издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Росатом будет делать могильники в экогороде

Эксперты раскритиковали способ ликвидации отходов БЦБК, предложенный Росатомом

5 сентября нынешнего года планируется завершить общественные слушания по проекту устранения накопленного вреда в городе Байкальске, оставшегося после деятельности БЦБК, в части ликвидации полигона «Бабхинский». Опрошенные нашим изданием эксперты выступают против выбранной формы слушаний – опроса, а также против самого проекта. Он, по их словам, подразумевает создание могильника опасных отходов в акватории озера Байкал.

ОВОС и ныне там

Со времени закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината прошло девять лет. За время его работы скопилось 6,5 миллиона тонн отходов в виде шлам-лигнина. Они хранятся в 14 картах-накопителях, которые стоят в береговой зоне Байкала. Утилизацией отходов занимаются уже почти 10 лет. С 2020 года ответственным является предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) госкорпорации «Росатом».

В 2022 году по заказу ФЭО Росатома красноярским предприятием ООО «ГеоТехПроект» был разработан проект «Выполнение работ, связанных с подготовкой проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в процессе деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», в части ликвидации полигона «Бабхинский».

В документе, который есть в распоряжении редакции, говорится о том, что в картах № 13 и № 14 на полигоне «Бабхинский» содержится смесь золошлаков и шлам-лигнина, в карте № 12 – твёрдые коммунальные отходы и шлам-лигнин. Кроме того, в картах № 13 и № 14 содержится надшламовая вода, но количество её в них различается.

Ликвидацию накопленного вреда предполагается проводить в несколько этапов. Сначала откачать надшламовые воды из карт полигона, очистить их на локальных очистных сооружениях, а затем сбросить в ближайший водный объект. Следующий этап – устройство рекультивационного экрана карт полигона с организацией системы дегазации на карте № 12, содержащей часть не сортированных органических отходов.

При этом рекультивационный экран будет состоять из нескольких слоёв. Сначала – выравнивающий слой из георешётки армированной с засыпкой из суглинка, второй слой – гидроизоляционный – из бентонитового мата для гидроизоляции карт-накопителей полигона и локализации протечек в случае порыва геомембраны. Третий слой – из геомембраны толщиной 1,5 мм – для изоляции отходов карт-накопителей от осадков. На завершающем этапе проводятся демонтаж временных зданий и сооружений, используемых в целях ликвидации накопленного вреда, и устройство «зелёного холма».

В документе сказано, что в числе принципов, на основе которых будет реализован проект, – «инновационность, высокотехнологичность, безопасность технологических решений, способов, материалов и оборудования», а также «многобарьерность» проектных решений. В результате выполненных работ, по заверению разработчиков, «земли на полигоне будут соответствовать нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», а проведённые мероприятия позволят снизить и в ряде случаев предотвратить как степень деградации нарушенных земель, так и их негативное воздействие на окружающую среду.

Могильник на берегу Байкала

Опрошенные нашим изданием эксперты остались не в восторге от проекта. Председатель правления Байкальского центра гражданской экспертизы Юрий Фалейчик отметил, что разработчик – компания «ГеоТехПроект» – предложил на трёх картах полигона «Бабхинский» сделать могильники-захоронения, или консервацию без вывоза опасных отходов. Напомним, что лигнин относится к четвёртому классу опасности и содержит хлорорганику, сероводород, метан, мышьяк, ртуть и так далее.

«По сути, разработчик предлагает откачать поверхностные воды, очистить их через локальные очистные сооружения, а всё остальное – перекрыть в несколько слоёв геополимерными материалами с изолирующими, почвенными слоями, посеять сверху травку и спокойно уйти, – рассказал Юрий Фалейчик. – Это совсем не вяжется с тем, что Байкальск сегодня находится в зоне повышенного внимания властей в качестве эталона экологического отношения к природе. Причём этот экотренд задан не местным экологическим сообществом, а губернатором региона, вице-премьером Правительства России Викторией Абрамченко, которая курирует реализацию проекта рекультивации. Кроме того, на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент страны уделил большое внимание именно Байкальску».

Юрий Фалейчик отметил, что компания «ГеоТехПроект» профессионально занимается рекультивацией свалок, полигонов коммунальных отходов. «Для них захоронение или консервация – это нормально. Они умеют это хорошо делать. Но, если мы позвали их на ликвидацию накопленного вреда, зачем они делают там могильник отходов? Я задавал такие же вопросы и по ликвидации накопленного вреда в Усолье-Сибирском, где проектировщики ФЭО Росатома также собираются делать захоронения отходов без вывоза».

Председатель правления ООО «Сибгипробум», лауреат Государственной премии в области науки и техники Алексей Гончаров подтвердил, что предлагаемый для Байкальска разработчиком вариант – «полная изоляция» – представляет собой простое захоронение отходов. «Не проведена процедура выбора технологии. Непонятно, для каких целей предусматривается использование территории карт», – отметил эксперт.

По его мнению, для определения варианта ликвидации накопленного вреда необходимо принять решение по дальнейшему использованию и назначению территории. После должны быть отобраны технологии для рекультивации, утилизации, возможности использования отходов карт «Бабхинского» полигона для рекультивации карт «Солзанского» полигона, а также для переработки отходов в полуфабрикаты или готовую продукцию и так далее.

«Не собираются общаться с «вредными» общественниками»

Не меньшие вопросы у экспертов вызвала и форма проведения общественных слушаний – опрос. Согласно объявлению на сайте Росприроднадзора, опубликованному 2 августа, опросные листы, заполненные в электронном виде, можно отправить на электронную почту ФЭО Росатома или администрации Слюдянского муниципального района. Листы в бумажном виде можно получить и сдать по адресу: г. Слюдянка, ул. Ржанова, 2. По этому адресу располагается администрация Слюдянского района. Опрос проводится с 5 августа по 5 сентября 2022 года.

«Настораживает, что ФЭО Росатома, подготавливаясь к проведению работ, не собирается общаться с «вредными» общественниками, – говорит Юрий Фалейчик. – Опрос в качестве общественных слушаний предполагает, что заинтересованные лица должны изучить документацию, заполнить опросные листы, а потом кто-то обобщит результаты и сделает итоговый протокол. Является ли такая процедура прозрачной? Нет, на мой взгляд».

Алексей Гончаров отметил, что проведение общественных слушаний в форме опроса противоречит процедуре проведения общественных слушаний, утверждённой Приказом МПР № 999 от 1 декабря 2020 года, согласно которому в общественных слушаниях имеет право принимать участие любой желающий гражданин РФ.

Юрий Фалейчик отметил, что общественные обсуждения в форме опроса – это бегство от критики научной и экологической общественности страны, попытка спрятать за бюрократической казуистикой такие безобразные технические решения, как могильники отходов на берегах священного озера.

«Кто же принял такое решение, кому мы должны присвоить звание «Враг Байкала»? Работу ФЭО Росатома в Байкальске и Усолье-Сибирском курируют генеральный директор госкорпорации «Росатом» Евгений Лихачёв, вице-премьер Правительства России Виктория Абрамченко, министр природных ресурсов России Александр Козлов. Давайте спросим, кто из них взял на себя ответственность и принял решение не восстанавливать в экогороде Байкальске естественную природную среду, а подарить будущим поколениям эти странные могильники отходов на берегах красивейшего озера мира», – спрашивает эксперт.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры