издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миссия жизненной важности

Депутаты Законодательного Собрания провели совещание по поддержке сельского хозяйства региона

  • Автор: Игорь Привалов

Около 3,6 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов направят на поддержку сельского хозяйства Иркутской области в 2022 году. Самая весомая статья расходов – компенсация платежей за лизинг техники. Аграрии также настаивают на возвращении к другим схемам приобретения сельскохозяйственных машин, оборудования и запасных частей, которые резко подорожали из-за санкций и падения курса рубля. Требуется иной подход и к привлечению и удержанию специалистов на селе, в помощи нуждаются малые хозяйства, без внимания не должны остаться скотоводство и растениеводство. Тому, как в сложные времена сохранить действующие меры поддержки и реализовать новые, было посвящено совещание в Тулунском районе. Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области инициировали его после того, как в их адрес поступило коллективное обращение мэров аграрных районов.

На долю сельского хозяйства вкупе с охотой, рыболовством, рыбоводством и лесным хозяйством приходится 4,8% валового регионального продукта Иркутской области. Заняты в этих отраслях почти 23,1 тыс. человек, в том числе 8,8 тысячи – в растениеводстве, животноводстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях. Таковы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области за 2020 год. На первый взгляд, по количеству работающих и экономической отдаче сельское хозяйство уступает добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, транспорту и торговле. Но его ценность определяют вовсе не эти показатели. «У наших сельхозпредприятий, фермерских хозяйств очень важная миссия, связанная с продовольственной безопасностью региона и всей нашей страны, – подчеркнул председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. – Учитывая происходящие сейчас события, многочисленные санкции и рост цен, мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы минимизировать возникающие риски и максимально поддержать этот жизненно важный сектор экономики».

На поддержку агропромышленного комплекса в 2022 году предусмотрено около 3,6 млрд рублей. Это чуть больше, чем было в 2021 году: на 0,6%, или 22,6 млн рублей. Доля федерального бюджета при этом составляет чуть более 1,2 млрд рублей, областного – немногим менее 2,4 млрд рублей. Как сообщил министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков, самым весомым направлением поддержки являются субсидии на возмещение затрат на уплату лизинговых платежей. На них предусмотрено 806,7 млн рублей, что на 53% больше, чем в 2021 году. В то же время в течение нескольких последних лет областной минсельхоз исключил из числа мер поддержки те, которые не оказывают влияние на объёмы производства продукции агропрома. Например, субсидию на подготовку низкопродуктивной пашни. «Мы постепенно корректировали подходы, – заметил Сумароков. – Оставили субсидию на подготовку паров, если их не более 30% в структуре посевной площади. Потому что доходило до абсурда, когда они занимали более 50% и в отдельные годы аграрии вообще не сеяли».

При смене подходов были разработаны и новые меры поддержки. Это гранты на создание молочных ферм на 200 голов и гранты для пищевых и перерабатывающих предприятий региона. В нынешнем году предусмотрена субсидия для переработчиков молока. «Мы разработали целую концепцию развития мясного скотоводства, – добавил министр. – Мы понимаем, что, если собираемся заниматься мясным скотоводством, нужен продуктивный специализированный скот. Концепция предполагает строительство и комплектацию откормочных площадок, поскольку они обеспечивают эффективность откорма, и приобретение молодняка, в том числе у населения. Кроме того, появилась федеральная субсидия на специализированный мясной скот».

Дело техники

Ключевым направлением по-прежнему остаётся компенсация части лизинговых платежей за технику, поскольку обновление парка является одной из главных проблем для аграриев Иркутской области. Мэр Тулунского района Михаил Гильдебрант обратил внимание на то, что практически у 80% тракторов и сельскохозяйственных машин, которые используют местные агропромышленные предприятия, вышел срок амортизации. Первый заместитель мэра Черемховского района Евгений Артёмов добавил, что приобретение большегрузных автомобилей в лизинг вовсе не субсидируется. А мэр Зиминского района Наталья Никитина указала на сложности в покупке техники для небольших фермерских хозяйств. «Это всегда было проблемой, – констатировала она. – Сейчас, наверное, это и вовсе будет для них недостижимо».

Заместитель председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Алексей Терентьев отметил, что резко подорожали и техника, и запасные части к ней. Так, стоимость «народного» зерноуборочного комбайна Vector 410, который выпускает завод «Ростсельмаш», выросла с 6,5 млн рублей до 11,5 млн рублей, белорусского комбайна «Полесье» – с 10-11 млн рублей до 21 млн рублей. В тех же пропорциях подорожали тракторы: достаточно распространённый RSM 2375 от «Ростсельмаша» теперь стоит 20 млн рублей вместо 11-12 млн, «Кировец» с российским двигателем – 15 млн рублей вместо 9-10 млн. Значительно выросли цены и на грузовики. «Многие лизинговые компании, в основном региональные, брали кредиты в банках по плавающей ставке, и сейчас банки предложат её повысить до 20% и более, – добавил парламентарий. – Они уже предупредили губернатора, министерство сельского хозяйства и депутатов о том, что переложат повышение ставки на лизингополучателей. Да, государство им помогает и докапитализирует, но в основном это «Росагролизинг», для которого выделили 12 миллиардов рублей. Это хорошо, но его портфель в Иркутской области – 25–30%, остальное приходится на «Сбербанк Лизинг» и региональные компании». Структура Сбербанка заверила, что не будет повышать ставки по действующим договорам. Однако есть вероятность, что региональные компании будут вынуждены пойти на такой шаг.

«Я точно знаю, что многие аграрии, внеся предварительный аванс на поставку импортной сельскохозяйственной техники, отложили заключение договоров на весну, дабы не переплачивать лизинговым компаниям, – рассказал Вячеслав Лизин, глава крестьянско-фермерского хозяйства из села Буреть Боханского района. – Сегодня среднегодовое подорожание договоров лизинга составляет 25% – это неподъёмная вещь, которая заставляет многих аграриев отказаться от договоров поставки. Что это влечёт за собой? Мы подготовили площади для посева, увеличили их, но чем будем сеять?» По словам фермера, компенсация 40% лизинговых платежей за счёт бюджета была весьма эффективной мерой поддержки. Однако изменения условий договоров делают такую схему недоступной для многих хозяйств и предприятий, вдобавок лизинговые компании не всегда имеют возможность поставить ту или иную машину. Поэтому Лизин посчитал целесообразным «в рамках краткосрочной меры поддержки» возобновить субсидирование покупки сельскохозяйственной техники по прямым договорам. Компенсировать необходимо и затраты на приобретение запчастей. «Пусть эта мера тоже будет краткосрочной, пока мы не перейдём на другую технику, но она должна быть», – заключил фермер.

Люди прежде всего

Главы сельских территорий, в свою очередь, указывают на нехватку кадров в агропроме. Решить её среди прочего могло бы строительство жилья для молодых специалистов. Сейчас жителям Иркутской области предоставляют соответствующую социальную выплату. Молодым специалистам и семьям, которые уже проживают и работают на селе или собираются туда переехать, оплачивают 70% расчётной стоимости жилья. При условии, что оставшиеся 30% они внесут сами. За счёт этой программы в 2020 году в Куйтунском районе возвели 9 домов, в 2021-м – уже 17.

«Программа, которая сегодня даёт возможность обеспечить жильём молодые семьи, не совсем правильная, – высказал своё мнение мэр Куйтунского района Алексей Мари. – Как это выглядит? Допустим, я по окончании училища готов ехать в сельскую местность и мне нужно жильё. Чтобы участвовать в программе, мне нужно быть трудоустроенным как минимум год. После этого я попадаю в программу, ещё год мне даётся на строительство. Вопрос: где жить два года? На этом всё заканчивается». С коллегой согласился мэр Заларинского района Владимир Самойлович. «Обеспечение кадрами – это проблема номер один, – сказал он. – Пока мы не будем строить жильё для специалистов перед тем, как их пригласить на работу, эта мера поддержки на практике будет работать слабо».

Другая проблема – обеспечение сельскохозяйственных предприятий древесиной, необходимой для строительства и ремонта. Сейчас они могут участвовать в аукционах, однако из-за установленных цен подобной возможностью пользуются считанные аграрии. «За последние два-три года у нас только один фермер смог таким образом закупить деловую древесину», – рассказал Самойлович. Возможный выход – предоставлять лес на льготных условиях.

Натуральное хозяйство

Ещё одно предложение – вернуть субсидирование маточного поголовья молочного и мясного скота. Мэр Качугского района Евгений Липатов также настаивает на том, что гранты на создание убойных цехов следует предоставлять не только сельскохозяйственным кооперативам, но и вообще любым предприятиям, которые занимаются переработкой продукции агропрома. По его мнению, необходимо разработать и механизмы поддержки малых фермерских хозяйств. Спикер ЗС, в свою очередь, добавил, что в условиях ценовой турбулентности есть смысл перейти к субсидированию, исходя из натуральных объёмов, а не финансовых показателей. «Я не зря спрашивал про тонны топлива и удобрений, необходимые для посевной и уборочной кампаний, – объяснил он. – Из этого надо исходить. Может, я утрирую, но таким должен быть подход, в том числе в разговорах с министерством финансов».

Итоговую резолюцию, в которой будут учтены предложения мэров и представителей агропрома, подготовит комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС. «Не всегда деньгами можно всё решить, хотя, безусловно, увеличение финансирования требуется как минимум в силу того, что всё подорожало, – резюмировал его председатель Роман Габов. – Многие крестьяне сегодня балансируют на грани нулевой рентабельности, а в убыток никто не будет работать. Но помимо того, чтобы говорить, что нам нужно увеличить финансирование по вот этим направлениям и ввести какие-то дополнительные виды субсидий, мы должны смотреть вперёд и разработать определённый стратегический план».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры