издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не дай мозгам засохнуть

Только 15% жителей Приангарья в возрасте 15–19 лет нигде не учатся

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

«Учиться, учиться и учиться!» – знаменитая фраза Ленина. При любом отношении к вождю мирового пролетариата с такой постановкой вопроса нельзя не согласиться. А в народе говорят: «Век живи – век учись!» Народная мудрость тоже права.

В наше время быстро меняющихся технологий вопрос непрерывного обучения становится всё более актуальным. И это понимают практически все. В условиях безработицы работодатель становится требовательным, а трудоустройство – нелёгким делом. Тут и помогают «корочки»: диплом хоть и не гарантирует работу по специальности, но заметно облегчает поиск рабочего места.

Оттого и увеличивается популярность высшего образования, а последние переписи населения неизменно показывают растущий уровень образования россиян – и, в частности, наших земляков.

Подробная информация на эту тему представлена в материалах выборочного наблюдения уровня жизни населения, которое статистики проводят регулярно – каждые два года. Последние данные – за 2020 год.

У кого есть профессия?

По данным этого обследования, профессиональное образование имеют 69% жителей Приангарья в возрасте от 15 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины). У дам, кстати, тяга к получению профессии (специальности) более выражена, такое образование получили 72% из них (среди мужчин – 65%). Значительно различаются показатели в городской и сельской местностях – 73% и 53% соответственно. Имеет значение и размер сельского населённого пункта. Из жителей мелких деревень (200 жителей и менее) профессией обзавелись 43%. А из живущих в селе или посёлке, по масштабам почти не уступающем иному городу (более 5 тыс. человек), – 69%.

Чтобы стать квалифицированным рабочим, учиться придётся (включая школьные годы) 12 лет. Для получения вузовского диплома требуется ещё дольше грызть гранит науки. А послевузовское образование, готовящее кадры высшей квалификации (аспирантура, докторантура и т.п.), отнимет в общей сложности 17 лет.

Полученным образованием во многом определяется место будущей работы. Из числа работников предприятий и организаций 86% имеют профессиональное образование, а из работающих по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 69%. Польза учёбы подтверждается социальным статусом и материальным положением тех, кто не ограничился школьной программой. Но есть завершившие учёбу слишком рано. В группе 15–19-летних 15% не учатся ни в какой образовательной организации.

Кто чему учится?

А как распределяются по ступеням образования те, кто учится? Напомним, обследовалось население от 15 лет и до практически верхней границы трудоспособного возраста. В школе – 36,3%, начальное профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих получают 17,9%, среднее специальное, чтобы стать специалистом среднего звена, – 22,6%, в высших учебных заведениях учатся 23,2%. Высшее образование значительно популярнее среди женщин по сравнению с мужчинами и среди городских жителей по сравнению с селянами.

Учится не только молодёжь, но и часть занятых в экономике, а также уже познавших «прелесть» безработицы. Их приоритеты несколько различаются. Безработные, а также занятые работой по дому получают начальное профессиональное образование. Самостоятельно занятые и члены производственных кооперативов после завершения учёбы станут специалистами среднего звена. Длительно нетрудоспособные мечтают о вузовском дипломе.

 

Грызть гранит самостоятельно

Из числа обучающихся в системе профессионального и высшего образования каждый четвёртый совмещает это с трудовой деятельностью: 21,9% – заочники, 4,8% учатся по очно-заочной форме. Самым юным нет нужды познавать науки самостоятельно, а по мере взросления доля заочников растёт: из числа 20–24-летних это каждый третий, а в возрасте 25–29 лет – почти каждый второй. ​

Чаще горожан заочно учатся сельские жители и в сравнении с мужчинами – женщины, рано создавшие семью. Из числа студентов, имеющих детей, около половины учатся заочно, а воспитывающие детей без супруга – все. Нелегко это – сочетать работу, учёбу и воспитание ребёнка без мужской поддержки. Тут не обойтись без твёрдой воли и целеустремлённости. Яркий пример тому – главная героиня фильма «Москва слезам не верит».

Самостоятельная учёба – прерогатива главным образом занятых в экономике, но и из них каждый пятый умудряется получать профессиональные знания в очной форме. В наше время за знания порой приходится платить. От четверти до трети студентов средних специальных учебных заведений полностью возмещают стоимость своего обучения, в вузах «бюджетников» меньше, 59% – на платном обучении. Даже дети из самых малообеспеченных семей не всегда учатся на бюджетной основе, 18% из них находят возможность платить.

Учёба не кончается

Но и получение вузовского диплома не означает завершение учёбы. Каждый четвёртый обладатель такого документа намерен продолжать обучение. Чем ниже уровень имеющегося образования, тем больше доля желающих и дальше вгрызаться в науку. Только получившие документ о квалификации рабочего не высказали твёрдых намерений учиться дальше, около половины из них пока не определились, остальные решили не продолжать.

Многое определяется положением на рынке труда. Желание продолжать учёбу высказывают большинство неработающих (78%) и часть занятых в экономике (40%). Есть зависимость и от возраста. Если в целом на учёбу нацелены 66% опрошенных, то среди лиц 15–23 лет, обучающихся в образовательной организации, – 89%. С другой стороны, очень многие (69%) из таких же молодых, но нигде не учащихся, и не собираются это делать. ​Для подготовки к дальнейшей учёбе кому-то требуются репетитор или подготовительные курсы, но почти две трети надеются на собственные силы.

К услугам желающих пополнить свои знания – разные формы дополнительного образования. Среди лиц 15 лет и старше (кроме школьников) 4,5% обучались на курсах или по каким-либо программам. Однако большинство не испытывают необходимости, в отдельных случаях – нет такой возможности (отсутствие средств или времени). Но 3% ищут возможность. Наиболее активны в этом лица 20–24 и 30–34 лет, в 45 лет желающих значительно меньше, а после 60 такая потребность почти угасает.

Как и чему учиться?

Дополнительное образование можно получить по месту работы (нередко этим занимаются крупные работодатели). Это самый распространённый способ. Другие варианты: по линии Службы занятости, по общей или специальной программе в образовательной организации, самостоятельно с помощью Интернета, с использованием печатных материалов или аудиозаписей, по индивидуальной программе с репетитором, путём участия в проектах, тематических курсах, тренингах.

Допобразование может повысить квалификацию или дать новую профессию. Кроме того, это возможность освоения новых информационных технологий, интернет-сервисов и компьютерных программ, повышения финансовой грамотности, расширения кругозора, развития творческих и деловых способностей. А кто-то изучает иностранные языки или учится вождению автомобиля. Одним словом, перефразируя известный рекламный слоган, – не дай мозгам засохнуть!

Дополнительное образование начинается со школьных лет. Дополнительные занятия посещают 72% школьников 15 лет и старше. Чаще всего это факультативы, занятия по специальной программе или с репетитором для повышения успеваемости. А также центры детского творчества, технические секции, спортшколы или секции, курсы информатики и программирования, изучения и конструирования техники, чуть реже – музыкальные школы или курсы иностранных языков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры