«Восстановить довоенный уровень и затем превзойти его»
9 мая 1945 года советский народ отпраздновал победу над фашистской Германией, а меньше чем через месяц – 5 июня – Совнарком СССР утвердил строительство в Иркутске трамвайных путей и отпустил для этого на текущий год четыре миллиона рублей. Первую очередь транспортной магистрали протяжённостью 9,5 километра предполагалось ввести в строй за два года. Пока необходимо было построить одноколейный путь с несколькими разъездами-остановками по маршруту Вокзальная площадь – Ангарский мост – улица Степана Разина – Горького – Ленина – Тимирязева – Декабрьских Событий – Депутатская – 5-я Советская до улицы Красноярской. Там намечалась возвести трамвайный парк с депо, вагоноремонтными мастерскими и тяговой подстанцией.
Прошло всего полтора месяца, и «Восточно-Сибирская правда» информировала читателей: «В областном центре разворачивается строительство первой очереди трамвая. Подготовительные земельные работы для укладки пути ведутся методом народной стройки. Ежедневно 300–400 трудящихся предприятий и организаций города выходят на участок от Ангарского моста по улице Степана Разина до Ленина и на улицу Тимирязева. Начинаются разработка карьера для добычи балласта на реке Ушаковке, подвоз шпал с Китойского лесозавода».
Возвращение населению радиоприёмников, коммерческий хлеб, путёвки на курорт
Конечно, это была не единственная засвидетельственная газетой примета наступившей в стране мирной жизни.
1945 год
10 июня. Возвращает обратно радиоприёмники, взятые на хранение от организаций, учреждений и частных граждан в связи с началом войны летом 1941 года, в соответствии с приказом Наркомсвязи СССР областное Управление связи. Их владельцы могут явиться за получением в соответствующие районные конторы связи, а в Иркутске – на 3-е почтовое отделение по улице К. Маркса.
12 июня. На вокзале Иркутского аэропорта открыта столовая для обслуживания прилетающих пассажиров и экипажей самолётов Гражданской авиации. При столовой оборудован буфет с холодными закусками.
26 июня. Возобновил работу закрытый на время войны Дом отдыха горняков Мамы. Он расположен в живописном месте – в сосновом бору на высоком берегу Витима. За лето в нём поправят здоровье несколько сот стахановцев-слюдянщиков.
1 сентября. Филиал областной санитарной авиастанции Наркомздрава РСФСР создаётся в Киренске. Он будет обслуживать северные районы – Бодайбинский, Катангский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Нижнеилимский.
4 ноября. О приёмке золота в неограниченном количестве объявил Иркутский золотоскупочный пункт треста «Байкалзолото» (улица Урицкого, 10). Закупка полностью через находящийся здесь же магазин «Байкалзолотопродснаба» отоваривается дефицитными продуктами и промышленными товарами. Одновременно доводится до сведения сдатчиков металла, что со стороны государственного золотоскупочного пункта гарантируется полная тайна его приёмки.
17 ноября. Областная гинекологическая больница возобновила работу. Её помещение отремонтировано и снабжено необходимым оборудованием. На базе больницы будет работать акушерско-гинекологическая клиника медицинского института.
24 ноября. Коммерческий магазин и коммерческий ресторан Главособторга по решению Наркомторга СССР открылись в Иркутске. Магазин расположен в помещении гастронома № 1, ресторан – в центральной городской гостинице. В магазине 11 отделов, в которых имеется широкий ассортимент гастрономических, бакалейных и кондитерских товаров. Девять тысяч человек обслужил он в день открытия. По примеру Иркутска в новом году такие же магазин и ресторан намечено открыть в Нижнеудинске.
1946 год
16 января. Автобусное движение возобновлено по маршрутам Иркутск – Усть-Ордынский и Иркутск – Качуг. Из областного центра в Усть-Ордынский автобус отправляется ежедневно от Пролетарской площади (напротив Центрального телеграфа), в Качуг – два раза в неделю.
26 января. Открывают в конце января четыре магазина по продаже коммерческого хлеба – и он будет отпускаться в них без карточек – местные торги Иркутска. А в первом квартале года торги и трест столовых открывают в городах области 20 чайных, в том числе в Иркутске – девять, где кроме чая и кофе будет разнообразный ассортимент блюд, холодных закусок и водочных изделий. Отпуск обедов и закусок в чайных будет производиться также без карточек.
9 февраля. Предлагает путёвки и курсовки и с 15 февраля возобновляет приём больных курорт «Усолье», в годы войны занятый под госпиталь. Здесь снова функционируют грязевые и рассольные ванны и физиотерапевтическое отделение.
Вместо миномётов и боеприпасов – кирпичи и лебёдки для бурения скважин
В начале 1946 года состоялись отложенные в связи с Великой Отечественной войной выборы в Верховный Совет СССР второго созыва. А поскольку в абсолютном большинстве населённых пунктов отсутствовало электричество, Иркутский завод имени Сталина (по профилю, напомню, авиационный) получил срочный заказ – изготовить 50 тысяч керосиновых ламп для освещения избирательных участков не только в нашей области, но и в Красноярском крае, Якутской и Бурят-Монгольской АССР, Читинской области. Хорошо, что на заводе ещё в войну наряду с производством боевых самолётов и полевых мин начал действовать цех ширпотреба, который только за последние два года выпустил 150 тысяч ложек, 50 тысяч тарелок, 9 тысяч кастрюль, 5 тысяч чайников и много иной продукции для населения.
Понятно, что изготовление в короткий срок такого большого количества керосиновых ламп потребовало мобилизовать другие цеха предприятия. Заводчанам, к примеру, только через штампы пришлось пропустить 70 тонн металла. К тому же поначалу плохо удавалась нарезка резьбы для горелок. Но вскоре все трудности были преодолены и заказ выполнен с опережением на день. В последующем авиастроители включили в ассортимент цеха ширпотреба другие – более сложные, чем ложки и кастрюли, – изделия: мясорубки, электроприборы и даже сепараторы для молочных ферм колхозов и совхозов.
Завод имени Куйбышева вместо миномётов, мин и авиабомб после войны также переключился на производство мирной продукции. К примеру, начал выпускать лебёдки – ответственный агрегат 120-тонной установки для бурения нефтяных скважин глубиной до двух тысяч метров.
Достичь довоенного уровня выпуска кирпича – такая задача была поставлена перед Лисихинским и Ново-Ленинским заводами. Если в 1940 году они дали его 32 миллиона штук, то за девять месяцев 1945-го – в десять раз меньше, потому что занимались в основном производством боеприпасов. Правда, для этого на Лисихинском заводе потребовалось привести в действие все глиноподающие механизмы, вагонный парк, сушилку и помещение естественной сушки сырца.
Переход на производство товаров для населения на Тальцинском стекольном заводе совпал с его ремонтом. С 3 до 12 видов расширил коллектив ассортимент изделий: оконное и ламповое стекло, чайные стаканы, четверти, пивные бокалы, графины, аптечная посуда.
Сразу же после окончания войны к производству гражданской продукции вместо армейского обмундирования приступили предприятия лёгкой промышленности области. Уже в сентябре Тельминская швейная фабрика имени Воровского направила в торговую сеть 2000 мужских шерстяных костюмов и 4100 шёлковых женских платьев, а Усольская фабрика «Ревтруд» также изготовила партию женских шёлковых платьев. Трикотажная фабрика «Пролетарий» в областном центре после четырёхлетнего перерыва целиком переключилась на выпуск джемперов, кофточек, юбок, пуловеров и другой верхней одежды.
Рождение Ангарска…
Выборы в Верховный Совет СССР прошли 10 февраля, а накануне в Москве Сталин на встрече с избирателями, касаясь ближайшего будущего страны, сказал следующее: «Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах».
Новоизбранные депутаты Верховного Совета, в том числе шестеро от Иркутской области, включая первого секретаря обкома ВКП (б) Ефимова и председателя облисполкома Иванова, в марте собрались на его первую сессию. С докладом на ней, следуя директиве вождя о пятилетнем плане на 1946–1950 годы, выступил председатель Госплана СССР Вознесенский. В разделе доклада, посвящённом размещению производительных сил по союзным республикам и экономическим районам, читаем: «В районах Восточной Сибири создаётся промышленность искусственного жидкого топлива, развёртывается железнодорожное строительство, обеспечивающее создание второй железнодорожной магистрали на востоке Союза и освоение новых районов».
Конкретный перечень объектов предполагаемого нового строительства на территории Прибайкалья прозвучал на состоявшемся 16 апреля собрании партийного актива городов Иркутска, Черемхова и Усолья-Сибирского совместно с руководителями областных организаций и предприятий. Из резолюции собрания: «Большие работы предусмотрены новым пятилетним планом по Иркутской области.
Начнётся подготовка к строительству Восточно-Сибирского металлургического завода и химического комбината. В 1949 году в Усолье-Сибирском будет введён в эксплуатацию крупный солевакуумный завод. Сотни миллионов рублей вкладываются в сооружение завода жидкого топлива. В 1948 году будут закончены строительство автосборочного завода и реконструкция завода имени Куйбышева. Дальнейшее развитие получат угольная, золотая, слюдяная, лесная промышленность. Проектируются большие работы по увеличению энергетических ресурсов области. Начнётся подготовка к сооружению гидроэлектростанции на реке Ангаре».
И уже через четыре дня «Восточка» вышла в свет, можно сказать, с сенсационной новостью: «18 апреля в одном из районов нашей области состоялась закладка завода жидкого топлива, который будет работать на базе местного сырья. Строительство завода утверждено Законом о пятилетнем плане, принятом первой сессией Верховного Совета СССР. Первые кирпичи первенца послевоенной сталинской пятилетки положили депутаты Верховного Совета СССР товарищи Ефимов, Иванов и директор будущего завода тов. Ярополов. На закладке присутствовал также начальник строительно-монтажного треста «Главнефтегазстрой» Министерства топливной промышленности тов. Дворников. Сейчас развернулись строительство авторемонтного и механического цехов этого завода-гиганта. Строительство первой очереди завершится к концу пятилетки. Завод ежегодно будет давать для хозяйственных нужд страны керосин, различные масла».
Речь, как вы, наверное, догадываетесь, шла о рождении на основе вывезенного в счёт репараций из поверженной Германии оборудования крупного комбината искусственного топлива (впоследствии – нефтехимического) и будущего второго по величине города области – Ангарска.
…И другие задачи пятилетки
Следующим по важности объектом нового строительства в области на тот момент считался Иркутский автосборочный завод, на конвейерном оборудовании которого поначалу велась сборка поступавших по ленд-лизу из Соединённых Штатов Америки «Студебеккеров», «Фордов» и иных полноприводных автомашин. Завод, поведал на том собрании партийно-хозяйственного актива его директор Фомин, «в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года на нём развернётся массовый выпуск машин самых современных марок – 3,5-тонных ЗИЛ-150 и 2,5-тонных ГАЗ-51». Для этого предприятие начало переселяться на новое место – в район посёлка Мельниково, где заняло площадь в 24 гектара, а основные цеха – 15 тысяч квадратных метров, со станцией Иркутск-1 его должна была связать железнодорожная ветка.
Пятилетним планом в стране намечалось в два раза увеличить мощности по добыче соли, в том числе за счёт сооружения в городе Усолье-Сибирском нового вакуумного завода. Для него предполагалось пробить шесть скважин, при том что соль в этих местах залегает на глубине более километра пластами от 47 до 55 метров.
В подобных масштабах виделся рост добычи в области и каменного угля. В Черемховском бассейне закладывались новые шахты, велись вскрышные работы на новом, мощном Ново-Гришевском разрезе, а на Храмцовском к концу 1950 года должны были вступить в строй вторая и третья очереди.
Неведомым ранее способом извлечения из золотоносных песчаников драгоценного металла – открытыми экскаваторными работами – обозначилась послевоенная пятилетка для коллектива треста «Лензолото», кстати, награждённого в декабре 1946 года за успешное выполнение заданий правительства и в связи со 100-летием существования Ленских приисков орденом Ленина. Уже в следующем году добыча открытыми работами началась на прииске «Семёновский», где были задействованы два американских экскаватора «Линк-Бельт» большой мощности и столько же немецких «Байеров» средней мощности, подведена высоковольтная электролиния.
Чтобы механизировать трудоёмкие процессы, прежде всего на предприятиях топливной промышленности и металлургии, переключился на выпуск проходческой пятитонной лебёдки, используемой при закладке новых шахт, и других новых машин Черемховский завод имени Карла Маркса. А в Усолье-Сибирском приступили к строительству завода, из мартеновского, литейного, прокатного и других цехов и участков которого должно было выходить оборудование для цветной металлургии – драги, мельницы-дробилки, буровые станки.
Значительный рост производства намечался в лесной отрасли. Вместо 827 тысяч кубометров в 1945 году заготовку и вывозку древесины в нашей области благодаря механизации планировалось довести до 3,5 миллиона кубометров. К тому же в посёлке Суетиха Тайшетского района летом 1946 года заложили фундаменты первых объектов гидролизного завода с задачей из отходов древесины выпускать спирт, кормовые дрожжи и другие ценные продукты.
Энергопоезда, малые реки и малые ГЭС
Конечно, никакие тяжёлая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера не могут развиваться без электроэнергии. Пока в области не появились крупные ГЭС и ТЭЦ, каждый строящийся индустриальный объект обзаводился собственной электростанцией. Если речь шла об индустриальных узлах, то на помощь приходили транспортируемые по железной дороге энергопоезда. Так, уже в первом году пятилетки в Черембасс был доставлен и включён в сеть энергопоезд мощностью в несколько сотен киловатт, и с его пуском обеспечивалось бесперебойное снабжение электроэнергией всех шахт и Храмцовского разреза. Тогда же другой энергопоезд – на пять тысяч киловатт – по решению Совмина СССР получила Восточно-Сибирская железная дорога, и благодаря этому были полностью обеспечены электроэнергией не только станции Иркутск-1 и Иркутск-2, но и Жилкинский куст промышленных предприятий областного центра.
Если брать сельскую местность, то, как только закончилась война, при земельном отделе облисполкома создали службу по электрификации – «Сельэлектро». Ей предстояло вести проектно-изыскательские работы и строительство гидроэлектростанций на малых реках – в колхозах, на машинно-тракторных станциях и в подсобных хозяйствах предприятий. Первой начали возводить ГЭС на реке Ирети вблизи районного центра Голуметь, второй – межколхозную в селе Харат Эхирит-Булагатского аймака. Затем появились малые гидроэлектростанции и зажглись лампочки Ильича в Усть-Удинском, Икейском, Иркутском и других районах.
И, наконец, о транспорте в четвёртой пятилетке. Перед Восточно-Сибирской железной дорогой была поставлена задача увеличить грузоперевозки более чем в полтора раза и произвести капитальное строительство на значительную сумму – 300 миллионов рублей. В его программу входили устройство автоблокировки от Тайшета до станции Байкал, автостопа на участке Байкал – Слюдянка, укладка новых рельсов тяжёлого типа с заменой шпал, перевод пути на щебёночный и гравийный балласт, постройка новых искусственных сооружений.
«Повсеместно развернуть в союзных республиках, – цитирую Закон о пятилетнем плане, – транспортное освоение малых рек для местных перевозок». Ещё не закончилась война, а при Иркутском облисполкоме создали управление по их освоению и эксплуатации. Поначалу судоходство развернулось на Оке – на участке Зима – Кулгунайская шахта, а также на Бирюсе – на участке Суетиха – Сулаево. В перспективе предусматривалась эксплуатация 15 рек, в том числе Иркута, Белой, Уды, Киренги, Мамы, запроектировано строительство 72 единиц самоходного и 125 единиц несамоходного флота.
С мая 1946 года «Аэрофлот» открыл регулярное воздушное сообщение по линиям Иркутск – Москва, Иркутск – Якутск, Иркутск – Бодайбо.
А на селе пока без перемен…
Пятилетним планом большие свершения должны были произойти в сельском хозяйстве страны: намечалось рост продукции в целом увеличить на 27 процентов по сравнению с 1940 годом, урожайность зерна, и особенно пшеницы, – в среднем до 12 центнеров с гектара. Однако в Иркутской области до этих цифр было очень и очень далеко.
Ведь последний военный год, как и предыдущие, для селян Прибайкалья вышел провальным. Хотя в феврале-марте сначала ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах по подготовке и проведению весеннего сева в Иркутской области», а затем Совнарком СССР утвердил два постановления об оказании ей помощи техникой и другими средствами, зерновых культур было посеяно меньше, чем в любой другой год войны, – 552 тысячи гектаров (к примеру, в 1942 году – 743 тысячи), продукции животноводства в счёт обязательных поставок сдано государству меньше, чем ранее.
Неудачно, как, впрочем, и для всей страны, сложился и первый послевоенный год. Несмотря на то что ЦК партии снова принял постановление о ходе подготовки к весеннему севу в колхозах и МТС области, а в июле Совет Министров СССР даже признал её одним из победителей во Всесоюзном соревновании за выполнение и перевыполнение плана весенних сельскохозяйственных работ, итоги сбора урожая и дела в животноводстве опять не принесли радости жителям села.
«В военные годы, – говорил А. Ефимов, выступая в марте 1947 года с докладом на пленуме обкома партии, – в результате допущенных серьёзных недостатков в сельском хозяйстве произошло резкое снижение урожайности всех культур, особенно зерновых. Это привело к тому, что область не выполняет план хлебопоставок и вынуждена ежегодно прибегать в больших размерах к государственной семенной ссуде, а в колхозах резко сократилась выдача зерна по трудодням колхозникам». Пленум тем не менее поставил задачу восстановить в течение трёх лет – за 1947-1949 годы – довоенный уровень валового сбора зерна, а к концу пятилетки значительно превзойти его.