издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лекарство закуплено «в ручном режиме»

Минздрав обеспечил 14-летнего Сашу Петрашова из Братска препаратом «Траклир» после публикации нашей газеты. Сначала оригинальный препарат хотели заменить на дженерик

Закупкой лекарства для мальчика из Братска, у которого врождённый порок сердца, минздраву пришлось заниматься «в ручном режиме», отметил заместитель министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов. Сбой в обеспечении ребёнка препаратом произошёл из-за того, что врачи увеличили дозировку «Траклира». Дорогой препарат к этому времени уже был закуплен, и минздраву пришлось срочно докупать лекарство. Сделать это, соблюдая установленную законом процедуру, не так просто.

У 14-летнего Саши Петрашова из Братска врождённый порок сердца. Ему уже провели три операции. Сейчас врачи из клиники имени Мешалкина в Новосибирске готовят мальчика к итоговой, четвёртой. Они сделают перегородку в Сашином сердце, восстановят малый и большой круги кровообращения. После этого мальчик сможет жить нормально, хотя никогда не будет полностью здоровым.

Для того, чтобы операция прошла успешно, Саша должен принимать препарат «Траклир». Его назначила врачебная комиссия из клиники Мешалкина, где ребёнок проходит лечение. Препарат входит в список жизненно важных лекарств, поэтому министерство здравоохранения региона должно обеспечивать им пациентов за счёт бюджета.

«Траклир» не подлежит замене, так написано во врачебной выписке Саши. Однако после того, как в январе врачи удвоили дозу препарата, маме мальчика Светлане Петрашовой сказали в поликлинике, что вместо «Траклира» она получит «Базентан».

«Траклир» – дорогое лекарство, одна упаковка стоит от 80 тысяч рублей. «Базентан» – около 15 тысяч, хотя содержит то же самое действующее вещество. Однако «Траклир» – оригинальный препарат, а «Базентан» – дженерик, и как отреагирует на него детский организм – неизвестно.

Саша получал «Траклир» с ноября 2020 года. Как объясняет Алексей Шелехов, препарат в нужной дозировке был закуплен для мальчика заранее. В январе он поехал на плановую консультацию с лечащими врачами в Новосибирск. Там ему удвоили дозировку «Траклира». После возвращения домой Светлана Петрашова передала документы в поликлинику, которая подала новую заявку в министерство на дозакупку лекарства.

Но тут выяснилось, что «Траклира» нет, вместо него Саше предложили принимать «Базентан». Светлана отказалась менять сыну препарат и рассказала о проблеме журналистам. Заведующая детской поликлиникой при городской больнице № 2 Братска Мария Козлова подтвердила, что с обеспечением ребёнка «Траклиром» возникли сложности и вместо него минздрав предлагает прислать другой препарат. Как это отразится на ребёнке – никто заранее сказать не может. Депутат Государственной Думы Александр Якубовский обратился с депутатским запросом в региональный минздрав и прокуратуру.

Об этой ситуации «Восточно-Сибирская правда» написала в прошлом номере. Через несколько дней её прокомментировал заместитель министра здравоохранения Алексей Шелехов.

Он рассказал, что приобретение минздравом лекарственных препаратов жёстко регламентировано. «Вся процедура закупки прописана в федеральном законе, – отметил Шелехов. – В связи с этим препарат закупается заранее, на это уходит время. Для того, чтобы закупить «Траклир» в увеличенной дозировке именно по торговому названию, а не по действующему веществу, необходимо время. Нужно было проделать большой объём работы. Из-за того, что закупка была внеплановой, пришлось регулировать её буквально в ручном режиме. Не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что препарат сознательно не хотят дать ребёнку».

Светлана Петрашова рассказала, что получила две упаковки «Траклира» 26 февраля. Этого хватит на месяц. Алексей Шелехов заверил, что бесперебойное обеспечение мальчика лекарством находится на особом контроле.

Лекарственное обеспечение – очень сложная тема в плане соблюдения требований всех нормативных документов. Например, не все выписанные врачами препараты могут оказаться зарегистрированными в России. До недавнего времени именно так было со «Спинразой», препаратом для лечения от СМА.

Отдельная история с наименованиями препаратов. Часто пациенту нужен конкретный препарат, который имеет определённое торговое наименование. А закон предписывает проводить закупку не по торговому наименованию, а по названию действующего вещества. Из-за этого возникают дополнительные сложности. Кроме того, когда речь идёт о дорогих препаратах, закупка проводится отдельно под каждого пациента – буквально в ручном режиме.

В прошлом году сложности с лекарственным обеспечением детей возникали уже не раз. Это связано как раз с очень сложной процедурой оформления закупок препаратов. Вовремя не получали препараты дети, больные фенилкетонурией, муковисцидозом и СМА. Было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Алексей Шелехов заявил, что проблемы решены на сегодняшний день. Дети получают нужные лекарства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры