Дым сигарет с гашишем
Пристрастие к наркотикам довело до скамьи подсудимых
Бурые кирпичики прессованной конопли наркоманы иногда называют «шоколадом». Но тревожный, въедливый запах зелья далёк от аромата кондитерской сладости. Он мил только тем, кто не может жить без гашиша ни дня. Хотя «травка» исподволь скручивает человека и ломает его психику. С глазами красными, как у кролика, он неминуемо идёт к своей финальной черте. В судебной практике Свердловского районного суда Иркутска немало таких фигурантов уголовных дел.
Я только для себя…
Это первое, что говорят наркоманы в полиции, когда у них находят наркотики. Главное, всеми путями откреститься от обвинения в их сбыте и даже покушении на сбыт: статья 228 УК РФ кроме больших сроков предусматривает и условные наказания. Когда Игоря Кулькова (здесь и далее фамилии изменены) с упакованным зельем задержали на железнодорожном вокзале в Иркутске, он как раз и произнёс эту фразу: «Какой сбыт? Я только для себя». Между тем при личном обыске в присутствии понятых ему пришлось вытащить из спортивной сумки пять пакетов с гашишем общим весом 560 граммов. На вокзале Кульков ждал поезд до Северобайкальска. Наркоманская душа срочно захотела привычного «улёта». Курил в неположенном месте. Это заметил сотрудник полиции. Когда подошёл ближе, увидел, что пассажир явно в наркотическом опьянении: движения неверные, речь смазана, непонятная весёлость.
Во время следствия и в суде Кульков рассказал всё, как было. Заросли конопли он обнаружил в окрестностях села Хомутово (пришлось дать точные координаты). Два дня рвал листья с верхушек растений. Затем проделал ещё несколько нехитрых манипуляций, в результате из спрессованного сырья получились «таблетки». Поехать в город с таким грузом не рискнул: спрятал пакет под мостом через реку Куду. Вскоре забрал его оттуда целым и невредимым.
В суде Кульков повинился и раскаялся. Его действия были квалифицированы по ч. 2 ст. 228 УК РФ – как незаконное приобретение и хранение наркотического вещества без цели сбыта в крупном размере. Для подсудимого нашлись смягчающие обстоятельства: суд признал его явку с повинной, так как он добровольно сообщил обо всех обстоятельствах получения наркотического вещества. Ещё было отмечено неблагополучное состояние его здоровья, в том числе и психики (что не мудрено), беременность сожительницы, состояние здоровья его матери, о которой он якобы проявлял заботу. Но было одно «но», которое перевешивало всё вышеназванное: Кульков ранее был судим за убийство по ст. 105 УК РФ. Получил 13 лет лишения свободы. Освобождён условно-досрочно за полтора года до окончания срока. Вскоре решился на новое преступление, не оправдав оказанное ему доверие. В итоге он проведёт три с половиной года в колонии строгого режима. Мера пресечения – подписка о невыезде и надлежащем поведении – была отменена. Любителя курительной дури взяли под стражу в зале суда.
Это маслице не на хлеб
Сотрудники линейного отдела полиции на транспорте знают, какое притяжение для наркоманов имеют железнодорожные вокзалы. Прежде всего это возможность контактов с такими же наркозависимыми. К тому же любители зелья активно передвигаются по городам и весям в надежде на сиюминутную удачу. Потребители гашиша, выдавая себя за любителей природы, наматывают не один километр вокруг населённых пунктов в поисках дикорастущей конопли, своей заповедной поляны.
Юрий Платов нашёл такие заросли в лесном массиве на выезде из Читы. Изготовил наркотическое средство – растительную массу весом свыше 4 граммов, что является значительным размером. Путём термической обработки с использованием растворителя получил маслянистую жидкость, которую смешал с табаком. Из Читы Платов доехал до Иркутска, имея при себе убойный табачок для затяжки. Как и в первом случае, опытный взгляд полицейского вычислил наркомана среди пассажиров железнодорожного вокзала. Одни только красные склеры глаз говорили о многом, а ещё суета движений, неразборчивая речь и жалоба на дикий голод (как будто три дня не ел). В ходе наружного осмотра пакет с наркотическим веществом был изъят. Хозяину зелья пришлось объясняться в кабинете следователя, а затем отвечать перед законом в зале суда. Действия подсудимого были квалифицированы по ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотического вещества в значительном размере).
Суд изучил личность потребителя гашиша. В тридцать лет Платов ещё не был женат, жил под крылом у матери. Окружающие характеризовали его удовлетворительно. Но очень тревожно выглядит факт, что этот человек с наркотическими пристрастиями работал водителем в крупной фирме. Возможно, свою зависимость он хорошо скрывал, но участникам дорожного движения нужно всегда помнить о том, какие неадекватные водители могут встретиться им в пути.
При вынесении приговора судом был отмечен тот факт, что Платов не впервые пошёл на подобное преступление. Несколько лет назад он уже был осуждён по этой же статье 228 УК РФ на 3 года 2 месяца условно. И снова попался с наркотиком в период испытательного срока. Согласно уголовному законодательству, таким людям реально светит лишение свободы. Но в этом случае суд решил дать подсудимому шанс. Есть статья 74 УК РФ, которая раскрывает возможности предоставления такого шанса для условно осуждённого: «Если в течение испытательного срока он совершил преступление по неосторожности, либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести». Платов получил 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
Нервы подвели
Вокзальный след гашиша. Даже в людном месте наркоман не может заглушить своё желание затянуться зельем. Казалось бы, обычная процедура: пройти через рамку металлоискателя в непосредственной близости от сотрудников полиции. Но этот маленький экзамен обкурившийся Максим Мухин не выдержал: занервничал, стал метаться, чтобы быстрее миновать людей в форме. И как раз своим беспокойством привлёк их внимание. Даже беглого взгляда иркутских полицейских хватило, чтобы заподозрить пассажира в употреблении наркотика. Попросили Мухина предъявить документы, а потом вывернуть карманы. На столе оказались два прозрачных полиэтиленовых свёртка с веществом бурого цвета и характерным прелым запахом. Масса – почти 40 граммов, что соответствует крупному размеру. Как показала экспертиза, это был гашиш, или анаша, полученная из спрессованной конопли. По своим свойствам она сильнее марихуаны, не зря наркоманы называют её «пробивуха». Причина – в концентрации смол конопли, оказывающих психотропное воздействие. При употреблении гашиша в организме быстро запускается цепочка необратимых реакций, в первую очередь страдают нейроны мозга. Вот почему наркоманов со временем с трудом узнают близкие: вроде тот же человек, но в характере, привязанностях, особенно когда исчезает способность к сочувствию, происходят настолько тяжкие изменения, что даже матери порой называют своих детей «оборотнями».
Мухину пришлось рассказать, где он нашёл сырьё и что с ним поэтапно делал. Оказалось, заросли конопли прекрасно себя чувствовали на одной из улиц Красноярска. И это было известно всем наркозависимым в округе. Кто хотел, собирал урожай. Рецепт получения гашиша подсудимый описал во всех подробностях. При этом он всё время твердил, что «гаш» готовил только для себя.
В качестве смягчающих обстоятельств суд зачёл явку с повинной, так как он сообщил органам следствия место произрастания конопли, все детали изготовления и хранения наркотика. Обвиняемый ещё в ходе предварительного следствия признал свою вину, раскаялся и активно способствовал раскрытию преступления. Мухин был приговорён к лишению свободы условно на 3 года 6 месяцев с испытательным сроком 2 года. Как это бывает в большинстве случаев, условный срок не заставляет наркомана отказаться от своего пагубного пристрастия, поэтому нет никаких гарантий, что с ним не произойдёт подобная история ещё раз. Конкретно для Мухина она может закончиться колонией. Но это тот случай, когда человек был предупреждён заранее.