издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фемида сменила милость на гнев

Почему лесной бизнес в регионе становится легальным

Разграбление лесных ресурсов на территории региона на протяжении многих лет оставалось одной из самых болезненных проблем. Анализ ситуации в лесном хозяйстве давал неутешительную статистику: число незаконных рубок ежегодно увеличивалось в среднем на 8%. Пик преступлений пришёлся на 2017 год, когда их было выявлено 3267. Тогда же ГУ МВД России по Иркутской области провело очередную реорганизацию подразделений по декриминализации лесной отрасли. Прошло пять лет, пора говорить об её итогах.

Итак, в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области пять лет назад был создан межрайонный отдел по борьбе с организованной преступностью в сфере охраны окружающей среды, а в структуре Главного следственного управления появилось специализированное отделение по расследованию уголовных дел в отношении лидеров и участников лесных ОПГ. На районном уровне тогда же приступили к работе 30 постоянно действующих следственно-оперативных групп, которые стали заниматься выявлением, раскрытием и расследованием преступлений в лесной отрасли. Что это дало?

Объективный контроль

Статистика позволяет сделать осторожный вывод: на таёжном дворе к сегодняшнему дню порядка стало больше. Объём незаконно заготовленной древесины с миллиона кубометров в 2017 году упал к 2021-му до 170 тысяч «кубов». Ущерб, нанесённый государству, тоже снизился почти в пять раз – с 6 миллиардов рублей до 1,3.

Правда, эти статистические отчёты составляют сами правоохранители, и тут возникает вопрос: а можно ли доверять их рапортам об успехах в борьбе с лесными грабителями? Скорее всего, да. Ведь позитивная статистика подтверждается дистанционным мониторингом использования лесов. А это уже средство объективного контроля: с помощью отечественных спутников сегодня контролируется лесозаготовительная деятельность в 34 лесничествах из 37 по области. Непрерывный поток поступающих из космоса данных и возможность сравнивать разновременные снимки одного и того же места позволяют фиксировать любые изменения на лесных территориях и оперативно отслеживать, все ли незаконные вырубки выявлены. До 2017 года по данным мониторинга возбуждалось практически столько же уголовных дел, сколько снимков поступало с орбиты. После реформирования службы по борьбе с лесными преступлениями ситуация изменилась в корне. Каждый год незаконных рубок в регионе регистрируется на 30–40% меньше, и выявляются они, как правило, оперативным путём, без «помощи свыше». Об этом свидетельствуют карточки дешифрирования, число которых постоянно увеличивается.

Можно сказать, что обстановка в лесной сфере несколько стабилизировалась.

И тут прямая связь с ростом количества направляемых в суд дел по «чёрным лесорубам». За последние пять лет к уголовной ответственности за незаконные рубки в регионе были привлечены 3,5 тысячи человек. Но отнюдь не валовые показатели – главное свидетельство перемен в лесной отрасли. Важнее другое: лесные грабители стали получать реальное наказание с отбыванием в исправительных колониях. Ещё в 2013 году в регионе не было ни одного приговора с реальным сроком, а теперь ежегодно за колючую проволоку отправляются десятки «чёрных лесорубов». И не потому, что Фемида вдруг ни с того ни с сего ожесточилась против людей с пилами и топорами. Просто у правоохранителей изменился подход к решению проблемы. Раньше на скамью подсудимых отправлялись всё больше рядовые исполнители преступлений, простые работяги, для которых Уголовный кодекс РФ предусматривает лишь небольшой штраф, в худшем случае – условный срок. Организаторы же теневого бизнеса по распилу тайги оставались безнаказанными. Лишь после реформирования подразделений по борьбе с лесными преступлениями оперативники и следователи переключили на них своё внимание.

Об этом тоже красноречиво свидетельствуют цифры. Большая часть «чёрных лесорубов» (около 60% обвиняемых за последние пять лет) проходили по уголовным делам о преступлениях тяжкой категории. За это время пресечена деятельность более полусотни организованных групп, промышлявших незаконной заготовкой древесины, около 400 участников ОПГ приговорены к реальному наказанию. Только в 2021 году в суд направлено 89 уголовных дел в отношении лидеров и рядовых членов криминальных группировок, которые незаконно вырубали лесные насаждения на территории Иркутского, Эхирит-Булагатского, Зиминского, Тайшетского, Нижнеилимского и Чунского районов.

«Хозяева леса» на строгом режиме

Иркутская область стала первым регионом России, где под суд пошли лидеры преступных сообществ с многоуровневой иерархической структурой, организовавшие хищническую вырубку деловой древесины в промышленных масштабах. На счету правоохранителей уже четыре уголовных дела по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества) в отношении лесной мафии, прежде считавшейся неуязвимой. Новый этап противостояния начался с дела Дмитрия Антонова по прозвищу Антончик, которого местные называли не иначе как «хозяином леса» – без его ведома и разрешения в зелёную зону Иркутска заходить с лесозаготовкой не позволялось никому. В конце 2020 года за 12 незаконных рубок с ущербом 18 миллионов рублей, совершённых в составе созданного им криминального сообщества, глава лесной империи получил 13 лет колонии строгого режима и штраф в полмиллиона рублей. В ходе предварительного следствия у главного фигуранта уголовного дела было изъято имущество, которое по стоимости значительно перекрыло ущерб, причинённый министерству лесного комплекса Иркутской области.​ ​

Вслед за первым масштабным делом о лесной мафии, завершившимся обвинительным приговором, в суды отправились сотни томов с доказательствами преступной деятельности столь же сложных по структуре и рассчитанных на длительное существование организаций «чёрных лесорубов». Так, в Нижнеудинском районе были установлены участники преступного сообщества во главе с жительницей Алзамая Светланой Игониной. 36-летняя атаманша вовлекла в криминал собственного мужа и знакомых. Она сама финансировала структурные подразделения своего предприятия, ежемесячно выплачивала подчинённым вознаграждения и не забывала направлять средства на развитие бизнеса. Планы у предприимчивой женщины были большие, но, несмотря на меры конспирации, бизнес её вскоре накрылся: руководительница и подчинённые были задержаны. Доказано, что за 10 месяцев 2016 года они успели незаконно заготовить 800 кубометров древесины, причинив государству ущерб на 5 миллионов рублей. В августе 2019 года на скамье подсудимых оказались три десятка обвиняемых по 28 эпизодам уголовного дела. Один из организаторов ОПС, подписавший досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, уже отправился отбывать свой срок – 7 лет лишения свободы. 14 рядовых членов бригад получили от 3 до 5 лет колонии. В отношении лидера и наиболее активных участников преступного сообщества судебное разбирательство продолжается.

Важное звено криминальной цепи

Ещё одно организованное преступное сообщество выявлено в Зиминском районе. Осенью 2018 года местный предприниматель Олег Комарских объединил криминальные группировки, длительное время занимавшиеся незаконными рубками на территории Зиминского лесничества, в единое предприятие. 13 активных членов ОПС, как подтвердилось в ходе следствия, совершали тяжкие преступления под прикрытием легальной деятельности ООО «Норд-Стар» и индивидуальных предпринимателей: незаконно заготавливали деловые сорта древесины, осуществляли их переработку и отправку на экспорт. Сам Комарских, как и положено начальнику, разрабатывал планы предприятия и создавал условия для «трудовой деятельности», регулируя денежные потоки. На территории принадлежащей ему базы не только хранилась и ремонтировалась большегрузная техника, но и распределялись обязанности подчинённых при совершении преступлений.

Управленческое звено из четырёх ближайших помощников начальника отвечало за обеспечение и функционирование лесного треста в целом. На руководящие должности среднего звена Олег Комарских пригласил главарей местных ОПГ. Одна из ведущих должностей досталась специалисту территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству. Вопреки интересам службы он регулярно предоставлял соучастникам информацию о рейдовых мероприятиях, помогал прятать следы преступлений, прикрывал незаконные рубки в особо крупном размере. В таком виде организованное преступное сообщество успешно действовало до октября 2019 года, когда его деятельность была пресечена сотрудниками полиции. Во время обысков изъято и помещено на штраф-стоянку 14 грузовых и легковых автомобилей, в том числе премиум-класса. В качестве вещественных доказательств к делу приобщены бензопилы, радиостанции, мобильные телефоны, компьютерная техника, различные печати и бланки. За год с небольшим фигуранты совершили 22 незаконные рубки общим объёмом 2,8 тысячи кубометров. Лесному фонду РФ причинён ущерб на сумму 18,2 миллиона рублей.

Понятно, что преступления, совершённые организациями «чёрных лесорубов», – лишь одно звено в криминальной цепи, опутывающей лесную сферу. Но это важное звено. Повышение эффективности выявления и расследования хищнического истребления леса крупными криминальными организациями наряду с перекрытием каналов сбыта незаконно заготовленной древесины, массовыми профилактическими рейдами в лесу с изъятием техники, наказанием мздоимцев, маскирующихся под защитников природы, дают результат: лесной бизнес в регионе становится легальным.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры