Под звездой Валентина Распутина
С 15 по 20 марта в Иркутске проходил Первый всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина. Он был приурочен к 85-летию со дня рождения писателя. Большая часть спектаклей, принявших участие в фестивале, были поставлены по прозе Валентина Распутина, в основу других легли тексты Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Варлама Шаламова. Жанровый диапазон простирался от реалистических постановок до пластической драмы, от монодрамы до хоррора.
Фестиваль открылся спектаклями Малого театра России и Театра имени Ленсовета. Малый театр привёз «Последний срок», поставленный Ольгой Соломиной, которая всегда говорила о том, что это спектакль о безграничной материнской любви. Выполняя заветы Юрия Соломина, артистка Алёна Колесникова играет старуху Анну, «оставляя на сцене кусочек своего сердца». Театр имени Ленсовета представил моноспектакль «Колымские рассказы». Марк Овчинников, играя шаламовские убеждения, выстраивает драматургию за счёт деления монолога на смысловые ритмы и добивается максимального эмоционального напряжения при внешней отрешённости от текста.
Минусинский драматический театр показал спектакль Алексея Песегова «Конь с розовой гривой». На сцене вместе со взрослыми актёрами органично сосуществовали дети 7–10 лет. В спектакле автобиографичные моменты из жизни писателя переплетаются с художественным осмыслением голодного, горького и в то же время счастливого деревенского детства.
С темой послевоенного детства перекликается спектакль Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Уроки французского», поставленный специально к распутинскому фестивалю. Режиссёр Иван Гущин в своей постановке выбрал пластический способ существования актёров. Посредством языка тела воссоздаётся чуждая деревенскому мальчишке атмосфера города-голода, где в полном молчании герою выдаётся кружка молока высовывающимися из тумбы руками. Свою версию «Уроков французского» привёз Усть-Илимский театр драмы и комедии. Он поставил спектакль в русле психологического театра.
Воспоминаниям о войне был посвящён спектакль Московского Губернского драматического театра под руководством Сергея Безрукова «Весёлый солдат». Борис Галкин в роли Виктора Астафьева создал пронзительный образ надломленного человека, который навсегда остался на той войне.
Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина и Няганский театр юного зрителя привезли постановки по рассказам Василия Шукшина. Оба спектакля поставили молодые режиссёры, которые исследовали творчество советского писателя средствами современного театра. Оба режиссёра в своих постановках ключевой сделали сцену самоубийства героев.
Режиссёр Максим Астафьев в спектакле «И разыгрались же кони в поле…» задействовал почти всю труппу. Он представил галерею шукшинских чудиков, которые мучаются странными вопросами и живут невпопад. Декорация, которая оказалась слишком большой для сцены драмтеатра, причудливо сочеталась с маленьким человеком, тяготела над ним, невольно подчёркивая абсурд его существования. Филипп Гуревич в «Житии Спиридона Расторгуева» использовал вербатим. Документальные истории жителей деревень Октябрьское, Приобье и Сергино режиссёр встроил в текст Шукшина, тем самым создав контраст между прежней и современной деревней. Актёры блестяще справились с воссозданием психологических типов через документальную передачу деревенского диалекта. В зрительном зале произошло узнавание героев, что вызвало сопереживание рассказываемым историям.
Иркутский театр юного зрителя имени А. Вампилова на своей сцене представил постановку «Век живи, век люби» режиссёра, заслуженного работника культуры РФ Виктора Токарева. История о мальчишке, у которого пребывание в тайге пробудило нравственное зрение, с аншлагом прошла в ТЮЗе.
Вологодский государственный драматический театр привёз монодраму «Живи» по повести Валентина Распутина «Живи и помни». Автор, режиссёр и актриса Надежда Галанцева, выбрав монолог как форму существования для своей героини, подчеркнула хрупкость Настёны, её одиночество и невозможность личного счастья во время трагического для страны исторического перелома.
Пластическую драму «Полёт. Бильчирская история» по мотивам повести «Прощание с Матёрой» показал на основной сцене драмтеатра Государственный Бурятский академический театр драмы имени Х. Намсараева. Сюжет спектакля выстроен через танец, который поддерживает народная песня. В хореографическую ткань спектакля вплетены воспоминания жителей села Бильчир, перемежающиеся с текстом Валентина Распутина. Символами затопления становятся вода и сломанное колесо. Артисты погружаются в воду, разбрызгивают её вокруг, набирают в ладоши и пропускают сквозь пальцы. Текучесть становится выразительным элементом спектакля. Энергия, ритм и напор труппы придают всему действию силу утверждения, превращая спектакль в манифест.
Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова на фестивале показал две постановки Геннадия Шапошникова – «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». В обеих главные роли исполняют народная артистка Наталия Королёва и заслуженный артист Степан Догадин. В постановках над сценографией работал заслуженный деятель искусств России Александр Плинт. Спектакли объединяет не только генетическое родство распутинского слова, но и тип подачи художественного материала. Сценография в деталях отражает мир распутинской деревни. Стена над сценой с четырьмя окнами в «Последнем сроке» символизирует четверых детей, собравшихся проводить мать в последний путь, – Люсю, Варвару, Илью и Михаила. Поворотный круг в «Прощании с Матёрой», выполненный в виде спиленного дерева, символизирует Царский Листвень, где после затопления Матёры умещаются Богодул со старухами и Колькой. Значимые элементы распутинского мира воссоздают на сцене узнаваемую атмосферу, за которую так любит постановки иркутский зритель.
Показом спектакля «Прощание с Матёрой» завершился театральный фестиваль, собравший под своим крылом коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Нягани, Барнаула, Минусинска, Улан-Удэ, Усть-Илимска и, конечно, Иркутска. Организаторы фестиваля не прощаются со своим зрителем и надеются в следующий раз собрать столько же гостей, чтобы познакомить их с разноплановыми спектаклями, связанными с именем сибирского писателя.