издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лев Дамешек: «Буряты прошли удивительную историю развития»

Бурятский этнос уникален. Буряты, оказавшись на стыке культур, испытали влияние двух крупных религий мира – буддизма и православия. Существует деление бурятского этноса на западную и восточную части, но этому народу удалось сохранить единство, существенно обогатив свою культуру. В конце сентября мы будем отмечать важную дату – 85-летие образования Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа в составе Иркутской области. 26 сентября 1937 года Восточно-Сибирская область РСФСР разделилась на Иркутскую и Читинскую. Именно тогда в состав нашего региона вошёл национальный округ. Об историческом пути бурятского народа, его интеграции в общероссийскую культуру «Восточно-Сибирской правде» рассказал доктор исторических наук, профессор ИГУ, заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия Лев Дамешек.

«Работа была проведена огромная»

– Я благодарен «Восточно-Сибирской правде» за то, что она обращается к столь актуальной тематике, как административное устройство Иркутской области, – сказал Лев Дамешек. – В сентябре отмечается 85 лет со дня образования нашего региона и в его составе – Усть-Ордынского Бурятского округа. Если говорить точно, в срок с 27 по 30 сентября 1937 года были опубликованы несколько постановлений Центрального исполнительного комитета за подписью М.И. Калинина и А.Ф. Горкина, в которых объявлялось о реорганизации целого ряда субъектов Советского Союза. Касались эти документы и Восточной Сибири. Стоит отметить, что для местных властей они явились полной неожиданностью: никакой предварительной работы, никакой информации в прессе не давалось.

В соответствии с этими постановлениями упразднялась Восточно-Сибирская область РСФСР, её поделили на Иркутскую и Читинскую. В составе Читинской области образовался Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, в составе Иркутской – Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ. Он был создан в составе трёх аймаков. Понятие «район» тогда ещё не существовало. Само слово «аймак» ведёт своё происхождение с начала 20 века. В основном слова «аймак» и «булук» применялись в восточной части Бурятии и в Забайкалье. А в Иркутской губернии до 1917 года административной единицей был уезд. Как только постановление вышло, на следующий же день газеты «Восточно-Сибирская правда» и «Бурятская правда» его опубликовали.

– Если вы говорите, что для местных властей это решение было полной неожиданностью, то наверняка требовалась огромная работа.

– Да, провозгласить создание какого-то одного субъекта – это одно, а сделать так, чтобы он работал, – другое. Нужно было создать органы управления, которых не было. И многое другое. Достаточно сказать, что сначала был создан оргкомитет, в котором наиболее активную роль играл Сергей Казакович Бутуханов, который стал его секретарём. На протяжении всего 1937 года вся работа оргкомитета была посвящена подготовке к выборам на основе новой Конституции СССР. Тут важно отметить, что сама административная реформа 1937 года проводилась на основе Конституции СССР, которая была принята 5 декабря 1936 года. Эта реформа и есть результат реализации положений Конституции. В 1938 году Бутуханов был избран первым председателем окружного исполнительного комитета, и началась реальная организационная работа.

Надо отдать должное руководителям округа, которые в тот сложный период занимались работой. Они проделали колоссальный труд. Финансовых ресурсов не было, организационного опыта по созданию такого крупного объединения, как округ, тоже не было. Я могу совершенно точно сказать, что до 1938 года не было абсолютно никаких окружных структур. Сама Усть-Орда представляла собой сравнительно небольшое село. И тем не менее к 1940 году вся работа была закончена. Усть-Орда к тому времени, по сути дела, превратилась в рабочий посёлок, получила этот статус. И в 1940 году там уже проживали примерно 5 тысяч человек! Чего никогда до этого не бывало. А теперь представьте, что в 1938 году Бутуханов прямо писал областным властям, что в Усть-Орде не было даже коммунальной бани. И те работники, которые были прикомандированы из Иркутска в Усть-Орду для организации управления, вынуждены были ездить в баню в Иркутск. Вот так начинался наш Усть-Ордынский Бурятский округ.

– Изначально в округ, как вы сказали, входили только три аймака. А когда он расширился?

– Да, ровно три – Аларский, Эхирит-Булагатский и Боханский. Но к 1946 году, к окончанию Великой Отечественной войны, была ещё раз проведена административная реформа. И на территории округа уже существовало шесть аймаков, поскольку административная структура постоянно совершенствовалась. И я сам был всему этому свидетелем, поскольку маленьким жил в Бохане. В период с 1946 года, а в особенности с 1953-го, эта работа проходила очень активно. В 1958 году округ переименован в Усть-Ордынский Бурятский национальный округ. В 1939 году впервые состоялись выборы в окружной совет депутатов, был создан окрисполком. Причём цифры очень любопытные. Несмотря на то что на территории округа бурятское население никогда – ни тогда, ни сейчас – не преобладало над русским, тем не менее первый национальный состав этого органа был следующим: 61% бурят, 32% русских, остальные – других национальностей.

В период с 1946-го по 1977 год не единожды проводилось административное переустройство. В 1963 году появились Баяндаевский, Нукутский и Осинский районы. Слово «аймак» уходит в прошлое, и округ стал существовать в таком административном устройстве, которое мы видим сегодня. Тут есть одна любопытная деталь. Я уже говорил, что на территории округа всегда русских было больше, чем бурят. Но в Иркутской области есть один район, где бурят больше, чем русских, – Ольхонский. Тем не менее Ольхонский район никогда в состав округа не входил. До того он входил в состав Бурят-Монгольской АССР, как и другие районы. А если бы по Конституции 1936 года Ольхонский район вошёл в состав округа, последний имел бы прямую границу с Бурятией. Тогда его отделял бы от Бурятии только Байкал. Поэтому Ольхонский район никогда не был в округе. В 1978 году округ получил статус автономного и стал называться Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. И этот статус сохранялся до завершившейся в 2008 году административной реформы. Тогда округ вошёл в состав Иркутской области с особым статусом, в котором он сегодня и существует.

«Ни бурят, ни якутов с земли никогда не сгоняли»

2021 и 2022 годы в истории России ознаменовались двумя важными датами. 2021-й – год 300-летия образования Российской империи, которая сыграла чрезвычайно важную роль в истории мировой экономики, культуры, науки. 2022-й – это год 350-летия со дня рождения Петра I, основателя империи.

– Когда мы говорим о проблеме русско-бурятских отношений, давайте не будем забывать, что русское государство с момента своего образования в 9 веке было государством многонациональным, – говорит Лев Дамешек. – В основном источнике по истории русского государства – «Повести временных лет» – есть известный рассказ о призвании варягов на Русь во второй половине 9 века. Когда новгородцы пошли за море призывать варягов на царство, кого они с собой взяли? Представителей разных национальностей. Да, это былина, но она есть. И сама по себе многонациональная суть государства была уже тогда значима. Чрезвычайно важным периодом были 15 и 16 века. В 1453 году под ударами турок пала Византия. А ведь православие Русь заимствовала из Византии. Русская православная церковь стала автокефальной, то есть совершенно независимой. Русский митрополит встал на совершенно недосягаемую высоту. Тогда-то и появилась знаменитая концепция: «Москва – Третий Рим». Она актуальна для православия и сейчас.

Когда Москва объявила себя наследницей Рима, она получила по наследству всех его врагов и друзей. Противостояние между Европой и Россией – это очень давняя история. Будем помнить и то, что границы русского государства постоянно расширялись на восток. Попытки проникнуть на запад всегда заканчивались, по крайней мере в тот период времени, плачевно. Достаточно вспомнить Ливонскую войну в период правления Ивана Грозного. И вот в середине 16 века Русь завоёвывает Казань. Это был принципиальный момент в формировании русско-азиатского диаполя. Впервые в состав православного и в абсолютном большинстве русского государства вошло другое государство с иной религией, с иным менталитетом, а главное – с иной психологией. И тогда русское правительство впервые столкнулось с вопросом, как вести себя по отношению к этим национальностям.

Далее мы шли на восток. 17 век – это Сибирь, 18 век и начало 19-го – Кавказ. Вторая половина 19 века – Дальний Восток. К началу 20 века Россия превратилась в крупнейшее государство мира площадью примерно 22 миллиона квадратных километров, включая Финляндию и Польшу.

Это совершенно колоссальная территория. Это было единственное государство в мире, расположенное и на европейском, и на азиатском континентах. 80% русского государства – это так называемая территория Азиатской России. Это вся Средняя Азия и Казахстан, генерал-губернаторство Западной и Восточной Сибири и Дальний Восток. Но что касается вопроса о национальном составе – тут ситуация другая.

На момент создания империи Петром I русское её население было преобладающим. Примерно 94–96%. Но по мере продвижения отрядов землепроходцев на восток этническая пестрота постоянно возрастала. В итоге к началу 20 века Россия превратилась в конгломерат, смесь народов, которые говорили примерно на 200 языках и наречиях. Соотношение русского и нерусского населения было уже иным. Русское население составляло уже примерно 45%, на втором месте украинцы – 18%. Третье место – у поляков. На четвёртом месте примерно с 4% – евреи, проживающие в основном в северо-западном крае. Все остальные национальности были представлены сравнительно небольшими группами и не превышали 1,5%, редко – 2%.

– Опыт освоения востока Россией как-то отличается от колонизации, например, Северо-Американского континента?

– Существенно. Если говорить о Сибири, то присоединение и последующая инкорпорация Сибири в силу экономических, административных, политических и социокультурных особенностей – это совершенно уникальный феномен. Ни одна страна мира ничего подобного не испытывала и не имела такого опыта. Я бы хотел подчеркнуть вот что. Хронологически движение русских землепроходцев в Сибирь в 17 веке совпало с движением западноевропейских колонистов в США. Но это были принципиально разные движения. Дело в том, что русское правительство к продвижению русских отрядов в Сибирь относилось крайне осторожно. Во-первых, никто тогда не знал, что такое Китай, что из себя представляют его вооружённые силы. Давайте не будем забывать, что в этот же период времени шла Ливонская война. Иван Грозный абсолютно грамотно рассуждал, что воевать на два фронта – на востоке и западе – Россия не может. Поэтому первые указы Грозного обещали смертную казнь за продвижение землепроходцев в Сибирь. Когда Ермак пошёл в Сибирь, он в полном смысле слова рисковал своей головой.

Одним из побудительных факторов для продвижения русских землепроходцев в Сибирь была пушнина. В России вплоть до начала 18 века своего золота и серебра не было, и поэтому пушнина, которая обменивалась на европейских рынках на эти благородные металлы, была, по сути, эквивалентом золота. Экономический фактор был очень важен. Но для того, чтобы добывать эту пушнину, охотники – буряты, якуты, тунгусы – должны были иметь в своём пользовании определённые земли. С первых лет продвижения землепроходцев в Сибирь русские ни бурят, ни якутов с земли никогда не сгоняли. Более того, известны многочисленные факты, когда русские начинали промышлять соболей на бурятских землях, буряты немедленно писали жалобу, и начиналось расследование. Это действительно так. Ничего подобного на Северо-Американском континенте не было. Западноевропейцы индейцев с земель выгоняли. И есть одна деталь, которая вносит существенное уточнение во все эти споры.

В своё время губернатор Юрий Ножиков направил меня в Канаду для изучения индейских резерваций, и я объехал треть этих резерваций. Индейские племена что в Канаде, что в США не считали подданными государства. Подданный – гражданин государства, обязанный платить налоги. Индейцы не были гражданами и не платили налоги, их сгоняли в резервации и содержали, условно говоря, на сухом пайке. Буряты испокон веков, пребывая в составе Российского государства, платили налог – ясак. То есть государство сразу рассматривало их как подданных. Более того, по мере продвижения русских отрядов на Дальний Восток в 18-19 веках стало очевидно, что так называемый «инородческий фактор» играет очень важную роль. Это снабжение экспедиций мясом, другими видами продовольствия, заготовка леса для строительства кораблей. Кто всё это делал? Буряты, якуты и отчасти эвенки. Этот принцип существенно отличал Россию от того, что происходило на западе. Первые царские указы – и впоследствии императорские – о пребывании русских в Сибири охраняли местные народы от их посягательств. Русским чиновникам запрещалось бывать в местах проживания коренного населения. Отступления от правил, конечно, бывали, но они заканчивались расследованием, уголовным преследованием нарушителя.

– Когда появились первые указы, регламентирующие жизнь коренных народов?

– Принципиально важный момент в истории бурят и всех инородцев – 1822 год, когда был введён «Устав об управлении инородцев». Эти изменения были связаны с именем сибирского губернатора Михаила Михайловича Сперанского. 22 июля 2022 года мы отмечали 200-летие реформ Сперанского. Этот знаменитый «Устав…» всё коренное население Сибири, в том числе и бурят, делил на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. Бродячие – тунгусы, которые жили в тайге, не занимались никаким земледелием, в 90% случаев они только охотились. Кочевые – это буряты. И, наконец, оседлые – коренные народы, занимавшиеся земледелием, как обычные русские крестьяне.

Устав Сперанского предполагал постепенный перевод бродячих в кочевых, кочевых – в оседлых. То есть эволюция коренных народов должна была идти вот таким образом. Да, она была связана с ассимиляторскими тенденциями, но нельзя забывать, что приход русских оказал колоссальное влияние на следующие вещи. Бурят приучили к земледелию. Земледелие – это принципиально новый момент в практике хозяйственной жизни коренного населения. Для того,чтобы понять, насколько это влияние было сильным, я приведу высказывания из иркутских газет 1830–1840-х годов. Все они пишут, что иркутские буряты стали настоящими кормильцами хлебом. А особенно хорошо земледелие развивалось в тех местах, где бурятское население проживало совместно с русскими. В первую очередь это Аларская степная дума, Эхирит-Булагатская и Идинская думы. В конце 19 века деление бурят на оседлых, кочевых и бродячих было упразднено и, по сути, они получили ту же самую систему управления, что и русские крестьяне.

«12% бурят родным языком признали русский»

К началу 20 века в Восточной Сибири буряты представляли собой самый многочисленный народ из коренных – примерно 35% всей численности коренного населения, почти 290 тысяч. На втором месте – якуты, которые существенно уступали бурятам, – примерно 27%. Татары – примерно 3%, тунгусов, эвенков было очень немного, а тофов – менее 1%. И шёл процесс активной ассимиляции бурят с русским населением.

– Говоря о русском влиянии на коренное население, нельзя не сказать об областниках, – говорит Лев Дамешек. – Это общественно-политическое движение было чрезвычайно сильным по всей Западной и Восточной Сибири и в Забайкалье во второй половине 19 века. Основным постулатом этого движения являлся тезис о колониальном происхождении Сибири, колониальной политике государства. А раз колониальная политика, то всё просто – значит, имеет место вымирание коренного населения, в том числе и бурят. Я много занимался этой проблемой и могу сказать: ни в одном бурятском ведомстве на протяжении всего этого периода мы не видим сокращения численности коренного населения. Если же говорить о соотношении полов у бурят, то оно принципиально не отличалось от русского – примерно 50% на 50%. Другое дело, что смертность в бурятских семьях была выше, чем у русских. И средняя продолжительность жизни женщины была ниже. Это объяснялось тем, что женщины очень тяжело работали. Репродуктивный возраст и в русских крестьянских семьях заканчивался в 34 года в то время. Половозрастная структура у детей бурят и русских была абсолютно одинаковая. Удельный вес детей в возрасте до 7 лет у русских и у бурят составлял 19%. Это при стабильной рождаемости.

– Насколько сильным было влияние русского населения на бурят?

– Не будем забывать, что в конце 19 века родовые отношения отмирают. И среди бурятского населения зарождаются бурятская интеллигенция и бурятская буржуазия. Они вели хозяйство уже классическими буржуазными методами. Покупались импортные сельскохозяйственные орудия. Все переписи населения, которые в это время активно проводились, свидетельствуют о том, что у бурят в это время уже были так называемые «оседлые юрты» – деревянные юрты, сделанные из бревна. А кто научил их работать с бревном? Русские крестьяне. В этой юрте, как правило, уже была стационарная печь. Да, во дворе был котёл, но печь уже стала нормой.

Конечно, на западных бурят очень сильное влияние оказала Русская православная церковь. В абсолютном большинстве западные буряты были крещены. Я вырос в Бохане и всё это знаю. Моя школьная учительница носила фамилию Сперанская – Мария Афанасьевна Сперанская, бурятка. Я её как сейчас помню: прекрасная женщина, интеллигентная, образованная. Другое дело, что зачастую это крещение было формальным, но оно имело место. И, что очень важно, крещение сопровождалось обучением русской грамоте. Мне много раз говорили, что это «выхолащивание национальной самобытности». Эти элементы, конечно, есть. Но нельзя отрицать, что приобщение к русской культуре, внёсшей колоссальный вклад в мировую культуру, – это было глубоко прогрессивно. По переписи 1897 года, первой всероссийской переписи Российской империи, 12% бурят Иркутской губернии родным языком признали русский.

Округ и Иркутская область, с моей точки зрения, – это неразрывное единое целое. Бурятское население – это часть нашего народа, которая всегда весьма патриотично реагировала на общественно-политические события. Возьмите Великую Отечественную войну. Я хорошо знаю историю Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в годы войны и должен сказать, что патриотизм и подъём бурятского населения были точно такими же, как у русских. Я не буду говорить про добровольные взносы в фонд обороны, подписки на займы, но приведу один пример, который психологически очень точно характеризует позицию бурятского населения.

Я сам видел, что до 1950-х годов бурятские женщины по большим праздникам надевали на грудь серебряные украшения, монисты. Это было нечто сакральное, передавалось женщинами из поколения в поколение. Но я хорошо знаю по архивным материалам, что бурятские женщины в годы войны сдавали эти украшения в фонд обороны. Разве это не свидетельствует о патриотизме бурятского населения? Посевные площади в округе в годы войны, как и по всей стране за исключением отрезанного Кавказа, существенно сократились. И что люди округа вносили в фонд обороны? Кто курицу принесёт, кто поросёнка зарежет. И количество погибших на фронтах Великой Отечественной абсолютно соответствовало пропорциям населения округа на тот период. Буряты сражались мужественно. Сегодня в округе проживают около 126 тысяч человек населения, 55% – это русские, 40% – буряты. 5% приходится на представителей других национальностей.

– Когда мы говорим о бурятской интеллигенции, каков её вклад в национальную и общероссийскую культуру?

– Среди бурят было очень много блестяще образованных людей. В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Доржи Банзарова. Боханское педагогическое училище, Бурятский государственный университет носят его имя. А возьмите Матвея Николаевича Хангалова, бурятского этнографа и фольклориста. В Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН колоссальнейший архивный фонд, созданный Хангаловым. Там столько материалов о культуре, традициях и быте западных бурят, что просто удивительно. Бурятская интеллигенция внесла огромный вклад, это бесспорно. Да, существует деление бурятского этноса на западную и восточную части, но давайте чётко поясним – это один и тот же этнос.

Две части имеют отличия. Например, в западной части влияние православия было намного больше. В Забайкалье, в Восточной Бурятии влияние православия было очень слабым. Там преобладал буддизм. И я должен сказать, что по части буддизма правительство России проводило очень осторожную политику. РПЦ, понимая, что в Восточной Бурятии распространение православия слабое, не единожды предлагала, прямо скажем, изъять у буддийских дацанов земли и прекратить тем самым их существование. Но правительство было в этом вопросе очень осторожным и в первую очередь потому, что это граничащая с Китаем зона. Маньчжурия рядом. Царское правительство православие в Забайкалье не насаждало. И по сей день традиции буддизма там очень сильны. Ещё одна существенная особенность: буряты – это тот этнос, который в период своего формирования в 15-16 веках оказался на перекрёстке торговых путей – Монголия, Китай. Здесь перехлестнулись две мировые религии – буддизм и православие. И каждая из этих религий оказала на бурятский этнос своё влияние. Это очень прогрессивный фактор взаимного влияния. Его отрицать нельзя.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры