издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Роль песни в судьбе человека

Иркутский след в старейшей отечественной радиопередаче

  • Автор: Иван Колокольников, Фото: из архива автора

Передача «Встреча с песней» – уникальное явление в истории отечественной радиожурналистики. Она продержалась в эфире 55 лет: сначала выходила на Всесоюзном радио, в последние десятилетия – на «Радио России». Долголетие передачи – факт исключительный. По имеющимся сведениям, подобных случаев не было не только в нашей стране, но и в мировой практике.

Думалось, что «Встреча» продолжит выходить и дальше, но в конце февраля её бессменный автор и ведущий Виктор Татарский скоропостижно скончался. Многие средства массовой информации тепло вспомнили этого человека, его вклад в отечественную журналистику. Сегодня же хочется рассказать про иркутский след в старейшей радиопередаче.

Автор этой статьи не только слушал, но и записывал многие выпуски «Встречи с песней». Возвращаясь сегодня к этим записям, понимаешь, что многие послания, зачитанные Виктором Татарским, стали ценнейшими свидетельствами очевидцев эпохи. В передаче нередко звучали обращения наших земляков либо тех, кто когда-то жил в Приангарье. И очень любопытно рассмотреть некоторые из них как исторические документы, живо запечатлевшие страницы истории региона, причём не только музыкальной. Итак, «начнём, пожалуй», как любил говорить Татарский.

Несколько поколений иркутян трепетно сохраняли память о пребывании в нашем городе Киевского оперного театра. Он находился здесь в эвакуации в 1942–1944 годах. В связи с этим очень интересным документом является письмо, написанное некогда Музой Александровной Бекетовой из Нижнего Новгорода. Она рассказывала: «В военные годы я училась в педагогическом институте Иркутска. Однажды мы прочитали объявление: «Вечером в актовом зале состоится концерт артистов Киевского театра оперы и балета». Вечером актовый зал был переполнен. Восторженными аплодисментами преподаватели и студенты встретили выступление знаменитых артистов Литвиненко-Вольгемут и Паторжинского. Они исполнили сцену ссоры Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем». В те дни за окном было градусов тридцать мороза, и артисты, в том числе и женщины, были одеты в огромные полушубки, солдатские шапки и катанки (так в Сибири называют валенки). Во время выступления, однако, они были в концертных костюмах».

Очень важно указать на ту атмосферу, которая описана в письме. Мы видим, что эвакуированные деятели искусства работали в Сибири с полной самоотдачей. Семьи многих из них пострадали от фашистов и бандеровцев. Тот же самый Иван Паторжинский лишился любимой сестры Шуры, расстрелянной нацистами. Хочется подчеркнуть, что к сибирякам этот артист, ставший символом украинской оперной сцены, до последних дней относился очень тепло. Это можно видеть на примере поздравительных открыток, которые он посылал в Иркутск хормейстеру Василию Патрушеву.

Ещё одно интересное послание, касающееся военного времени. Оно прозвучало в 2009 году в 1071-м выпуске «Встречи с песней». Автор корреспонденции – Людмила Васильевна Хорышева из города Бийска Алтайского края. Она писала: «Годы Отечественной войны я провела в Киренске – маленьком городке, разместившемся на острове, образованном при слиянии реки Киренги (отсюда название города) с рекой Леной. В ходе войны наш небольшой киренский аэродром был одним из промежуточных пунктов для посадки истребителей, которые по ленд-лизу предоставляла Советскому Союзу Америка. В городе появилось много лётчиков, которые привозили с собой пластинки с голосами незнакомых тогда в России певцов. Так я впервые услышала Александра Вертинского и была очарована его песнями. Вскоре, в 1945 году, мне посчастливилось и увидеть певца, приезжавшего на гастроли в Иркутск. Я прилетела на его концерт из киренского порта на «Юнкерсе». До сего времени помню неповторимое впечатление от этой встречи. Вижу его стройную фигуру в чёрном фраке. <…> Каждый жест, каждое движение руки продуманы. Прежде чем петь «В бананово-лимонном Сингапуре», он подносил руки к губам в виде рупора, протяжно гудел и только тогда приступал к пению».

Однако это послание вызывает вопросы. Во-первых, по архивным источникам всё ещё не удалось проверить, приезжал ли Вертинский в Иркутск именно в 1945 году. Документально засвидетельствовано лишь то, что он был в нашем городе в 1950, 1951 и 1956 годах. Кроме того, описанная сцена с «гудением», вероятнее всего, предшествовала не «Бананово-лимонному Сингапуру», а другой знаменитой песне Вертинского – «Бразильскому крейсеру» на стихи Игоря Северянина. И всё же атмосфера необычности, которая всегда характеризовала концерты Александра Николаевича, в письме передана. И в этом его несомненная ценность.

«Встреча» была уникальна тем, что заставляла сопереживать. Тысячи корреспондентов нередко делились сокровенными вещами, совсем не тревожась о том, что другие слушатели не поймут или осудят. Вспоминая письма, которые лично меня не только заинтересовали, но и тронули, особо отмечаю послание от нашей землячки Нины Алексеевны Осиповой, прозвучавшее в 2010 году в 1095-м выпуске.

Слушательница рассказывала о своей любви к легендарному советскому певцу Георгу Отсу.​ Приведу фрагмент её письма: «…Как же велика была моя радость, когда я узнала, что в Иркутской области открывается Декада эстонского искусства и в Ангарске, где я жила, будет давать концерт мой любимый певец. Я простояла почти ночь в очереди в кассу и была первой. И вы, наверное, даже представить себе не можете, каким для меня было горем не купить билет, так как все они были проданы по коллективным заявкам. Я плакала навзрыд. А было мне тогда 17 лет».

Прошло много лет, но подобные рассказы и сегодня вызывают самую живую реакцию. Замечу, что пролистывал иркутские и ангарские газеты времён упомянутой декады. Слушал и запись песни «Свет -Ангара», написанной композитором Геннадием Подэльским непосредственно в Иркутске и исполненной Отсом в качестве музыкального подарка для жителей Прибайкалья. Однако подобные повествования добавляют к этому​ неподдельную нотку искренности. Кстати, совсем недавно довелось беседовать с иркутянином, который, казалось бы, и не является большим любителем музыки. Но при этом побывал едва ли не на всех концертах той давней декады, имея возможность получить билеты по линии обкома. У меня же в ушах звучал голос Татарского, читавшего письмо Нины Алексеевны. Подумалось: вот кто должен был на самом деле слушать живое выступление Георга Отса!

А вот ещё один отклик из недалёкого прошлого. Тогда во «Встрече с песней» прозвучало письмо нашего земляка Валентина Фёдоровича Гаврилова. Этого человека многие иркутяне хорошо знают. Несмотря на многолетнюю слепоту, он полон оптимизма, всегда отличается неравнодушием к происходящему и вообще обладает поистине энциклопедическими знаниями. Его просьба к Татарскому была довольно любопытной. Дело в том, что Валентин Фёдорович по мере сил старается знакомиться с произведениями современной литературы, и в одном из них он нашёл рассказ героини о 29-й фортепианной сонате Бетховена, исполненной выдающейся советской пианисткой Марией Юдиной. Нашему пытливому земляку захотелось больше узнать об исполнительнице, а затем и послушать запись упомянутого произведения. Во «Встрече с песней» был передан фрагмент сонаты. Письмо Гаврилова – очередное доказательство того, что иркутяне были представлены в передаче весьма содержательными корреспонденциями.

Ещё во втором выпуске программы, вышедшем в эфир 1 марта 1967 года, было обозначено, что сюда не следует отправлять простые письма-заявки. Ставилась особая задача – показать роль песни в судьбе человека. Со временем жанровые границы расширились. У Татарского можно было услышать самые разноплановые музыкальные сочинения. Кто-то просил памятную оперную арию, кто-то – симфоническое произведение, кто-то – рок. Но главная особенность передачи была в том, что происходила доверительная беседа ведущего со слушателями, прерывавшаяся исполнением их музыкальных надежд. Разумеется, могли вызывать несогласие политические взгляды Татарского, его подход к сложным моментам отечественной истории. Но даже это не мешало воспринимать ту мастерскую подачу каждого письма, которая была присуща ведущему. Людские истории, сообщённые во «Встрече», увлекали, заставляли радоваться и грустить вместе с героями посланий…

Пока «Встреча с песней» всё ещё в эфире: Виктор Татарский любил записывать новые выпуски «с запасом». Но скоро передача прекратит выходить. Очень жаль. Ведь для многих россиян прослушивание «Встречи» стало доброй традицией. И всё же замечательно, что архивные выпуски, имеющиеся в записях на радио и у многих ценителей передачи, продолжают хранить частицу истории страны и нашего региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры