издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зыбкий фундамент самостроя

Когда​ Нина Самойлова (фамилия изменена) узнала, что по решению администрации Иркутска её дом на улице Левый Берег Каи могут снести как незаконно возведённое строение, женщина очень расстроилась. В этом доме она родилась и живёт до сих пор, считая его самым лучшим на свете. Отстаивать своё право собственности ей пришлось в Свердловском районном суде Иркутска.

История здания начинается с шестидесятых годов прошлого века, когда его построил отец Нины. Одноэтажный бревенчатый дом в три комнаты стал настоящим семейным гнездом. О правоустанавливающих документах родители в своё время не побеспокоились. После их смерти Нина стала в доме хозяйкой. И много лет никаких вопросов не возникало, поскольку не было нужды продавать​ или дарить дом. Но наступил день, когда​ хозяйка узнала: её дом – вовсе не её крепость, живёт она в «самострое», и всё может пойти под снос. Вот тогда и пришлось обратиться в суд, чтобы он вынес справедливое решение. Ответчиком по исковому заявлению Самойловой о признании права собственности на самовольную постройку выступила администрация Иркутска, в чьи обязанности как раз входит борьба с такими строениями, создающими хаос в городской черте.

Для защиты своего права истица привела необходимые доводы: в доме она хозяйничает уже много лет – поддерживает его в крепком состоянии, следит за пожарной безопасностью, платит налог, ничьи интересы не ущемляет. Эти и другие факты подтвердили соседи Самойловой. Но для суда в первую очередь были важны обстоятельства, связанные с землёй, на которой стоит спорный дом. Как оказалось, больше полувека назад отец истицы действительно самовольно построил дом безо всяких разрешений. В ту пору на городских окраинах было немало таких случаев. Но в 1990 году исполком Иркутского городского совета народных депутатов вынес решение «О правовой регистрации строений», согласно которому земельные участки закреплялись за теми домами, которые не нарушали общую планировку. Улица, где живёт Самойлова, в этом документе значилась.

Более того, бюро технической инвентаризации обязано было провести регистрацию права собственности на эти строения. Это значит, что юридически дом Самойловой уже не «повисал» в воздухе и ничто не мешало оформить необходимые документы. Но этого не произошло. Довод представителя ответчика как раз и заключался в том, что родители истицы должны были заняться сбором необходимых согласований-разрешений, чтобы не возникла такая неприятная история. Но суд учёл, что до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю у них была возможность получить только право постоянного (бессрочного) пользования участком земли. К тому же «действующим законодательством не были предусмотрены правовые последствия неполучения документов на право пользования земельным участком».

Решение по этому гражданскому делу суд вынес в пользу Нины Самойловой, признав её право собственности на дом. Родовому гнезду больше не угрожает снос.​ ​

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры