издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа на контрастах

Каким студенты видят будущее заброшенного здания Иркутского кадетского корпуса

Лёгкие современные конструкции подчёркивают монументальность строгих кирпичных стен, возведённых ещё в первой четверти прошлого века. Такой контраст заложен в студенческих проектах приспособления здания бывшего Иркутского кадетского корпуса, он же казарма ИВВАИУ, под функции школы, которые были представлены в Доме архитектора 19 апреля. Работы лишний раз доказывают: современность легко уживается с историей, органично её дополняя.

С высоты здание бывшего Иркутского кадетского корпуса, или казармы Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища, напоминает букву Ш. К главному корпусу, который тянется c севера на юг, примыкают три крыла, уходящих на восток. Между ними – два плаца. В силу рельефа местности высота здания плавно увеличивается от двух этажей с полуподвалом на юге до полноценных трёх этажей на севере. Кирпичные стены опираются на фундаменты из местного песчаника, лицевая цокольная часть декорирована под скалу. Деревянные перекрытия опираются на колонные и стоечно-балочную систему – инженерное решение, уникальное для Иркутска начала XX века.

Сила единства

Весь ансамбль зданий, за образец для которого взяли Владикавказский кадетский корпус, казался непривычным в те времена. Но известный архитектор Александр Артюшков и его коллега Григорий Бархин так удачно адаптировали проект к местным условиям, что он и сегодня смотрится весьма органично. Советские градостроители, которые окончательно сформировали облик городка Иркутского военного авиационно-технического училища, удачно объединили весь комплекс зелёным пространством со спортивным ядром в центре. Они также исходили из предпосылки, что бывший кадетский корпус, ставший казармой, и юнкерское училище, превращённое в главный корпус ИВАТУ, со всеми дополнительными и вспомогательными постройками составляют один ансамбль.

Такой подход сохранялся и после того, как в конце 2008 года училище присоединили к Военному авиационному инженерному университету в Воронеже, ныне Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Ветшающие здания, которые ещё и регулярно подвергались разграблению, фигурировали как единый ансамбль в охранном обязательстве, которое Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области утвердила 31 августа 2016 года. Однако 19 октября 2020 года то же ведомство выпустило приказ, в котором были уточнены сведения о памятнике регионального значения «Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище». Кадетское училище, которое официально располагается в доме № 176/15 на улице Советской (в системе «2ГИС» и на «Яндекс.Картах» он указан под номером 178а) и ещё несколько построек исключили из состава памятника.

На том, чтобы признать этот приказ региональной Службы по охране объектов культурного наследия недействующим, настаивали фонд общественного контроля «В поле зрения» и несколько иркутян. В январе 2021 года они подали соответствующий иск в Иркутский областной суд, который отклонил его 24 мая 2021 года. На это последовали несколько апелляций. Одну из жалоб рассматривает Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, расположенный в Новосибирске. Тем временем бывшее главное здание кадетского училища включили в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Из списка, который опубликован на сайте областной службы и датирован 24 марта 2022 года, следует, что это сделано на основании заявления частного лица. По информации фонда «В поле зрения», в настоящее время проводится работа по установлению историко-культурной ценности здания. Если ценность подтвердят, его включат в перечень объектов культурного наследия.

Контрастно подчеркнуть историю

Пока же бывший главный корпус ИВАТУ/ИВВАИУ, со дня основания которого 1 мая исполнился 91 год, полным ходом перестраивают в Суворовское училище. Набор курсантов в последнее, к слову, планируют начать весной 2023 года. Аналогичное здание кадетского училища, в свою очередь, ветшает за исключением небольшой части северного крыла, которую занимает военная часть Росгвардии. Студентки кафедры рисунка, основ проектирования и историко-архитектурного наследия Иркутского национального исследовательского технического института провели осенью 2021 года обследование и пришли к выводу, что в общем оно находится в аварийном состоянии. Большая часть крыши и перекрытий основного объёма и всего среднего крыла демонтированы, инженерные сети и система отопления отсутствуют вместе со значительной частью окон и дверей. Однако состояние фундаментов и внешних стен оценивается как удовлетворительное. «Стены мощные, они сделаны с запасом даже по тогдашним нормативам, – подчёркивает доцент кафедры рисунка, основ проектирования и историко-архитектурного наследия ИРНИТУ, председатель совета Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов. – В сравнении с жилыми домами шестидесятых-семидесятых домов их толщина больше на 30%. Кирпич – в более-менее нормальном состоянии, но есть проблемы с перекрытиями и верхней частью стен, которая намокала из-за того, что нет крыши».

Тем не менее основательно построенное здание можно без особых проблем восстановить. А то исследование, которое уже проведено, может послужить основой для проекта восстановления кадетского корпуса. Учитывая, что проект планировки территории бывшего военного городка ИВВАИУ, который администрация Иркутска утвердила в марте 2021 года, предполагает строительство на этом участке школы минимум на 1500 мест, здание при этом можно приспособить под нужды современного учебного заведения. Эта базовая предпосылка и легла в основу студенческих работ, представленных 19 апреля.

«Главный принцип – сохранение исторического облика здания – рассказывает Анастасия Диденок, студентка четвёртого курса Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ. – Затем идёт соблюдение современных норм по инсоляции и требований по габаритам и площадям помещений школы». Кроме того, решено уйти от существовавшей в кадетском корпусе и позднее в казарме коридорной системы и сформировать максимально короткие пешеходные связи, сохранить плац и особо ценные деревья и прочие зелёные насаждения, которые делают территорию очень привлекательной. Исходя из этого и вместимости школы в 1000 мест, определённой заданием, студентка предлагает построить в одном из внутренних дворов атриум. На эскизах современный блок выглядит асимметричным, но глаз это не режет. «Я хотела сыграть на контрасте и подчеркнуть тем самым историческое здание, – объясняет Диденок. – Чтобы сохранить его облик, предлагаю отступить новоделам примерно на 4-5 метров. Это позволит просматривать исторические стены и фасады».

В атриуме должны разместиться спортивный блок с бассейном и часть общешкольных помещений. Рядом с ним, согласно курсовому проекту, должны разместиться детские площадки. Северное крыло существующего здания из соображений освещённости отведено под кабинеты для кружков и секций. Место для учебных классов отведено в центральном и южном крыльях. Младшая школа при этом выделена в отдельный блок. Диденок также предлагает сохранить главный вход, смотрящий на аллею и стадион ИВАТУ, и выходы на Советскую и безымянный проезд, через который проходит пешеходная ось военного городка. По требованиям пожарной безопасности добавлены несколько лестниц, а для обеспечения доступности для маломобильных групп граждан предусмотрены лифты.

Вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева указывает на несколько очевидных ошибок. Одна из них – в силу расположения атриума окна трёх учебных классов выходят прямо на его фойе, что как минимум не сочетается с нормами естественной освещённости. Есть вопросы и к проработке пешеходных связей. «Это очевидные ошибки, но не смертельные, – подчёркивает Григорьева. – Как учебная работа этот проект – высший пилотаж». Директор ООО «Персональная архитектурная мастерская «АС» Владимир Стегайло считает, что симметричная композиция новых блоков вместо расположения атриума между двумя крыльями могла бы усилить качество исторического здания.

«Когда наступит идеальное будущее»

В то же время заместитель председателя комитета по градостроительной политике – главный архитектор Иркутска Антон Жуков отмечает, что решение задачи по приспособлению бывшего кадетского корпуса к функциям современной школы неизбежно требует дополнительных площадей. В подтверждение этого такое решение предлагает и выпускница Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ Анастасия Силина. Цель, которой она задалась при подготовке дипломного проекта, – «сохранение главных фасадов, структуры и духа исторического здания». В южном крыле последнего предложено разместить учебные классы. Центральное, где расположен главный вход, отведено под атриум, актовый зал и столовую, северное – под общественную библиотеку с местами для проектной работы, книгохранилище и школу искусств. Дополнительно предусмотрено строительство спортивного блока и модуля, в котором разместятся административные и медицинские кабинеты вместе с учебными классами. Новые здания соединяются с бывшим кадетским корпусом тёплыми переходами.

Ради контраста, который призван подчеркнуть старую застройку, дополнительные блоки размещаются во внутренних дворах по диагонали. Архитектор Сергей Гладков, который среди прочего руководил проектированием терминала внутренних авиалиний международного аэропорта Иркутска, указывает на то, что спортивный блок по всей длине жёстко примыкает к северному крылу существующего здания. Его угол также упирается в фасад среднего крыла. Жуков настаивает на рациональном использовании пространства: по проекту школа рассчитана на 1200 мест, при этом площадь бывшего кадетского корпуса составляет 20 тыс. кв. м, а с новыми блоками она увеличивается до 33–35 тыс. «квадратов». «По моей оценке, там можно разместить до двух тысяч мест, – подчёркивает главный архитектор Иркутска. – Можно не тратить на школу искусств целое крыло существующего здания, которое так удачно размещено относительно сторон света, и использовать его для выполнения учебной функции. При этом у нас есть требование работать в одну смену. По большому счёту, когда наступит идеальное будущее и дефицит мест в школах исчезнет, во второй половине дня они будут пустовать. При этом классы нужно отапливать, убирать, обслуживать и так далее. Можно подумать над тем, чтобы школа искусств во вторую половину дня функционировала в тех же помещениях, в которых идут общеобразовательные процессы. Понятно, что музыкальный зал или гончарная мастерская имеют технологические особенности, но почему бы не совместить функции там, где это возможно?»

При том, что замечания могут быть учтены при доработке этого проекта и ему подобных, есть одно обстоятельство, которое, к сожалению, делает перспективы их реализации туманными. Историческое – за исключением южного крыла и части главного корпуса – здание попадает в сектор 7.2 седьмой подзоны приаэродромной территории международного аэропорта Иркутска, в котором из-за шумового воздействия взлетающих и садящихся самолётов запрещено строительство жилых домов и объектов социального назначения с круглосуточным пребыванием людей. То есть детских садов, школ, больниц, санаториев, домов отдыха и домов престарелых. В секторе 7.1 их разрешено возводить или реконструировать при условии, что будет обеспечена защита от шума. Стегайло, впрочем, напоминает о перспективе переноса аэропорта в Иркутский район. И это как минимум даёт право на существование проектам по восстановлению бывшего здания кадетского корпуса и его приспособлению к нуждам современности. Особенно в городе, жители и власти которого гордятся его историей и памятниками.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры