«Она, как бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»
Размышления после премьеры Иркутского музыкального театра «Бесприданница»
В Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского прошла премьера мюзикла по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» известного московского режиссёра Нины Чусовой, с которой хотелось бы поздравить театр и всех причастных к постановке. А это большая команда: дирижёр – Виктор Олин, художник – Евгения Швец (Москва), хореограф Ирина Ляховская (Санкт-Петербург), свет – заслуженный работник культуры РФ Галина Мельник и Максим Трайбер, видеоконтент – Яна Новикова (Екатеринбург), хормейстеры – Наталья Ладыгина и Ульяна Чугуевская.
Нина Чусова – режиссёр с большой фантазией, тонко чувствующий и понимающий. Она поставила классическую пьесу Островского так, как она написана автором, а это почти что подвиг, учитывая, что сегодня только ленивый не разделался с классикой по своему усмотрению, с наслаждением «оттаптываясь» на авторе. «Бесприданница» в музыкальном театре получилась максимально приближённой к оригиналу. Хотя есть и у Нины спектакли, где замиксованы классика и авангард, драма и комедия, мюзикл и трагифарс, например «Ричард III», который поставлен ею в московском театре имени Моссовета. Но в иркутской «Бесприданнице» уважительное внимание режиссёра к слову автора чувствуется на протяжении всего действия, несмотря на то что это мюзикл. Кстати, либретто к спектаклю написано тоже Чусовой.
Удивительно, как Нине всегда удаётся сформировать своё особое пространство, несмотря на то, какие выбраны сценическая форма, художественный язык и жанр. Она всегда умеет создать атмосферу, что в любом спектакле – дело наипервейшее.
Действие происходит в городе Бряхимове – на берегу главной русской реки. Главным сценографическим «наполнением» пространства является видеоконтент, почти что материализованные пейзажи, которые переносят нас то на берег Волги, то на бряхимовский широкий променад – место для гулянья нарядных обывателей, то в интерьеры Карандышева и Кнурова, то на белоснежную «Ласточку», которая время от времени на дальнем плане «проплывает» мимо наших глаз. Душой спектакля является прекрасная музыка, написанная Андреем и Ольгой Петровыми на стихи Ахмадулиной, Киплинга, Цветаевой, Рязанова. Весь спектакль зрители слышат полюбившиеся ещё по фильму «Жестокий романс» мелодии – чувственные, трогательные, пронзительные.
Работают актёры в спектакле в двух составах, но я видела один, о них и пойдёт речь.
Сценическое существование одних укладывается в один-два тона, другие даны более сложно, в постоянном переключении настроения, и каждый очерчен с предельной ясностью, за каждым интересно наблюдать.
Лариса в исполнении актрисы Людмилы Шер – хрупкая жертва своих чувств и обстоятельств, и если уж она не луч, то точно лучик света в тёмном царстве дельцов и прощелыг. Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова, но из-за своего сильного чувства к нему не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой: никто не пытается её понять, все используют её как вещь, даже ловкая и бойкая мать Ларисы Харита Игнатьевна (артистка Александра Гаращук), главная цель которой – выдать замуж дочь-бесприданницу, не понимает её, не сочувствует её душевным порывам.
Чистая человеческая душа Ларисы гибнет в безнравственном обществе. Богатые и состоявшиеся люди на поверку выходят циничными, лживыми дельцами, для которых порывы чужого сердца ничего не значат. Только расчётливость и выгода. Лариса со своей жаждой воли выпадает из мира, сложенного давно, прочно и понятно. У каждого человеческого существа здесь есть своё место, своя роль. Можно пойти в содержанки к старому купцу, у которого прорва денег и старая, нелюбимая жена. Можно – к молодому, у которого денег поменьше, зато не так противно. Можно выйти за бесцветного Карандышева – скучно, но надёжно. В любом случае вся жизнь просматривается насквозь, отсюда и тоска, и отчаянный рывок с Паратовым за реку. Лариса ищет родственную душу, ищет искренности, чистоты и понимания, но жестоко обманывается.
Гейрат Шабанов в роли Паратова хорош! В такого мужчину нельзя не влюбиться. Горячая смесь цинизма, лёгкой самоиронии и харизмы привлекают к нему ещё сильнее. Несмотря на учтивое отношение к людям, он равнодушен и бессердечен ко всему, кроме денег. Только они дают ему свободу и возможность жить в своё удовольствие. Властный и сильный, у которого «всё схвачено», который никого не боится и всегда добивается своего. Ему не важно, что при этом разбиваются сердца и ломаются судьбы.
Особенно неотразимым он смотрится на фоне подобострастного, ограниченного Карандышева, которого замечательно играет Александр Фролов. Он принимает роль «маленького человека», безнадёжно пытающегося доказать свою значимость и важность перед обществом, которое лишь насмехается над ним.
Тандем Евгения Алёшина, сыгравшего Кнурова, и Егора Кириленко – Вожеватова – получился органичным, содержательным, с живыми реакциями и оценками. Впечатляет Робинзон Александра Баязитова. Он живо и искренне вкладывается в роль, поэтому его персонажу – выпивохе, балагуру и скомороху при своём хозяине – веришь безоговорочно.
Сцена за обедом, в которой наперекор запрету Карандышева: «Не петь!» – Лариса исполняет романс под гитару, характерна стилистическим единством всех компонентов и стоит того, чтобы быть особо отмеченной. Приглушённые фильтры прожекторов, эффектное алое платье на Ларисе, в глазах которой сверкают настоящие слёзы, такого же красного цвета костюм Паратова, присевший возле ног Ларисы Вожеватов, чуть в склонённой позе у стола, погружённый в раздумья, заворожённый голосом Ларисы Кнуров – все вместе внутренне они словно предчувствуют скорые драматические перемены.
Лаконизм режиссёрского языка, создание актёрского ансамбля и творческой атмосферы, выразительность пластических и хореографических сцен, их эмоциональная точность в сочетании со словом Островского в полной мере передают суть происходящего и атмосферу. Режиссёр создаёт спектакль психологически прописанный, лёгкий и пронзительно трагичный.
В спектакле ясно и чётко выстраивается линия столкновения материального и духовного миров и эта линия прочитывается довольно остро и звучит злободневно. Сегодня мы наблюдаем сильное расслоение общества, где люди, обладающие высоким положением, априори выше других, а их жертвами становятся люди без средств и связей.
С помощью классического, хрестоматийного текста Нина Чусова стремится говорить о сегодняшних процессах в обществе. Она последовательно переводит пьесу на современные реалии, насыщает спектакль узнаваемыми приметами нашей жизни, говорит о драматизме существования человека, когда всё и вся превратилось в товар, в предмет материального мира (в последней сцене пьесы героиню оскорбляют этим словом – «вещь», отказывая ей в праве быть личностью и самостоятельно решать свою судьбу).
Весь спектакль наполнен не только трагизмом развязки, которая словно витает в воздухе, но и минутами эмоционального выброса, подъёма, лёгкого юмора и иронии, например в виде загорающихся на портале лампочек, обозначающих суть предстоящего эпизода: «Барин приехал!», «Предлагаю выпить!» и т.д.
Картинные ансамблевые мизансцены выстроены колоритно, органично, будто перенесены, как иллюстрации, со страниц книги. Яркая и зажигательная хореография (иной и быть не могло, ведь цыганские танцы!) несёт смысловую нагрузку, завязана на композицию спектакля, в ней выражаются индивидуальности персонажей, актёры в танце с размахом осваивают пространство сцены, задавая темпо-ритм и динамику. Чего стоит один только узнаваемый и любимый в народе «Мохнатый шмель на душистый хмель…», когда душа взлетает, подстёгнутая эмоциями, на высший градус, ноги выстукивают ритм, в глазах рябит от сплошного мелькания красных цыганских юбок. Но, как это бывает в жизни после высшего накала чувств, на горизонте уже маячит кроваво-багряный рассвет.
Протяжный и печальный гудок парохода над стремительными водами Волги в финале, выстрел и парящая в небе чайка…
«…Так не доставайся же ты никому», – с этими словами Карандышев стреляет в Ларису. Зал замирает. Мосты и надежды сожжены. Главная героиня погибает, став заложницей обстоятельств. Она не может жить по своему желанию и выбору, для неё других сценариев в жизни просто не существует.