«Кадетский быт очень приближен к солдатскому»
Первого октября каждого года на плацу Иркутского кадетского училища выстраиваются сто двадцать молодых людей в парадной форме чёрного цвета. Ровными рядами по три человека они маршируют по плацу. Самые младшие из них месяц назад поступили на первый курс – по возрасту это семиклассники, им по 12-13 лет. Сегодня они будут давать клятву кадета. Шесть дней в неделю следующие пять лет они будут проводить здесь, изучая школьную программу и воинское дело. Сотрудники Иркутского кадетского корпуса рассказали, почему родители хотят отдавать детей в кадеты и как учебная программа корпуса изменилась после начала спецоперации.
Один день из жизни кадета
С французского языка кадет переводится как «младший». Исторически кадетами считались молодые дворяне, пребывающие на военной службе в солдатских чинах до производства в офицеры. Сегодня кадет – это воспитанник кадетского корпуса, среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки молодёжи к военной карьере. В таком виде Иркутский кадетский корпус существует с 1999 года.
День в кадетском корпусе начинается в семь утра. Просыпаются кадеты в казарме и тщательно, как в армии, заправляют кровать. Сразу после подъёма – зарядка. Летом, ранней осенью и поздней весной – на улице, зимой – в корпусе. После завтрака, в восемь утра, – построение на плацу. Учёба по школьной программе начинается в 8.45. Каждый день по шесть уроков все пять лет без исключений. В два часа дня – обеденный перерыв и время на отдых. В три часа – обучение по дополнительным программам: на выбор самбо, армейский рукопашный бой, тяжёлая атлетика, воркаут, волейбол, футбол, баскетбол, исторический бальный танец, робототехника, музыка, по сезону – лыжи и хоккей. Направление для дополнительных занятий кадет выбирает сам, раз в четверть он может изменить выбор.
После программы по выбору – полдник и подготовка домашнего задания. Потом ужин и личное время. В это время на час кадетам выдают мобильные телефоны. Они звонят родителям, слушают музыку, играют и сидят в социальных сетях. Перед сном – паужин. В десять вечера – отбой.
Один день недели, четверг, – это день военной подготовки. В этот день вместо дополнительных занятий во второй половине дня кадеты занимаются по программе «Основы военной службы» – это подготовка к будущей службе по армейскому принципу: стрелковая подготовка, РХБЗ (радиационная, химическая и биологическая защита), физическая подготовка. Воинские дисциплины в корпусе преподают офицеры-воспитатели.
В субботу в корпусе полноценный учебный день, шесть уроков. Дальше – парко-хозяйственная деятельность: кадеты убираются в классах и на территории корпуса, зимой убирают снег. После этого, в пять часов вечера, кадет уходит в увольнение и может пойти домой на сутки. Возвращаются в корпус кадеты вечером в воскресенье. Приходят по расписанию в разное время: те, кто помладше, – к шести, кто постарше – к восьми. Те, чьи семьи живут далеко, остаются в корпусе. С ними остаются офицеры-воспитатели.
«Быт кадетов очень приближен к солдатскому, – говорит заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе Юлия Гордеева. – Это хорошо, мальчики закаляются и становятся мужчинами. По территории они перемещаются только строем». Если в обычной школе вся воспитательная работа ложится на классного руководителя, как правило, это женщины, в кадетском корпусе много внимания воспитанию уделяют офицеры-воспитатели. Классный руководитель здесь тоже есть, он отвечает за успехи в учёбе, а офицер-воспитатель – за всю остальную воспитательную работу с ребёнком. «Мы очень гордимся тем, что наших мальчишек воспитывают мужчины», – говорит Гордеева.
Раз в месяц в корпусе проходит день именинника. Кадеты, празднующие день рождения в текущем месяце, собираются вместе на угощения: родительский комитет закупает для них чай, пироги, сладости и конфеты. Иногда на таких встречах именинникам разрешают воспользоваться телефоном и зайти в Интернет.
Конкурс на поступление в Иркутский кадетский корпус серьёзный: шесть человек на место. «Мальчики хотят к нам поступить, потому что мечтают стать военными, – говорит она. – А родителям нравится, что их дети находятся под присмотром, они получают хорошее воспитание».
В Иркутском кадетском корпусе учатся 120 кадетов. «Их всегда ровно столько, это госзадание, – рассказывает Юлия Гордеева. – Мы бы хотели, чтобы их было больше. Но бытовые условия пока что нам не позволяют разместить и обучить больше людей». Если кто-то отчисляется в течение учебного года, на его место в следующем году принимают новичка. Желающих достаточно. В корпусе пять курсов, первый соответствует седьмому классу, пятый – одиннадцатому. Отчисляются мальчики чаще всего с первого курса. «Не выдерживают, – говорит Гордеева. – Когда эйфория от поступления в кадеты проходит, ребята сталкиваются с суровым кадетским бытом и принимают решение уйти. После окончания первого курса уже, как правило, никого не отчисляют».
«Если мы кого-то убьём, мы попадём в ад?»
В прошлом году Михаило-Архангельский Харлампиевский храм и Иркутский кадетский корпус запустили программу «Вера. Родина. Честь». «Цель проекта – воспитание духовно-нравственных качеств кадетов, основанных на традициях русской педагогики и православия», – говорит Гордеева. Один или два раза в неделю в рамках проекта в корпус приходит священник Евгений Володин, иерей. Иногда иерей Евгений проводит уроки по дисциплине «Воинство небесное. èèè
Воинство земное» – рассказывает кадетам о том, что в православии понимается под словами «родина» и «воинский долг», отвечает на вопросы кадетов, иногда и личные. Иерей Евгений и сам является офицером запаса, поэтому кадеты ему доверяют.
«Мы рассказываем, что русский воин – это верующий человек, – говорит иерей Евгений. – Не бывает полноценного духовного офицера, если внутри у него пустота». Иногда на занятиях присутствуют кадеты, исповедующую другую религию, например буряты-буддисты, или ребята, которые не относят себя ни к какой религии. Посещение занятий у иерея Евгения свободное: приходить могут все, кто захочет, не приходить – тоже. «Религия должна быть духовной потребностью, а не чьим-то давлением. Я не считаю, что одна вера хуже, чем другая», – говорит иерей Евгений.
Фотограф Анна Диденко является куратором программы «Вера. Родина. Честь». Она вспоминает, как впервые увидела кадетский быт: «Как человек, привыкший к более комфортным условиям, я была удивлена тому, как здесь уживаются ребята. Меня это тронуло. В отличие, например, от моих детей, которые имеют свободу, кадеты закрыты в корпусе с понедельника по субботу. И всё это время у них всё расписано по минутам».
Когда Диденко приходит в корпус, кадеты ждут её и каждый раз спрашивают: «А почему вас так долго не было?» Анна рассказывает, что первокурсники чаще всего говорят, что скучают по родителям и хотят домой, от ребят постарше такого не услышишь. При этом военными, особенно ближе к последнему курсу, хотят стать не все.
После начала спецоперации в Украине кадеты стали задавать священнику вопросы в духе: «Батюшка, мы ведь будем военными. Получается, если будут военные действия и мы кого-то убьём, мы попадём в ад? Мы ведь совершим грех». Некоторые из них сами же и отвечают: «Ну как же, у нас есть святой Александр Невский, Фёдор Ушаков, Дмитрий Донской – святые русские воины».
«Конечно, я им объяснил, что одно дело, если убивают из эгоистических соображений, под воздействием своих страстей, – говорит иерей. – Тогда это преступление и нарушение заповеди об убийстве. Другое дело, когда защищают родину и свой народ. Мы против войны, мы за мир, но при этом за защиту отечества».
В последний месяц программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию кадетов усилилась по рекомендации Министерства образования. Политинформация освещалась в корпусе и раньше: каждые вторник и четверг здесь проводили информационный час до начала уроков. «Сейчас мы эту работу усиливаем, ввели специальные классные часы. Проводим разъяснительные работы на уроках истории и обществознания – для всего корпуса и по классам, – рассказывает Гордеева. – Мы разъясняем, что сейчас сложилась такая политическая обстановка и что мы на правильном пути». По словам Гордеевой, после таких уроков многие старшекурсники говорят, что хотели бы пойти в армию и помочь своей стране.
«Наша задача – сформировать личность государственного служащего, – говорит Юлия Гордеева. – Он может быть военным, хирургом, астрономом, кем угодно. Но это точно будет человек с государственным мышлением».