издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сходил за хлебушком

Сходил за хлебушком Иркутский областной суд приговорил 60-летнего бомжа к 19 годам колонии за двойное убийство

«Внезапно возникшая неприязнь» – самый распространённый, пожалуй, мотив при совершении так называемых бытовых убийств. В действиях фигуранта очередного уголовного дела логику отыскать просто невозможно. Николай Новиков вёл странный образ жизни. Постоянным местом жительства для него после очередного возвращения с зоны (сидел за причинение тяжких телесных повреждений потерпевшему) стало зимовье в глухом лесу Куйтунского района. Там он и проводил время в одиночестве на протяжении 15 лет. Только иногда наведывался в посёлок Новая Тельба за продуктами.

Вот и в тот роковой февральский день 2021 года Новиков на лыжах отправился в посёлок за хлебом и табаком. Это около десяти километров пути. В такие походы он всегда брал двустволку 16 калибра – ружьё, доставшееся ему от отца. По его словам: «От волков и так, на всякий случай, для безопасности». Но к людям с оружием он не выходил: как правило, прятал его у околицы в укромном месте. В тот день всё сделал, как обычно. После магазина вышел на дорогу, надеясь встретить кого-нибудь, кто пригласит погреться. Бирюк припас для приятной компании 2-литровую бутыль самогона, которая ждала своего часа в рюкзаке за спиной. Вообще, самогон в этой истории играет прямо дьявольскую роль. Его было столько, что зловещая развязка не заставила себя долго ждать.

На свою беду, лесного затворника встретила на дороге молодая пара – Вера и Сергей. Они были знакомы с детства, да так потом и не расставались. Деревенскую скуку нередко глушили алкоголем, ссоры в подпитии были частым явлением. Повстречав Новикова, они пригласили незнакомца к себе домой на «чашку чая», как это заведено говорить. Да, видели, что он весь в тюремных наколках, но это деревенских не смутило. Гостя, меченого татуировками, уже ждал самогон на столе, да и своё спиртное сразу пригодилось. Выпивали втроём и крепко. В разгар застолья разговор принял неприятный оборот: Сергей винил пришельца в том, что он крадёт рыбу из чужих сетей. Тот стал мрачнеть и нехотя оправдываться. В его словах появилась злость. Почувствовав неладное, хозяева принялись выпроваживать собутыльника. Новиков ещё больше оскорбился и затаил обиду.

Следующий акт трагедии разыгрался в другом доме, где незваного гостя тоже приняли, выставив на стол обязательный самогон. Михаил Тавров (фамилия изменена) с Новиковым был знаком. Знал и о том, что он в молодости сидел за убийство. Причём на тот свет в припадке «внезапно возникшей неприязни» отправил не одного собутыльника. А позднее тянул срок за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Казалось бы, хозяин должен был понимать, что от такого человека следует держаться подальше. И уж во всяком случае воздерживаться от споров с ним и выяснения отношений.

Но самогон и здравый смысл – вещи несовместимые. И здесь застолье закончилось ссорой на почве всё той же рыбы, ворованной из сетей. Взбешённый пришелец решил отомстить – тут и сгодилась берданка «от волков». В этот дом он вернулся уже с ружьём. Прицелился в грудь своего недавнего собутыльника и дважды спустил курок. Но ружьё дало осечку. «Тебе повезло, – сказал Новиков, – хотел тебя завалить, теперь будешь жить». Страшным моментом было ещё и то, что свидетельницей этой сцены оказалась​ несовершеннолетняя дочь хозяина, которая в ужасе не могла понять, что происходит. Девочка убежала в другую комнату и спряталась за печку. «Подсудимый, стреляя в потерпевшего на глазах близкого для него человека, несовершеннолетней дочери, понимал, что действует с особой жестокостью, причиняет особые страдания и отцу, и ребёнку», – считает государственный обвинитель Татьяна Желбанова.​

Но и на этом агрессор не успокоился. Как известно, если ружьё появилось на сцене, оно обязательно должно выстрелить. Лесной гость, опьянев от самогона и неудачной стрельбы по живой мишени, окончательно вошёл в раж и решил поквитаться разом уже со всеми обидчиками из Новой Тельбы. В посёлке надолго запомнили ту «варфоломеевскую» ночь. После неудачного покушения на старого знакомого Новиков отправился к собутыльникам, которые первыми пригласили его погреться, а за столом сменили радушие на насмешки. «Пришла пора рассчитаться с ними сполна», – подумал, очевидно, пьяный, сжимая в руках двустволку. Сначала, как он признавался в суде, хотел убить только мужчину. Что ему сразу и удалось сделать. Хозяин квартиры отдыхал на диване и позволил мстителю подойти почти вплотную и выстрелить с расстояния трёх метров. Когда в комнату вбежала женщина и осыпала нежеланного гостя нецензурной бранью, он тут же лишил жизни и её, опять выстрелив в упор. «Мне не понравилось, что она меня оскорбила», – указал обвиняемый на допросе причину, по которой он решился на казнь.

По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть молодой пары, которая, на свою беду, позвала прохожего «на чай», произошла от сквозных дробовых ранений грудной клетки с разрушением сердца. При этом, как показала посмертная экспертиза, мужчина в последние минуты жизни находился в сильной степени опьянения, а женщина – в средней, что тоже немало.

Это выглядит невероятным, но, убив двоих, Новиков не кинулся обратно в своё зимовье, не подался в бега, а вернулся к Таврову, которому милостиво «подарил» жизнь из-за осечки ружья. Убивец и его несостоявшаяся жертва снова сели выпивать! Во время этой «перезагрузки» гость, как ни в чём ни бывало, признался собутыльнику в только что совершённом злодеянии. Тавров не поверил. «Подумал, что шутит», – пояснял потерпевший в суде. И они вместе пошли к дому Сергея и Веры, чтобы «удостовериться». По дороге «помилованный» Тавров, чуть-чуть протрезвев на морозе, осознал, наконец, что его гость вовсе не шутил, и предпринял попытку его обезоружить. Поединок двух пьяных мужиков мог иметь плачевные последствия. Поваленный на лопатки убийца умудрился направить ствол ружья в голову своего спутника и пригрозил «выстрелить, если не успокоится». Благо, потерпевший хотя бы на этот раз воспринял угрозу не как шутку, а как реальную опасность для собственной жизни, чем она и была.

В суде Новиков заявил, что хотел лишь припугнуть парня: ведь к тому времени в ружье уже не осталось патронов. Только спутник-то об этом знать не мог. «Угроза убийством, когда имелись все основания опасаться её осуществления, – ещё одно преступление, в котором суд признал Новикова виновным. Налицо были его агрессивное поведение, алкогольное опьянение, демонстрация огнестрельного оружия – и всё это сразу после​ того, как он умышленно причинил смерть двоим жителям посёлка и пытался лишить жизни третьего», – говорит прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Иркутской области.​

И только после этой потасовки дороги случайных собутыльников наконец разошлись. Новиков не захотел возвращаться на место преступления и отправился в зимовье. Недоверчивый спутник уже без него увидит кровавую картину и ещё раз ужаснётся, что был на волосок от гибели. Убийцу удалось взять по горячим следам. Полиция догнала его на проторенной лыжне, когда он пересекал речку. С берданкой и буханкой хлеба, за которой и гонял в посёлок.​ ​ ​ ​ ​

Комиссионная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза обнаружила у обвиняемого хроническое расстройство личности, которое не лишает его способности осознавать свои действия и руководить ими. «Никаких признаков временного психического расстройства. В принудительных мерах медицинского характера, по мнению экспертов, Новиков не нуждается. На предварительном и судебном следствии он вполне успешно реализовал своё право на защиту. Суд пришёл к выводу, что особо тяжкие преступления он совершил в состоянии обычного опьянения. Это обстоятельство, кстати, признано отягчающим наказание, как и использование оружия и боеприпасов», – поясняет государственный обвинитель.

На суде Николай Новиков вроде как раскаивался. Сказал, что очень сожалеет о том, что произошло. Но что значили эти слова для матерей убитых? Они выступили в качестве потерпевших. Сказали о своих детях тёплые, прочувствованные слова, но при этом не могли не затронуть тему алкоголя. Эта больная тема в их жизни была. Выпьют, поссорятся, помирятся – в деревенском мирке, наверное, никто не считал это катастрофой. Как водится, журили по-родительски. Но вот случилось то, что случилось.

Действия подсудимого были расценены как убийство двух лиц и покушение на умышленное причинение смерти с особой жестокостью, не доведённое до конца по не зависящим от него обстоятельствам. А всего-то пошёл злодей за хлебушком, да внезапно вспыхнувшая неприязнь к людям подвела. Теперь по приговору Иркутского областного суда бомж получил прописку в лагерном бараке на долгие 19 лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры