Только будь человеком
Показательные случаи из практики Свердловского районного суда Иркутска
Считается, что шанс сойти с криминальной тропы есть всегда, прежде всего при наличии желания и силы воли. Но вот несколько показательных случаев из практики Свердловского районного суда Иркутска, когда человек сам зачёркивает предоставленную ему возможность изменить что-то в своей судьбе, после чего наступают дальнейшие негативные последствия.
Получил небо в клеточку
Василий Анохин (здесь и далее фамилии изменены) отсидел в колонии за кражу, до этого в его биографии был ещё разбой, и поселился в Иркутске у своей матери. Сыну-алкоголику женщина была совсем не рада. Правоохранительные органы установили за Анохиным административный надзор на немалый срок – 8 лет. В принципе, такой контроль особо его жизнь не ухудшал: нельзя было самовольно изменять место жительства и выезжать за пределы Иркутска, он был обязан находиться в ночное время дома и раз в месяц являться на регистрацию в отдел полиции. Анохин был предупреждён о возможности наступления уголовной ответственности в случае нарушения этих ограничений.
Что в конечном итоге и произошло. Апрельским днём поднадзорный решил прокатиться до Северобайкальска, прекрасно зная, чем это ему грозит. Отсутствовал по месту постоянного проживания целых два месяца, что зафиксировали сотрудники полиции. Несколько раз звонил матери, которая говорила, что его ищут. «Разберусь», – слышала в ответ.
В конце концов он сам обратился в полицию, где ему оформили явку с повинной. Мотив своего поступка объяснить не смог. А дальше был суд. Действия подсудимого 1986 года рождения попали под ст. 314. 1 УК РФ (уклонение от административного надзора). Для рецидивиста Анохина наказание предусматривало реальное лишение свободы – 6 месяцев в колонии строгого режима. Под стражу его взяли в зале суда. Такова цена безрассудного «зова» свободы.
Сбежал от вольного воздуха
В колонию Георгий Житкин попал ещё в 2015 году по ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Был изолирован от общества на 9 лет 8 месяцев. Но в 2020 году неотбытую часть наказания ему заменили принудительными работами сроком на 4 года с удержанием 15 процентов заработка в доход государства. Это значительное послабление режима.
Для Житкина началась новая жизнь в исправительном центре: с работой, положенным свободным временем, возможностью ходить не в строю. Но, видимо, что-то его не устраивало. На побег он решился в минувшем сентябре: просто не вернулся с работы в своё общежитие. Администрация исправительного центра объявила его в розыск. В соответствии со ст. 60.17 УИК РФ осуждённый признаётся уклоняющимся от принудительных работ, если он самовольно оставляет место трудоустройства или проживания на срок свыше 24 часов. А Житкин отсутствовал в центре почти 2 недели, пока его не задержали сотрудники полиции.
Суд рассмотрел представление начальника ИК-4 ГУ ФСИН России по Иркутской области о заключении Житкина под стражу на 30 дней до решения вопроса о его дальнейшей судьбе. Как правило, таких беглецов снова ждёт колония.
Когда штраф не указ
Георгию Суханову, задержанному за кражу, повезло. Следователь ходатайствовал перед судом о прекращении его уголовного дела. Правовые основания для этого были. В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Свердловский районный суд Иркутска назначил Суханову штраф в размере 8 тысяч рублей. Был установлен срок выплаты – 2 месяца. Казалось бы, сумма небольшая для работоспособного мужчины, но Суханов в установленный срок её так и не выплатил. Хотя сложно предположить, что эта мера уголовно-правового характера оказалась для него неподъёмной.
Далее произошло то, чего и следовало ожидать: уже по представлению судебного пристава-исполнителя снова состоялся суд, который вынес постановление, где отменялось предыдущее гуманное решение, и Суханов вновь был привлечён к уголовной ответственности. Кстати, во время судебного заседания его защитник пытался объяснить невыплату штрафа уважительными причинами, но значимых доказательств, что такие причины имелись, так и не привёл.
Исправленному верить
Вот ещё одно постановление суда – по ходатайству осуждённого Владислава Комина. Его просьба об отмене условного наказания и снятии судимости была удовлетворена. А всё начиналось с того, что Комина признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 226 УК РФ (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ). Наказание – 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.
Осуждённый решил примерным поведением доказать, что с него досрочно можно снять судимость. Все условия для этого он выполнял, включая, пожалуй, самое сложное – бросить употреблять спиртное. Для принятия решения в пользу Комина суду были важны доказательства того, что человек действительно встал на путь исправления. А именно: в период испытательного срока он не привлекался к уголовной и административной ответственности, жалоб на его поведение не поступало. Это подтвердили представленные характеристики. В своём ходатайстве осуждённый объяснил, что досрочное снятие судимости необходимо ему, чтобы иметь возможность трудоустроиться в соответствии с действующим законодательством. Суд пошёл навстречу Комину, оценив его искреннее желание избавиться от негативного прошлого и с пользой строить свою жизнь.