Требуется доктор
Медучреждения региона испытывают дефицит специалистов
Медики говорят, что в Иркутской области «ковид закончился». Выплаты в ковидных госпиталях значительно сократились, поэтому специалисты активно ищут себе другие места работы. О том, хватает ли кадров в медицине и где брать специалистов, говорили руководители крупных медицинских учреждений на пресс-конференции, которая состоялась в Иркутске 7 июня.
Главный врач медсанчасти ИАПО Евгений Выговский рассказал, что в медучреждении укомплектованность врачами, то есть соотношение людей и ставок в штатном расписании, – 74%. Больше всего не хватает рентгенологов, рентген-лаборантов, есть потребность в неврологах, анестезиологах, педиатрах, терапевтах. «Единого рецепта по привлечению кадров нет. Этим нужно заниматься постоянно», – отметил главврач ИАПО.
Заместитель проректора Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования Светлана Горбачёва добавила, что, несмотря на большой конкурс в вузах, в больницах хронический дефицит анестезиологов-реаниматологов. Особенно большая потребность ощущалась во время пандемии. Вузы выпускают врачей этой специальности, но многие уходят в смежные направления из-за сложности работы и профессионального выгорания. Такая тенденция наблюдается не только в России, но и за рубежом.
Больницы, заинтересованные в кадрах, начинают работать с потенциальными специалистами со старших классов школы. С учениками проводят тестирование, приглашают на дни открытых дверей. Если выпускник определился с профессией и готов пообещать, что после того, как закончит обучение, придёт работать в определённое учреждение, больница заключает с ним договор. Будущий специалист поступает на целевое место и получает стипендию.
Выбирая профессию врача, школьники чаще всего мечтают быть кардиохирургами и нейрохирургами. К окончанию университета, как правило, студенты начинают понимать, какое направление им ближе и где они смогут проявить себя. Например, в хирургии, акушерстве, неотложной медицине нужна хорошая реакция, от человека требуется способность быстро принимать решения и уметь не поддаваться стрессу. Есть и более спокойные специальности – косметология и дерматология. Они предполагают размеренную работу.
«Специалисты побежали по больницам»
По словам Евгения Выговского, целевые контракты с медсанчастью ИАПО заключили 26 человек. В нынешнем году они перешли на второй курс педиатрического и лечебного факультетов. Кроме того, медицинское учреждение активно привлекает выпускников медуниверситета. В нынешнем году ординатуру заканчивают 11 студентов, которые заключали договоры в 2020 году. А всего в медсанчасти ждут 14 ординаторов, трое начали учиться в 2021 году. Студентам и ординаторам предлагают устроиться в учреждение на время учёбы и потом принимают их на постоянную работу. В итоге 50 медиков в медсанчасти ИАПО – работники в возрасте до 30 лет, отметил Евгений Выговский, приток новых кадров идёт постоянно.
Около 30 врачей и порядка 70 медсестёр и фельдшеров в областной детской больнице – специалисты до 30 лет. Начальник отдела кадров учреждения Татьяна Лютаревич рассказала: чтобы привлечь в больницу специалистов среднего звена, её руководство работает с базовыми колледжами, приглашает студентов устраиваться к ним санитарами. До окончания обучения человек может выбрать направление для себя. Молодые люди заканчивают учёбу и остаются работать в больнице.
В медицинской работе с детьми есть своя специфика. Многие специалисты не выдерживают, уходят во «взрослую» медицину. Во-первых, тяжело каждый день видеть, как страдают дети. Во-вторых, люди чувствуют большую ответственность и боятся навредить ребёнку, сделать что-то неправильно. В-третьих, работать нужно не только с маленькими пациентами, но и с их родителями.
Татьяна Лютаревич отметила: особенно часто меняются санитары, медсёстры и фельдшеры. Некоторые уходят учиться дальше, некоторые увольняются из-за выгорания.
О том, что областная туберкулёзная больница укомплектована кадрами на 65%, рассказала заместитель главного врача Ирина Евстигнеева. По закону медикам, работающим с больными туберкулёзом, положены дополнительно 14 дней отпуска, 50-процентная надбавка к зарплате, сокращённая 30-часовая рабочая неделя.
В туберкулёзной больнице работают 22 медика младше 30 лет. Почти треть медсестёр и фельдшеров – люди в возрасте до 30 лет. Чтобы привлекать кадры, руководство больницы проводит встречи со студентами. Рассказывают о специфике профессии: о рисках и преимуществах.
Ещё об одном источнике пополнения кадров рассказала Татьяна Лютаревич: «Сейчас идёт большой отток сотрудников из ковидных госпиталей. Ковид закончился, уровень заработной платы значительно упал, специалисты, грубо говоря, побежали по больницам».
Роботы-симуляторы и тимбилдинг
На пресс-конференции руководители учреждений говорили о том, что, даже если специалист пришёл работать, это не значит, что в данной больнице он проработает до пенсии. По словам Евгения Выговского, в его медсанчасти отток кадров ежегодно доходит до 30%. Причины могут быть любые – переезд в другой город или район, переход в коммерческое учреждение.
Чтобы у сотрудников была мотивация оставаться работать в медсанчасти, до пандемии молодым специалистам выплачивали часть расходов на аренду жилья: половину врачам и четверть среднему персоналу. Если в больницу устраивалась работать семья врачей, они могли рассчитывать на полную компенсацию аренды. Деньги брали из доходов от платных услуг. В период пандемии доходы клиники сократились, компенсацию отменили. Но сейчас, по словам Евгения Выговского, выплаты возвращают. Компенсацию молодой специалист получает три года, за это время он может взять ипотеку и переехать в собственное жильё.
«По уровню зарплат ребята готовы и могут платить ипотеку, сложности возникают с оформлением кредита. 15% – это большой первоначальный взнос. Такие деньги молодым специалистам сразу найти сложно. Было бы хорошо, если бы власть нашла решение для специалистов государственных учреждений», – предложил главврач медсанчасти. По его словам, муниципалитетам следует активнее искать возможности для предоставления медикам служебного жилья. Это способствует «закреплению» специалистов.
Кроме того, в медучреждениях используют опыт наставничества. «Важно не оставлять выпускника наедине со своим рабочим местом. Нужно помогать, чтобы ребята не боялись принимать сложные решения, чтобы им было к кому обратиться, если появились вопросы», – отметил Выговский.
Ещё важно, чтобы специалист понимал, что у него есть возможность учиться. Светлана Горбачёва рассказала, что в академии последипломного образования действуют 50 программ стажировок. Как правило, они рассчитаны на короткие циклы, чтобы медик не отрывался от рабочего места надолго. Есть возможность отрабатывать сложные навыки в центре симуляционной подготовки на современных роботах и манекенах. «Мы успели оснастить центр до санкций, чему очень рады», – сказала заместитель проректора академии.
Руководителям больниц полезно учитывать, что для сотрудников важны не только условия работы, но и отдых, взаимодействие в коллективе вне работы. Например, в медсанчасти ИАПО молодые сотрудники создали команду и готовятся участвовать в слёте медицинских работников. Из-за пандемии летнее мероприятие два года не проводили. В нынешнем году традицию решено возобновить. Руководство областной детской больницы запланировало провести для сотрудников командообразующие игры. «Базу по медицине специалисты получают при обучении. А понимания того, как работать с коллегами, как взаимодействовать с люди, не хватает», – отмечает заместитель главного врача Лилия Гинзбург.
В конференции участвовали руководители крупных современных медицинских учреждений, в которые выпускники стремятся в первую очередь. Но даже у них укомлектованность кадрами далека от 100%. Речь не шла о сельских больницах, когда в некоторых деревнях амбулатории стоят пустые из-за того, что нет фельдшеров, и о районах, в которые профильные специалисты приезжают «вахтовым методом».
На мероприятии были заявлены два выступления руководителей министерства здравоохранения. Но ни один из спикеров на пресс-конференцию не пришёл. Самые свежие данные об уровне укомплектованности кадрами больниц Иркутской области, которые давал минздрав, касаются 2019 года. Тогда говорили об уровне укомплектованности 59,5%. Информацию о том, как изменились эти показатели за два года, в открытых источниках найти не удалось.