«Туризм – это индустрия впечатлений»
Депутаты Законодательного Собрания обсудили перспективы развития отрасли гостеприимства в регионе
Иркутская область находится на 15-м месте по туристической привлекательности среди регионов России по итогам прошлого года. Приангарье входит в топ-10 самых популярных у иностранных туристов регионов России и в число территорий-лидеров в Сибири и на Дальнем Востоке по посещаемости. Подавляющее число туристов едут на Байкал. При этом не всегда до туристических мест легко добраться, не всегда туристы имеют возможность жить в комфортных условиях. Развитие туристической отрасли в регионе обсудили во время депутатского часа на июньской сессии областного парламента.
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников рассказал, что в 2021 году региональная власть применяла комплексный подход к развитию территорий: были созданы паспорта туристических территорий (Слюдянского, Ольхонского районов) и отдельных кластеров (Иркутска, Выдрино, Тальцов, Большого Голоустного, Листвянки, КБЖД, Бугульдейки, Малого моря). Паспорта предусматривают развитие инфраструктуры, в том числе дорожной, инженерной, энергетической, социальной.
По словам министра транспорта и дорожного строительства Иркутской области Максима Лобанова, в нормативном состоянии находятся меньше половины дорог, ведущих на Байкал. По поручению президента страны Владимира Путина к 2024 году не менее 80% дорог должны быть приведены в порядок. В 2022 году акцент в ремонте будет сделан на туристические направления. На них будет израсходовано более 20% средств, предусмотренных на ремонт. Пять миллиардов рублей планируется направить на дороги до Байкала. В 2022 году уже начались работы по участкам Петрово – Бугульдейка, Баяндай – Еланцы – Хужир (с 8 по 22 км). Планируются завершение работ по переводу в твёрдое покрытие участков дорог Иркутск – Большое Голоустное, реконструкция трассы Иркутск – Листвянка с 12 по 29 километр.
Первое место, где происходит знакомство с регионом, – это аэропорт. Иркутск и до пандемии не мог похвастаться своими воздушными воротами. Во время пандемии коронавируса поток туристов значительно сократился. В прошлом году приезжающих стало больше, но турпоток пока не восстановился до уровня докоронавирусного 2019 года. Пропускную способность иркутского аэропорта в 800 человек в час предполагается расширить за счёт возведения временного четырёхэтажного пристроя. Его стоимость – около 1,4 миллиарда рублей.
С 2023 года в регионе начинаётся реализация программы по развитию туризма и гостеприимства. Её основные задачи – увеличить турпоток и объём поступлений от туристической отрасли в областной бюджет. Для этого необходимо строить дороги, разрабатывать туристические маршруты на время межсезонья, готовить профессиональные кадры. Кроме того, нужно, чтобы туристы ехали не только на Байкал, но и дополнительно посещали другие интересные места.
Жители посёлков и деревень Иркутской области уже принимают туристов и показывают им свои быт и культуру. В прошлом году пилотный проект по развитию сельского туризма был реализован в Заларинском районе. В нынешнем году аналогичные инициативы запланированы в Качугском и Осинском районах, заявки поданы от Усольского, Черемховского, Боханского и Братского районов.
Заместитель директора по охране территорий ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Пестерев рассказал, как Прибайкальский нацпарк развивает туризм: устанавливают навигационные указатели, идёт обустройство площадок для пикников и кемпингов, а также строится инфраструктура для того, чтобы на Байкале могли побывать маломобильные туристы. Кроме того, к запуску готовятся турпродукты нового формата – фототуры, предполагающие безопасное для туристов и природы наблюдение.
Депутат Антон Романов напомнил о проблеме дефицита не только сотрудников в туристической отрасли, но и специалистов по земельным и имущественным отношениям. Он предложил организовать в регионе кафедру байкаловедения, на которой готовили бы знакомых со спецификой региона профессионалов в разных областях.
По мнению вице-спикера Ольги Носенко, начать развитие инфраструктурных объектов необходимо с посёлка Листвянка, ближайшей от Иркутска точки, где туристы могут увидеть Байкал. Инфраструктура и качество сервиса в Листвянке не выдерживают никакой критики. Ольга Носенко напомнила о проекте создания центра международного байкальского туризма «Байкал-Сити», который презентовали в 2006 году на Байкальском экономическом форуме. Проект так и не был реализован.
Неуважением к туристам назвал депутат Дмитрий Тютрин дорогу Харанцы – Хобой на острове Ольхон. Он попросил обратить внимание на эту магистраль, которая не отвечает даже минимальным требованиям комфорта и безопасности. Парламентарий Андрей Андреев отметил, что препятствием для привлечения туристов может стать высокая стоимость перелётов из центральной части России в Иркутск. Он предложил обратиться к авиакомпаниям: возможно, если бы они в пик сезона выполняли рейсы на самолётах большей вместимости, цена билета была бы ниже.
Депутат Олег Попов предложил рассмотреть в качестве туристических объектов гидроэлектростанции – Братскую и Иркутскую, а также алюминиевые заводы. Многим туристам и местным жителям было бы интересно побывать внутри. А также парламентарий отметил, что по всему миру набирают обороты путешествия в автодомах. Было бы хорошо, если бы на Байкале организовали площадки, на которых путешественники могли бы заправить автодом чистой водой, слить стоки и зарядить батареи.
«Туризм – это индустрия впечатлений», – напомнил депутат Виктор Кондрашов. Впечатление о регионе начинает складываться с вокзала и аэропорта. Затем люди едут в самые красивые места и не могут поделиться своими впечатлениями, так как не во всех популярных местах отдыха есть устойчивый доступ в Интернет. Депутат также обратил внимание на проблемы, значимые для предпринимателей, которые работают на Байкале. Из-за сложностей, связанных с прохождением экспертиз в Центральной экологической зоне Байкала, построить гостиницу, за исключением территории особой экономической зоны, практически невозможно. Существуют проблемы с подключением к электрическим мощностям. Нет инфраструктуры, чтобы в соответствии с законодательством эксплуатировать водный транспорт. Не хватает обустроенных причалов. На Байкале нет ни одной заправочной станции для судов. Ближайшая находится в Николе.
По словам председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Николая Труфанова, за прошлый год Иркутская область приняла 1,4 миллиона туристов. Это внушительные цифры. Пандемия закончилась, задача власти – вместе с бизнесом работать над привлечением туристов. В мае депутаты создали группу по совершенствованию законодательной деятельности в области туризма. Очередное заседание группы состоится на Ольхоне.
Подводя итоги депутатского часа, спикер областного парламента Александр Ведерников отметил, что работа по развитию туризма должна проводиться на межведомственном уровне: «Сегодня, когда у туристов востребован внутренний туризм, на этой теме должно быть сфокусировано внимание всех, кто задействован в сфере гостеприимства. Работа должна проводиться на межведомственном уровне, чтобы создавать по-настоящему привлекательные турпродукты и комфортные условия для гостей Иркутской области».