издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«К каждой роли нужно приходить с нуля…»

  • Автор: Наталья Сокольникова

27 марта – особый день для артистов, театральных режиссёров, звукооператоров, светотехников, художников-декораторов, костюмеров, гримёров, билетёров, зрителей театра и драматургов. В этот день во всём мире празднуют День театра. Значит, этот праздник – и для поклонников творчества Александра Вампилова, главного драматурга Прибайкалья. Он прожил без двух дней 35 лет и написал четыре многоактные пьесы. В России сложно представить драматический театр, в котором бы их не ставили. Именем Вампилова названы улицы в посёлке Кутулик и иркутском микрорайоне Первомайском, Иркутский театр юного зрителя, Всероссийский фестиваль современной драматургии и даже астероид, малая планета № 3230. В 2012 году в Иркутске открылся Культурный центр Александра Вампилова. Его основательница Галина Солуянова и сама больше 10 лет была одной из ведущих актрис в Иркутском ТЮЗе. Солуянова поделилась с «ВСП» воспоминаниями о театральных годах и рассказала, как складывался путь драматурга Вампилова в театре.

История Сарафановых может произойти где угодно»

Вечером 18 ноября 1969 года после премьеры спектакля на сцену Иркутского драмтеатра вышел молодой человек. Смущаясь, он кивнул и поклонился аплодирующей аудитории – зрителям в зале и артистам на сцене. Это был драматург Александр Вампилов. В этот день состоялась премьера спектакля по его пьесе «Старший сын». Иркутяне приняли пьесу с восторгом. Сейчас это самая инсценируемая пьеса драматурга – в нашей стране её ставят более 30 театров в разных регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

А ведь пьеса могла и не увидеть сцену. В конце 60-х годов прошлого века режиссёр драмтеатра Владимир Симановский прочёл рукопись «Старшего сына» и решил поставить его в театре. Сделать это в то время было почти нереально: по советским критериям герои пьесы были сомнительными и неоднозначными, а её сюжет – почти криминальным. Симановский вспоминал: «Пришлось самому добиваться разрешения на постановку. Начальник Управления культуры Козлов поначалу замахал на меня руками: «Ты что? Там отец – алкоголик, дочь из дома бежит, школьник во взрослую соседку влюбляется!» И всё-таки мы расстались дипломатично: я ставлю «Старшего сына» под свою ответственность, и, если докажу, что он не про Сарафанова-алкоголика и неблагополучных детей, спектакль получит шанс выйти. Меня такая неопределённость не страшила, приступили к репетициям…»

Они, по воспоминаниям артистов, были негромкими. Вампилов присутствовал на каждой из них, приходил без опозданий, внимательно следил за происходящим на сцене. «Он говорил режиссёру: «Всё ведь понятно, у меня в пьесе есть все запятые, пусть так и играют». Симановский отвечал: «Саня, ты этот материал написал, ты его чувствуешь, а актёры с ним только знакомятся. Я должен разобрать с ними подробно каждую роль», – рассказывает Галина Солуянова. Часто репетиции заканчивались ночными посиделками в театральном общежитии «Коммерческого подворья»: драматург, режиссёр и молодые актёры просто не в силах были расстаться. Иногда реплики, звучавшие на этих посиделках, проникали в основной текст пьесы. Так они и закреплялись в нём, став каноническими.

Чтобы показать премьеру зрителям, в то время нужно было пройти этап цензуры – обязательную сдачу комиссии Управления культуры. На сдаче «Старшего сына» был полный зал. Зрители сочувствовали героям: умилялись чувствам Васеньки, жалели Сарафанова, смеялись и плакали вместе с героями Вампилова. А после сдачи спектакля, по словам народного артиста России Валерия Алексеева, сыгравшего роль Сильвы, с театральных тумб исчезли афиши. Никто не знал, выйдет ли всё-таки на сцену «Старший сын». Премьера, конечно, состоялась.

Иркутяне полюбили постановку не только за трогательных, живых, чем-то даже напоминающих чеховских персонажей героев, но и за сам факт: пьесу написал человек, который ходит по тем же улицам, что и они.

Улицы и вообще иркутские места тоже узнаются в пьесах Вампилова. «Мы, те, кто давно живёт здесь, знаем, что действие в «Старшем Сыне» происходит в Ново-Ленино, – рассказывает Галина Солуянова. – А в «Прощании в июне» Колесов знакомится с Таней на остановке «Бытовая». Я ещё застала ту театральную тумбу, у которой они встречаются. А в «Утиной охоте» Зилов с Галиной говорят о Троицкой церкви, которая в советское время была переоборудована в планетарий. Конечно, у него нигде не написано, что действие в этих пьесах происходит в Иркутске. Он свой масштаб понимал. И понимал, что история семейства Сарафановых может произойти не только в Ново-Ленино и в Иркутске, она может произойти где угодно».

Со дня премьеры «Старшего сына» прошло больше 50 лет, Вампилова не стало в 1972-м – его лодка перевернулась у берега Байкала. Все пьесы Вампилова, не только «Старший сын», но и «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и «Провинциальные анекдоты», уже стали классикой, при этом не утратив злободневности. Спектакли по его произведениям идут в театрах всего мира, во многих по сей день ставят и по нескольку вампиловских постановок. Например, в омском театре «Галёрка» ставят все его пьесы, в Иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова – почти все. В Санкт-Петербургском театре «Мастерская Григория Козлова» – три. В 1972 году Вампилову посмертно вручили премию Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне».

Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Мазуренко, сыгравшая Нину в первой версии «Старшего сына», стала единственной актрисой, сыгравшей во всех пьесах Вампилова.

«Театр – это храм. Это трибуна»

«Меня воспитывали так: театр – это храм, – говорит директор Культурного центра Александра Вампилова Галина Анатольевна Солуянова. – Это трибуна, с которой ты можешь поведать миру, что такое хорошо и что такое плохо». С 1971-го по 1981 год Солуянова была одной из ведущих актрис Иркутского ТЮЗа. 10 сезонов она встречала зрителей на сцене в разных ролях. Любимыми она называет роли Малыша в инсценированной сказке Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и Луизы в трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Галина Анатольевна вспоминает: в то время, когда она работала актрисой театра, не было Интернета и социальных сетей и люди приходили в театр, чтобы найти ответы на возникающие у них жизненные вопросы. «И ответы находились», – улыбается Солуянова.

Она вспоминает спектакль «Солнечный удар», где она больше двух часов не уходила со сцены. «Было очень любопытно. Мне тогда очень помог паричок», – вспоминает она. Во время репетиций Солуяновой, которая хорошо знала и текст, и мизансцены, для полного погружения в роль не хватало опоры. «Я всё знала, но какого-то живого дыхания не хватало», – вспоминает она. А потом постижёр Валентина Михайловна Измайлова сшила для этой роли паричок.

В 1989 году Солуянова заведовала литературной частью ТЮЗа, в 1996-м открыла Иркутский областной фонд Александра Вампилова. В 2012-м – основала Культурный центр Вампилова. О том, как это происходило, мы рассказывали в номере «ВСП» от 17 августа 2021 года. С актёрами ТЮЗа Солуянова до сих пор крепко дружит: «Это в прямом смысле моя семья – я могу их пригласить в центр, могу поплакаться, мы можем вместе порадоваться чему-то. В Иркутске вообще очень сильная актёрская плеяда. Можно их любить, можно не любить, можно говорить: «Это мой актёр, а это – нет». Но то, что они профессионалы, – это точно».

Самой Солуяновой довелось исполнить роли нескольких вампиловских героинь и срежиссировать один спектакль по его пьесе. Во время учёбы в Новосибирском государственном педагогическом институте на факультете русского языка и литературы она поставила студенческий спектакль «Прощание в июне», за роли в котором большая часть актёров получили дипломы, в том числе и актёр, появляющийся в двух сценах в роли полицейского. Через 40 дней после смерти Вампилова на единственном тогда в регионе областном телевидении сделали эфир, посвящённый творчеству драматурга. Показали отрывок пьесы «Прошлым летом в Чулимске», где Солуянова сыграла Валентину. Потом на творческом вечере писателей и актёров она сыграла Нину в отрывке из «Старшего сына».

К Международному дню театра в центре Вампилова пройдёт открытие выставки, погружающей в атмосферу быта «оттепели», вампиловской эпохи. «В рамках этого дня я хотела бы поздравить всех коллег, – говорит Галина Солуянова. – Давайте совершенствовать мастерство, не останавливаясь на достигнутом. Мой учитель Виталий Константинович Венгер, несмотря на огромное количество титулов, к каждой роли приходил с нуля. Он понимал, что в зрительном зале обязательно сидит кто-то, кто его ни разу не видел. Этот кто-то не знает о Государственной премии или звании народного артиста. Играть нужно так, чтобы этот новый зритель смог тебя полюбить и запомнить твою фамилию».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры