Хотели майнить по-тихому
Недавно Свердловский районный суд Иркутска рассмотрел два гражданских дела по иску Иркутской энергосбытовой компании к потребителям, задолжавшим ведомству огромные суммы. В каждом случае пожирателем электричества стал майнинг – процесс добычи криптовалюты. Хозяева мощного компьютерного железа как раз и захотели «сэкономить» на оплате по счетам, но получилось себе дороже.
Что там жужжит и греется?
Снимать показания счётчиков для электриков дело обычное. Но с развитием майнинга у работников энергосбыта появилась новая головная боль: как заставить потребителя платить за электричество по тому тарифу, который ему положен? Некоторые майнеры просто жаждут затесаться в ряды населения, использующего электроэнергию для обычных коммунально-бытовых нужд. В таком случае её оплата подлежит государственному регулированию с более низкими тарифами. Человек, который начинает заниматься добычей криптовалюты, обязан знать, что платить за электричество отныне ему положено по тарифу для коммерческих целей. При этом разница в оплате возникает немалая, учитывая ещё тот факт, что майнинг не «кушает», а «жрёт» электричество.
Толчком к этому гражданскому делу послужил визит инженера-инспектора Иркутской энергосбытовой компании к хозяину усадьбы в садоводстве «Белочка» Шелеховского района Олегу Жукову (здесь и далее фамилии изменены). Было отмечено, что расход электричества в его доме и на территории в несколько раз превышал все мыслимые коммунально-бытовые нужды. Причём оплата за потреблённую энергию шла по тарифу для населения. Подозрения инженера-инспектора в том, что хозяин усадьбы занимается майнингом, основательно укрепились, когда он обнаружил наличие характерного шума, который доносился из жилого дома и будки рядом с ним. С помощью тепловизионного оборудования было установлено, что температура вентиляционного короба превышала температуру нагретого солнцем металлического забора, что говорило о работе задействованных на всю мощь механизмов. Подсчитали урон, который Жуков нанёс энергосбытовой компании, используя более дешёвый тариф для населения. За 8 месяцев недоплата составила почти 454 тысячи рублей. Эту сумму компания и решила изъять у потребителя через суд, поскольку сам он платить отказался.
Для того, чтобы из представленных доказательств сделать собственные выводы, суд назначил компьютерно-техническую экспертизу, с помощью которой были расшифрованы трафики данного абонента и подтверждён факт соединений с майнинговыми площадками. Убедительным оказался и сравнительный анализ потребления электроэнергии. Фигурант этого дела израсходовал за уже упомянутое время пятую часть всей электроэнергии, потреблённой садоводством! Не зря в среде добытчиков криптовалюты есть такая полушутка: «Умные люди майнят на чужих серверах и электричестве». В данном случае ответчик хотел сэкономить на тарифе, посчитав, что это может остаться тайной. Но по решению суда придётся всё же должок энергосбытовой организации вернуть.
Было дешёво, стало сердито
Когда одного добытчика биткоинов спросили, в чём суть майнинга, он ответил весьма туманно: «Это когда из ничего получается нечто». Сегодня есть те, кому повезло на этом поприще заработать денег. Но есть и другие – те, кто даже не смог отбить понесённые траты. В любом случае, и это утверждают опытные майнеры, попытка водить за нос энергосбыт может закончиться плачевно. Специалисты этого ведомства уже научились выявлять хитрецов, формируя для будущих судебных разбирательств доказательственную базу.
Когда Галина Ткачук решила пойти в майнеры, она просчитала свои затраты, включая плату за электроэнергию. Но опять же по льготному тарифу для населения. Частный дом на улице Терешковой в Иркутске позволил развернуться с добычей криптовалюты. А дальше произошёл тот же самый сюжет с посещением инженера-инспектора. Нагрянул он не просто так – записать показания счётчика, а с целевой проверкой: на этом объекте резко выросло потребление электроэнергии. На крыше гаража специалист сразу увидел вентиляционное оборудование, зафиксировал его шум. С помощью тепловизора были выявлены «признаки теплового выделения». Внешняя картина никак не укладывалось в коммунально-бытовое использование отпускаемой электроэнергии.
Все признаки работы майнинговой фермы с фото- и видеофиксацией были представлены суду. Сравнительный анализ показаний приборов учёта тоже говорил о многом. Электроустановка в доме Ткачук потребляла энергии в 27 раз больше, чем дома с аналогичными характеристиками. Был приведён и другой показательный пример. В Свердловском районе есть улица Островского, которая насчитывает 39 частных домов. В совокупности они потребляют электроэнергии лишь в 1,2 раза больше, чем один хозяйский объект Ткачук.
Суд признал, что с учётом таких объёмов потребления электроэнергии нельзя платить за неё по льготному тарифу для населения. Для этого есть другая расценка – с коммерческой составляющей. Разница в оплате всего за два месяца набежала для Ткачук внушительная – 548 тысяч рублей. Именно такую сумму указала в своём иске Иркутская энергосбытовая компания. Суд вынес решение взыскать с ответчицы в пользу истца более полумиллиона рублей.