Голова была в отключке
«Спасатель»-наркоман по неосторожности прикончил товарища
В деталях трагедии, которой обернулся подвальный кайф друзей-наркоманов, разбирался Свердловский районный суд Иркутска. Словить очередное «удовольствие» с помощью убойной внутривенной инъекции решили не юнцы, а уже дяденьки, которым за сорок.
Герои этой истории Эдуард Шишков и Роман Ванин (фамилии изменены) знали друг друга с детства. Они рано подсели на наркотики и вместе катились в жизни по наклонной, хотя и пытались неофициально создать семейные отношения. Пришлось устроиться на необременительные работы – уборщиком территории и мойщиком машин. Но у понятия «дружба» в их среде был ничтожный смысл. Каждый наркоман существует сам по себе. Тяга к зелью уничтожает нормальные человеческие привязанности. Остаются только контакты тех, с кем можно уколоться и «упасть на дно колодца».
Августовским вечером прошлого года Шишков и Ванин выбрали таким «колодцем» обычный подвал многоквартирного дома в иркутском микрорайоне Юбилейном. Спустились вниз с «чеками» героина и шприцами. Ванин у дверей подвала стал допивать из горла бутылку водки. Внизу произошёл весь положенный наркоманский ритуал. В ожидании привычного действия зелья оба уселись на табуретки. И тут случилось неожиданное: Ванин вдруг обмяк и свалился на пол. Шишкову показалось, что он уже не дышит. В такой ситуации срочно была нужна помощь медиков. Вместо этого наркоман с уже затуманенной головой решил действовать сам.
Вспомнил, как в фильмах утопленникам разводят руки. Поняв, что этот способ не действует, попытался перейти на искусственное дыхание «рот в рот». А потом стал с силой двумя руками давить на грудину. Делал это совершенно неумело, со всего маху, хаотичными рывками. При этом уходили драгоценные минуты, когда человека ещё можно было спасти. В конце концов он побежал к сестре и попросил её вызвать скорую. Но было уже поздно. На прозекторском столе открылась ужасающая картина такого «спасения». Будто на человеческом теле кто-то топтался в тяжёлой обуви. Шишков причинил своему напарнику множественные переломы рёбер с признаками повторной травматизации, перелом тела грудины с последующим развитием эмболий в сосудах лёгких. Как отметил впоследствии Свердловский районный суд Иркутска, Ванин скончался в результате именно этих грубейших действий.
Во время разбирательства уголовного дела подсудимый полностью признал свою вину, утверждая, что хотел спасти друга. По заключению судебно-психиатрических экспертов, у него были выявлены признаки расстройства личности и поведения органической этиологии, синдром зависимости от опиоидов средней стадии, что неудивительно при таком стаже употребления психоактивных веществ. Сестра Шишкова в суде рассказала, как брат в тот день добыл деньги для покупки наркотика. Она сама дала ему две тысячи рублей. Такова была плата за выполнение её просьбы: собака родила щенков и их нужно было утопить. Что брат и сделал.
Свою правду поведала мать погибшего: сын, по её словам, вёл «недостойный образ жизни». Она помогала деньгами, сняла квартиру, надеялась, что он создаст семью. Но пара начала вместе выпивать. У сына были ВИЧ-заболевание, диабет. После черепно-мозговой травмы добавилась ещё и эпилепсия. В таких случаях абсолютно противопоказано спиртное, а про наркотики она ничего не знала. Думала, что дурь у него только алкогольная. И вывод материнский был один: то, что произошло в подвале, – это, конечно, страшно, но свою жизнь он загубил сам.
В суде была изучена личность подсудимого, учтены его прошлые судимости за кражу и угон автомобиля. Тем не менее на этот раз было решено не изолировать Шишкова от общества. Он работал, состоял в семейных отношениях, содержал ребёнка (слово «воспитывал» в этом случае вряд ли уместно). А вот пройти курс лечения от наркотической зависимости ему необходимо. «Спасатель-коновал» был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) и приговорён к лишению свободы на 1 год условно с таким же испытательным сроком.