издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хорошо проданное старое

На что жалуются потребители Приангарья

3704 письменных обращения, связанных с нарушением прав потребителей, поступило в региональное Управление Роспотребнадзора по итогам 2021 года. 54,2% приходится на сферу услуг. Жители Приангарья жалуются на компании по ремонту бытовой техники, мебельные фирмы, финансовые услуги и услуги связи. Хотя в 2020-м, пандемийном году ситуация была другой: чаще обращались по вопросам возврата путёвок, авиабилетов и билетов на концерты.

Начиная с 1992 года 15 марта в России отмечается День защиты прав потребителей. В нынешнем году он проходит под девизом «Fair Digital Finance – Справедливые цифровые финансовые услуги». Однако с деятельностью на финансовом рынке связано 17,6% обращений. Гораздо чаще в Иркутской области жалуются на продавцов технически сложных товаров и мобильных телефонов.

«На их долю приходится 25–30% всех обращений, – рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Татьяна Пушкарёва на круглом столе. – Число обращений в этой сфере растёт, потому что продавцы не хотят возвращать деньги, менять товар. Если говорить о жалобах в сфере торговли, то чаще всего они связаны с приобретением некачественного товара, обманом, обсчётом, разницей между стоимостью на ценнике и той, что предлагается оплатить на кассе».

Между тем президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев ожидает, что число обращений граждан, связанных со сложной бытовой техникой, будет снижаться из-за уменьшения покупательской способности в ближайшие месяцы. Он отметил, что в прошлом году от общественной организации было подано 28 исков по данному вопросу, которые рассмотрены в судах. «Раньше было 100 и более исков», – отметил Низовцев. Он считает, что снижение напрямую зависит от возможностей покупателей и кризисных явлений в экономике, связанных с пандемией.

Как сказал Виктор Низовцев, в 2021 году «неожиданно для нас» основным направлением работы стала защита прав потребителей в части финансовых услуг, особенно страховых. В интересах клиентов одной из страховых компаний было подано шесть исков в суд. «Они не были удовлетворены, потому что 11 февраля компания признана банкротом, – рассказал Низовцев. – Дело будет рассмотрено арбитражным судом». Кроме того, подавались иски в адрес банков, к юридическим компаниям, которые брали деньги и никаких услуг не оказывали. О подобных случаях ранее писала наша газета.

20,1% обращений связаны с бытовым обслуживанием населения. Жители заявляют о том, что мастерские по ремонту бытовой техники не уведомляют их о реальной стоимости ремонта и запасных частей, мебельные магазины затягивают сроки доставки, не выполняют взятые на себя обязательства. В 16,5% случаев потребители жаловались на услуги связи. Так, «Почта России» нарушила контрольные сроки доставки международного отправления, за что была оштрафована на 30 тыс. рублей.

В прошлом году специалисты Роспотребнадзора провели в регионе 20 контрольных закупок, хотя в 2020 году их было всего 6. «18 закупок – на предприятиях розничной торговли, по 1 закупке – на предприятиях, оказывающих услуги связи и финансовые услуги, – рассказала Татьяна Пушкарева. – В ходе 13 контрольных закупок выявлено 37 нарушений обязательных требований. Всего составлено 19 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 19 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, из них 1 – в виде предупреждения, 18 – в виде штрафов на общую сумму 325 тысяч рублей».

Проверяющие под видом обычных покупателей посетили место продажи табачных изделий, посетители которого неоднократно жаловались на то, что при расчёте картой снималась большая сумма, чем было указано на ценнике. В ходе контрольной закупки выяснилось, что с карты было снято на 5 рублей больше. Предпринимателю был выписан штраф в 50 тыс. рублей.

Второй случай – приобретение через Интернет смартфона. Продавец позиционировал свой товар как новый, в то время как покупатели жаловались на то, что в действительности мобильные телефоны уже были в употреблении. «На сайте был заказан смартфон за 32 тысячи рублей, расчёт происходил в офисе», – рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.

– Продавец выдал гарантийный талан, но гарантия производителя отсутствовала. Это значит, что телефон был восстановленным, что и подтвердил потом индивидуальный предприниматель. Штраф составил 12 тысяч рублей. При расчёте картой выяснилось, что стоимость товара была увеличена на 2%, был выписан штраф в размере 20 тысяч рублей, – рассказала Татьяна Пушкарёва.

Всего же в минувшем году региональное Управление Роспотребнадзора провело 222 внеплановые проверки и 83 административных расследования, по результатам которых вынесено 218 постановлений о привлечении виновных к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила 1,861 млн рублей. Выдано 60 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Специалистами Управления и территориальных отделов дано 67 заключений по гражданским делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере розничной торговли, бытовых, туристских, транспортных, финансовых, жилищно-коммунальных услуг. 46 дел рассмотрено в суде, в 45 случаях требования потребителей были удовлетворены полостью или частично.

Успешными были иски, подданные в суд, в защиту неопределённого круга лиц в сфере розничной торговли. 19 исков из 29 были рассмотрены, исковые требования удовлетворены. Кроме того, судом было рассмотрено 26 исков из 38, поданных в интересах конкретных потребителей. Требования заявителей были полностью удовлетворены. Нарушители выплатят им 972,4 тыс. рублей, из которых 38,7 тыс. рублей приходится на компенсацию морального вреда.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры