«Учиться у Игоря Васильевича Ушакова – это была большая честь…»
Несколько месяцев назад новым руководителем Иркутского диагностического центра назначена врач высшей категории, кандидат медицинских наук Елена Викторовна Белых. Она работает в центре с самого основания. Как никто другой, знает в мельчайших подробностях об этапах становления и развития ИДЦ. Почти 15 лет была заместителем первого главного врача ИДЦ Игоря Васильевича Ушакова. Скоропостижный уход из жизни Игоря Васильевича в конце прошлого года стал серьёзной потерей для всего медицинского сообщества региона. Его вклад в развитие системы регионального здравоохранения трудно переоценить. О том, как коллектив продолжит воплощать в жизнь идеи первого главного врача диагностического центра, какие планы у ИДЦ на ближайшие годы и почему главное качество врача – неравнодушие, Елена Викторовна рассказала в интервью нашей газете.
«Кажется, что он в командировке и скоро приедет»
– До сих пор сознание не принимает случившееся. Кажется, Игорь Васильевич в командировке, скоро приедет… – делится своими мыслями Елена Белых. – Работать и учиться у такого руководителя – большая честь и удача. Всему, что я умею и знаю, научил меня Игорь Васильевич. Конечно, я воспитана на его идеях, взглядах, подходах, я представляю путь развития ИДЦ на много лет вперёд. Всё это мы с ним неоднократно обсуждали. Но знать и уметь – это совсем не то, что возглавлять центр. Это огромная ответственность – и в первую очередь перед нашим коллективом. Особенность организации и управления ИДЦ настолько уникальна и специфична, что здесь сложно представить человека извне. Ни одно решение невозможно грамотно принять без досконального знания всех процессов, технологий, нашей внутренней информационной системы. Это понимает весь коллектив, и, конечно, сотрудники волновались, кто займёт должность главного врача. От этого решения зависели существование, следование выбранной стратегии и будущее всей организации. Потому вопрос о сложности принятия решения именно мною стоял несколько иначе: я не могла не принять это предложение, не имела права.
«Всегда знал, что я смотрю с ним в одну сторону»
Елена Белых сначала была врачом-ревматологом в консультативном отделе. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию. А в 2005-м её назначили на должность заведующей Центром диагностики и профилактики ревматических заболеваний и остеопороза. С 2007 года – заместитель главного врача по медицинской части.
– Я работала врачом-ревматологом в ИДЦ с момента его открытия. Наверное, в 2007-м, когда Игорь Васильевич предложил мне занять должность заместителя главного врача по медицинской части, было сложнее, чем сейчас. Я была практикующим врачом без малейшего опыта управления, а Игорь Васильевич – высокопрофессиональным управленцем и топ-менеджером. В тот момент мы с руководителем «говорили на разных языках», и мне нужно было освоить новую профессию. Для этого я окончила Сибирско-американский факультет Байкальской бизнес-школы ИГУ, получила степень МВА по направлению «Стратегия управления компанией». В ходе выполнения своего дипломного проекта под руководством Игоря Васильевича я занималась внедрением в нашу практическую деятельность ряда новых направлений с применением современных управленческих инструментов (ЛИН-технологии), которые буквально за пару лет показали невероятную эффективность, мы и сами не ожидали такого прорыва. Например, за короткий временной интервал без значительных вложений и затрат нам удалось сократить время выполнения лабораторных исследований с 48 до 8 рабочих часов, снизить количество «возвратов» денежных средств по причине отсутствия реактивов на 93%.
Затем была проведена стандартизация практически всех процессов в ИДЦ, созданы положения, регламенты, протоколы, стандартные операционные процедуры. Разработаны стандарты управления рисками. Систематизация и стандартизация всех процессов позволили персоналу работать быстро и чётко, сократить время выполнения работ, исключить организационные ошибки, уменьшить количество жалоб и претензий от пациентов. Хочу сказать, что и сейчас эта работа ведётся постоянно. Как только мы обнаруживаем какую-то «пробуксовку» в любом процессе, мы его заново пересматриваем, меняем, улучшаем. Это позволяет организации быстро реагировать на все вызовы – как внешние, так и внутренние. И в первую очередь это делается для того, чтобы оказывать медицинскую помощь на уровне тех высоких стандартов, к которым привыкли пациенты, приходящие в наш центр.
– С годами вы стали не просто заместителем главного врача, вы были его единомышленником, соратником… В ходе совместной работы с Игорем Васильевичем возникали какие-то противоречия, как удавалось находить компромисс?
– Игорь Васильевич был гениальным руководителем. Сказать, что мне повезло с ним работать, – ничего не сказать. Он был талантлив во всём! Перфекционист, новатор, переполнен идеями и проектами, его интересовало всё новое, лучшее, передовое, прогрессивное. Он постоянно учился. Профессионально разбирался во всём: в современных управленческих технологиях, медицинских процессах, медицинской технике, экономике, управлении персоналом, блестяще знал нормативную базу. Создал и развивал уникальную информационную систему, которая интегрировала все процессы в организации. У него имелось важное качество для руководителя – к персоналу он относился только по результатам труда. Не было никогда личной неприязни, мужского шовинизма. Сработал хорошо и быстро – молодец. Не сработал ….
Я действительно 15 лет проработала его заместителем по медицинской части и была правой рукой во всех начинаниях. С самого первого дня моей задачей было взять на себя оперативное управление центром так, чтобы освободить руководителя от рутинной деятельности. Он должен был заниматься стратегией развития организации. Так и сложилось. Если первое время он пошагово прорабатывал все стандарты и регламенты, проверял и перепроверял каждый документ, то последние годы были периодом абсолютного доверия. Шеф всегда знал, что я смотрю в ту же сторону, думаю так же, как он, и делаю, как он. А если не знаю или сомневаюсь – обязательно приду и посоветуюсь. При этом ценил, когда к нему приходили не просто с озвучиванием проблемы, а уже с вариантами её решения. Такая расстановка сил и обязанностей дала свои результаты: за эти годы мы построили филиал в Братске, открыли новый, современный лабораторный корпус. К слову сказать, открыли его в самый нужный момент – в начале эпидемии коронавируса.
Были ли противоречия в работе? Конечно. И бывало, мы крепко ссорились. Но он всегда говорил, что его не устраивает подобострастно-соглашательская позиция первого зама, он хотел слышать альтернативное мнение. И я всегда его высказывала. Надо отметить, все вопросы, противоречия и конфликты мы решали очень быстро. Игорь Васильевич обладал великолепным чувством юмора. Часто обычным смехом удавалось быстро разрядить ситуацию.
«Медицина – это почти армия»
– Кадровый вопрос в медицине – один из самых актуальных уже много лет. Как вам удаётся формировать коллектив?
– Кадровый вопрос остаётся одним из самых актуальных не только в медицине. Нам повезло, основной костяк персонала работает с момента открытия ИДЦ. И это опытная и профессиональная команда. Но приходят и новые люди, ведь 22 года работы – большой срок. За это время мы отработали устойчивую систему отбора и адаптации персонала. Сформирована высокопрофессиональная служба, в составе которой есть психолог. Накопился опыт, и сложилось понимание о психологическом профиле врача, изучая который, мы понимаем, в какой специальности будет успешен тот или иной кандидат. И мы этими наработками успешно пользуемся.
Про ИДЦ говорят, что у нас жёсткая дисциплина и порядок. Я считаю, что медицина – это почти армия. Здесь не должно быть разболтанности, самодеятельности и анархии. И самое приятное, что врачи, которые реально хотят работать в условиях дисциплины, понимают, что, как и когда делать, в любой ситуации, с удовольствием приходят к нам работать, быстро вливаются в коллектив, пропитываются корпоративным духом, философией центра. Как сказал мне один наш уважаемый доктор: «ИДЦ много требует, но много и даёт». И это правда. Я очень горжусь нашим коллективом, сложившейся командой. Они все – высокопрофессиональные специалисты, на них всегда можно положиться, они всё делают на очень высоком уровне, и я знаю, что они никогда не подведут!
– Ковид стал серьёзным испытанием для всей системы здравоохранения. Как ваш центр переживает этот период? Вы одними из первых развернули диагностику COVID-19 на максимально высоком уровне…
– Говорят, любой кризис даёт новый импульс для развития организации. Так и у нас. Началась эпидемия – у нас не было ничего для проведения диагностики! У нас не было физической возможности выполнять эти исследования! Но это мобилизовало нас к завершению строительства лаборатории. Первые попытки – мы делали 200 проб в день. Сейчас легко выполняем до 12 000 исследований в сутки. Средний срок выполнения анализов – 6–8 часов. Лаборатория оснащена в соответствии с новейшими требованиями, она максимально автоматизирована и роботизирована. Почти полностью исключены человеческий фактор, возможность ошибки, погрешности.
Важным для нас было сберечь здоровье коллектива. Ведь нам приходилось – да и сейчас приходится – работать в условиях большой вирусной нагрузки. Мы предпринимали все меры защиты, а как только стала возможна вакцинация от новой коронавирусной инфекции, практически 100% коллектива её прошли. Именно это позволило нам избежать «санитарных» потерь. Все врачи ведут приём. Выполняются исследования. Эпидемия расставила на свои места очень многое. Она показала, кто есть кто. Для меня некоторые сотрудники за 20 лет совместной работы открылись с новой стороны. С ними можно пойти в разведку!
«Люблю работать среди единомышленников!»
– Вы человек команды?
– Да, я люблю работать среди единомышленников, мне важна в людях самоотдача. Ценю надёжных, компетентных и организованных сотрудников. Не терплю глупость, равнодушие, поверхностность.
– Ваша работа требует большой самоотдачи, что помогает восстанавливаться?
– Я человек домашний. Люблю свою семью, дом, сад, мне нравится готовить. Домашние хлопоты помогают расслабиться. Очень люблю своих кошек, их у меня три. В свободное время много читаю. Чтение – это тот вид досуга, который позволяет переключиться, но при этом заставляет мозг работать. У нас дома огромная библиотека, и я ценитель именно бумажной книги.
– Диагностический центр – это видение Игоря Васильевича. Он создавал его в соответствии со своими представлениями о том, как должна функционировать медицинская организация нового типа, в которой всё подчинено оказанию медицинской помощи максимально высокого качества. Каковы ваши дальнейшие планы? Какие задачи ставите перед собой?
– Основная задача сейчас – это адаптация в новых условиях деятельности. Мы сосредоточились на реализации ближайших планов, завершаем дела и проекты, которые начинали вместе с Игорем Васильевичем Ушаковым. Один из них – создание областного кардиологического центра. На данный момент у нас есть для этого всё необходимое: приобретено оборудование, разработано положение о его деятельности, предполагается дополнительно принять на работу врачей-кардиологов. Благодаря открытию центра помощь по сердечно-сосудистым заболеваниям станет более доступной для пациентов. Оказывать её будут в основном за счёт средств ОМС, по направлению от лечащего врача. Мне хотелось бы отметить, что вообще половину наших услуг мы оказываем именно за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Всё делается, ничего не простаивает, работа кипит. Всё так же, как было бы и при нём. Приступаем к реализации новых проектов: запланированы реконструкция и ремонт помещений, приобретение нового, современного оборудования, открытие новых видов исследований для пациентов. Обязательно всё сделаем, и всё получится! У нас просто нет морального права на другой подход.