианты, в том числе в черте Иркутска.
Депутат Леонид Усов напомнил, что предложенные в черте Иркутска участки тоже нуждаются в обсуждении, поскольку может возникнуть недовольство жителей, так как в этих районах всё время предлагают строить объекты, которые с жилой застройкой как-то не гармонируют. То, например, в Вересовке предлагают возвести крематорий, то теперь на 2-й Батарейной приют для собак. Объездная дорога в Ново-Ленино тоже важный для города объект – там проектируются школа на 1,5 тысячи мест и спортивный кластер. Заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Сергей Кладов пояснил, что приют будет проектироваться в любом случае только на свободном участке, к нему существуют определённые требования, в частности удалённость от жилых объектов. С его слов, КУМИ обращался в региональное минимущество по поводу выделения участка на небольшом удалении от Иркутска, однако в этой просьбе было отказано, поэтому начали рассматривать площадки на территории города.
– У вас две цифры, которые вызывают сомнения не только у сидящих в этом зале, но и у каждого жителя Иркутска, – сказал спикер Думы Евгений Стекачёв. – Сколько сейчас выделяется на одну собаку? Около 5,9 тысячи. Есть на территории Иркутска хоть один подрядчик, который готов выходить за эту сумму? В этом собака зарыта. У нас все подрядчики растворились… И потому мы сейчас вынуждены обсуждать тему муниципального приюта. У города Иркутска нет таких бюджетных возможностей. Почему нельзя увеличить сумму, выделяемую на каждую собаку? И правильно посчитать статистику. В Иркутске не 1100 собак, как показывает статистика, их гораздо больше. Может быть, в десятки раз. Здесь что мешает сделать нормальный подсчёт? Мы говорим об этом уже не один год. Давайте сосредоточимся на этих двух цифрах – количестве собак и стоимости работы с одним животным. Цифры же должны быть адекватными». Евгений Стекачёв напомнил, что каждому из депутатов приходят многочисленные сообщения с фотографиями о сотнях бегающих безнадзорных собак.
«Нельзя не согласиться, что проблема с собаками у нас не решена и не решается, – сказал спикер Думы. – Виталий Матвийчук абсолютно прав – не дай бог нам дождаться несчастного случая, когда мы побежим быстро всё решать. Возьмите бюджет Иркутской области и Иркутска. Даже если посчитать, что у нас 3 тысячи собак, на каждую из которых надо по 10 тысяч рублей, то сумма в общей сложности – 30 миллионов рублей. Мы говорим о колоссальной проблеме, которая входит в топ-5 среди жалоб населения, и не можем найти 30 миллионов рублей, ссылаемся на какую-то нормативную базу. 30–40 миллионов рублей в рамках бюджета Иркутской области и Иркутска – смешные цифры».
Как отметил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, проблема с завышением запросов подрядчиков-монополистов есть, как есть и многочисленные обращения людей по поводу собак, а проблема никак пока не решается на федеральном уровне. Есть и огрехи в методике подсчёта собак: летом их в Иркутске меньше, поскольку они уходят в садоводства, и тысяча, которая была зафиксирована летом, превращается зимой в 4 тысячи, когда собаки рвутся в город от голода. «Работа с животными ведётся, но в общем ключе не даёт того эффекта, на который мы рассчитывали», – сказал Ружников. Евгений Стекачёв предложил проработать вопрос создания в Иркутске муниципального приюта с оговорёнными областными субсидиями. «Если взять и пойти именно таким путём при условии, что областное правительство выделит деньги. Городского бюджета на это точно не хватит», – сказал спикер Думы. Он предложил областному правительству в течение месяца проработать вопрос о создании МУПа с областным субсидированием и вернуться к обсуждению проблемы в ноябре.