«Слышишь – сани мчатся…»
В Качугском районе собирают экспонаты для музея саней и технологии их изготовления
В мае в Качугском районе Иркутской области стартовал проект «Готовь сани летом», поддержанный Российским фондом культуры. В территории, богатой своими традициями, планируется возродить мастерство изготовления конных саней, разработать методическое пособие и передать секреты мастерства взрослым и детям. Второе направление проекта – создание музея саней под открытым небом. Экспонаты для него уже передали жители местных деревень и сёл.
За день можно сделать двое саней
В деревне Болото живут братья Сергей и Николай Гусевские, которые продолжают дело своего отца – мастера по изготовлению конных саней Иннокентия Егоровича. В молодости он занимался охотой, воевал на фронтах Великой Отечественной, вернулся домой и трудился скотником на молочно-товарной ферме. Для работы были нужны сани – возить дрова, корма, навоз. В деревне была кузница, а с другой стороны столярка, называемая «подерёвка», вот там и делали сани.
В мае во время сокодвижения начинали весь процесс загиба полозьев для саней. Это был самый ответственный момент во всём процессе: как загнёшь полоз, так сани и поедут. Для загиба использовали так называемый «горячий» способ: полозья закладывали в парилку. Начиная с этого момента помогали отцу сыновья Николай и Сергей.
По рассказам Сергея Иннокентьевича, трудились в основном в нерабочее время, в день можно было сделать двое саней. Готовились они чаще всего на заказ, покупатели рассчитывались зерном. В деревне было много мастеров, делавших не только сани, но и мебель, инструмент, утварь для дома. Был и бондарь, мастеривший кедровые бочки и кадушки, которые имелись в каждом доме.
В Качугском районе есть свои традиции, связанные с санями и лошадьми. В своё время в деревне Бирюлька, что в 10 км от Болота, на масленицу проводили бега на лошадях, запряжённых в сани и кошёвки (так называются выездные сани меньшего размера. – Прим. авт.).
Есть свои легенды и были, связанные с конной темой: в 1960-х годах одна женщина опоздала на автобус до Качуга, так её брат на санях по прямой дороге (10 км) сумел догнать автобус и остановить его. У Натальи Сокольниковой, работавшей почтальоном, была кобыла Колюниха, которая сама останавливалась у каждого дома, пока её хозяйка разносила из кошёвки газеты, письма и посылки.
«Холодный» и «горячий» способы загиба
Эти и многие другие истории собрал коллектив Залогской основной общеобразовательной школы, ставший ядром проекта «Готовь сани летом». Он реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры», в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». В мае и июне состоялись экспедиции, их участники пообщались с мастерами из деревень Болото, Малая Тарель, села Большая Тарель и Белоусовского сельского поселения.
Геннадий Фёдорович Быков из Малой Тарели рассказал о тонкостях изготовления саней и показал бало – массивное бревно с выдолбленными «трафаретами» для будущих полозьев на берегу речки. «Рубить (деревья для полозьев. – Прим. авт.) надо, пока ещё берёза не расцвела. Причём выбирать те, что растут на глине и камнях, они тогда лучше гнутся, не ломаются. Я не парил, но старики парили: в земле делали парилку, досками оббивали, ставили бочку с водой и туда клали будущие полозья».
Мастер использовал так называемый «холодный» способ загиба полозьев: клал их в воду в реке, а потом постепенно загибал их, после снова клал в воду, опять гнул – и так несколько раз. «Весной вдвоём по 50 саней делали», – рассказал он. В отличие от грузовых сани для охоты делались выше, чтобы не задевать пеньки в лесу. В семье сохранились небольшие санки, на которых до сих пор возят дрова.
Василий Георгиевич Нечаев из Большой Тарели учился мастерству изготовления саней у отца, а тот у деда, дед – у прадеда. «Дерево в конце апреля – начале мая заготавливаю, полозья делаю из березняка, распариваю (используется «горячий» способ изготовления. – Прим. авт.). Возить в санях можно хоть что – и дрова, и себя, и мясо из тайги вывезти. Из медведя вкусные пельмени получаются».
«Горячий» способ использовал и Павел Андрианович Полуэктов из деревни Шеметово Белоусовского сельского поселения. Его супруга Вера Александровна вспоминает: когда муж столярничал, щепки даже в зыбку (колыбель. – Прим. авт.) летели. Об изготовлении саней он говорит: «Работа тонкостная». Помимо полозьев необходимо ещё много чего – нащепы, копыль, вязи. «Я на конях работал, пару саней сделал, и мне хватит, – рассказал мастер. – Года три-четыре ездил, если в лесу вязью на пенек заехал, сломал, то новые делай».
Почти у каждого жителя Качугского района есть семейная история, связанная с санями. У преподавателя технологии Залогской основной общеобразовательной школы, руководителя мастерской проекта «Готовь сани летом» Александра Реутова сани делал дед Егор Филаретович. «В каждом населённом пункте есть свои тонкости, особенности изготовления, секреты мастеров. Например, в Малой Тарели в основном использовали «холодный» способ загиба полозьев. В Большой Тарели – «горячий». Я планирую освоить обе технологии, рассказать и показать их взрослым и школьникам, которые будут проходить обучение».
У председателя Думы Качугского района Андрея Саидова санями занимался дед – Иван Тимофеевич Шеметов. Использовал в основном «горячий» способ. На продажу делал и большие конные сани, и кошёвки. Покупали их жители соседних деревень. Детские сани стоили пять рублей по тем временам. «Безусловно, сейчас очень важно сохранить и передать технологии изготовления саней, потому что это наша традиция. Мастера постепенно уходят, а людям очень интересно всё, что связано с санями», – отметил председатель Думы.
Проект «Готовь сани летом» поддерживает мэр Качугского района Евгений Липатов. Именно ему принадлежит идея сохранения традиций изготовления саней и передачи этих знаний молодому поколению. Поддержал инициативу и глава Белоусовского сельского поселения Андрей Петров.
Гарусный платок
Во время экспедиций участники проекта не только знакомились с тонкостями изготовления гужевых транспортных средств, но и собирали экспонаты для будущего музея под открытым небом в селе Залог. Мастера, с которыми общались во время экспедиции, передали в музей сани и кошёвки, мебель, утварь, предметы интерьера, посуду.
Вносят свой вклад и жители Качугского района. Например, Римма Спиридоновна Нечаева из деревни Усть-Тальма Белоусовского сельского поселения передала в дар кошёвку в отличном состоянии, которую в своё время смастерил её супруг Сергей Романович. «Он всё делал сам, у него всё получалось хорошо, и дом он сам построил. Наверное, это от природы талант, – рассказала она. – Раньше мы активно пользовались санями, готовили лес. Муж сядет на коняшку, съездит и привезёт дров. А потом другой транспорт появился, стали ездить на машине».
Настоящие сокровища нашлись в усадьбе Нины Александровны Бердюгиной. Её семья – коренные жители деревни Болото. Её дед прошёл войну, пока бабушка в одиночку тянула пятерых детей. После войны дед научился работать по дереву: делал шкафы, диваны, кровати. Когда мама Нины Александровны вышла замуж, научил и её мужа. «Вот, наличиники на окнах папа делал, рамы, веретёшки, бочки, столы», – рассказала она.
Есть в семье история про гарусный платок: у бабушки Степаниды, которая была раскулачена вместе с семьёй, были гарусные платки и шали. «Они были середняками, и не один такой платок у неё был. Именно эти гарусные платки помогли спастись от голода: на них выменивали продукты – хлеб и молоко», – рассказала Нина Александровна.
Не остался в стороне и передал экспонаты в музей и глава Залогского сельского поселения Михаил Истомин. Он пригласил гостей в дом своей мамы, построенный в 19 веке. «У этого палисадника традиционно фотографируются все гости этого дома», – рассказал он. Палисадник и правда очень красивый.
«Самое большое впечатление в наших экспедициях от людей – удивительных, добрых, отзывчивых, щедрых, которые делятся тем, что для них дорого, – рассказала директор Залогской основной общеобразовательной школы, куратор создания школьного музея Лариса Заводских. – Все экспонаты, которые переданы в музей, безусловно, будут интересными и востребованными среди посетителей».
«Мы не ожидали увидеть столько материала, узнать столько людей и интересных историй, – поделилась своими впечатлениями руководитель проекта «Готовь сани летом» Эльмира Семёнова. – Будущий музей расположится на территории усадьбы купца Сапожникова, однако организован он будет при школе. Школа – это точка роста и центр развития территории. Мы знаем успешные примеры таких музеев. Например, Хужирский краеведческий музей имени Н.М. Ревякина на острове Ольхон тоже начинался как школьный, а сейчас является одним из самых интересных и богатых в регионе».
Разработкой концепции создания и развития школьного музея в селе Залог занимается дизайнер, архитектор, директор АНО ИФЦ «Байкал Тотем», участник клуба «Байкальские стратегии» Анатолий Борозненко. Спроектировано зонирование будущей территории музея, помимо выставочной части там разместятся мастерская, детская площадка, будет место для проведения мероприятий.
«Я предлагаю создать музей именно на этой территории, потому что в этом видится дальнейшая перспектива развития, включая участие и в федеральных проектах, – рассказал он. – Именно поэтому концепция развития рассчитана на 5–10 лет. А сам музей в дальнейшем может влиять на развитие не только Залога и Качугского района, но и туризма на территории Иркутской области в целом. Словом, музей – часть большой программы. Я вижу в этом перспективу».