издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Эффект рикошета»

Онкологи ждут неприятных сюрпризов после окончания ковидного периода

Не исключено, что после окончания пандемии в Иркутской области вырастут выявляемость рака, запущенность случаев, а вместе с ними – смертность от этой болезни. Такую точку зрения на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню борьбы против рака, высказал главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Роман Зубков. По его словам, сейчас в российских регионах отмечается снижение показателей заболеваемости и смертности. В дальнейшем может случится «эффект рикошета». «Хотел бы ошибиться в своих прогнозах, но вряд ли», – отметил специалист.

Половина случаев выявляются на ранних стадиях

Уровень заболеваемости раком в Иркутской области составил 500 человек на 100 тысяч жителей по итогам 2021 года, это выше, чем в среднем по России. По сравнению с другими регионами цифры средние. То есть Приангарье находится в середине списка в целом по стране. «Мы надеемся, что они (высокие показатели. – Прим. авт.) связаны с большей выявляемостью, – рассказал на пресс-конференции главный врач ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», кандидат медицинских наук Роман Зубков. – Последние 1,5 года по всей России наблюдается снижение показателей заболеваемости. Думаем, что оно не истинное, речь идёт о недовыявлении, которое в будущем себя проявит».

В 52% случаев злокачественные новообразования выявляются на 1-2 стадиях, когда лечение стандартное и приводит к выздоровлению. «Это усреднённые цифры в целом по области, – подчеркнул Роман Зубков. – Однако для одних локализаций этот показатель может составлять 60%, для других – 42%. Много запущенных форм и 4-х стадий, здесь многое зависит от локализации рака. Даже 4 стадия не означает, что человека не нужно лечить. Бороться нужно до конца!»

Если в 1980-х годах в Приангарье чаще всего выявлялся рак желудка, который занимал 1-2 места наряду с раком лёгкого, то сейчас ситуация изменилась – он на 6 месте, а тройка «лидеров» выглядит так: рак кожи, лёгкого, молочной железы. Однако по смертности рак желудка в Иркутской области находится на втором месте. В целом этот показатель в регионе составил в прошлом году 209 случаев на 100 тыс. жителей. «Это большое снижение, – рассказал главный врач областного онкологического диспансера. – Оно наблюдается во всех российских регионах».

– К сожалению, предполагаем, что оно также связано со снижением выявляемости из-за сокращения объёмов диспансеризации. Эту ковидную тенденцию отмечают во всех регионах страны. Возможно, случится «эффект рикошета»: как только закончится эпидемиологическое неблагополучие, вырастут выявляемость, запущенность случаев и вместе с ними смертность. Хотел бы ошибиться в своих прогнозах, но вряд ли», – отметил эксперт (в 2020 году показатели смертности от рака в регионе составили 268 человек на 100 тысяч населения, что значительно больше, чем в 2019 году – 218,7 человека на сотню тысяч жителей. – Прим. авт.).

Ковид «убил» профосмотры

Роман Зубков отметил, что в период пандемии коронавируса в регионе, да и по всей России в целом, «трудно работает диспансеризация». «Раньше люди приходили на диспансеризацию, – рассказал он. – Сейчас не всегда удаётся организовать её в прежнем объёме. Оборудование тут не поможет, вопрос организационный. Мы прикладываем усилия». Ранее на эту тему более жёстко высказывалась главный внештатный онколог минздрава региона, президент ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» Виктория Дворниченко.

– В предковидный и ковидный годы у нас была некоторая тенденция к снижению смертности, однако из-за коронавируса мы потеряли всё. Ковидная инфекция «унесла» дисциплину посещения медицинских учреждений, она «убила» все профосмотры в регионе. Многие побоялись прийти к нам из-за ковида. Люди с онкологией потеряли почти год, который теперь играет не в их пользу, – рассказывала Виктория Дворниченко на пресс-конференции в январе 2021 года, сообщают СМИ.

В регионе работает федеральная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями, действующая до 2024 года. «В рамках программы приобретается новая тяжёлая техника, что позволяет расширить диагностическую и лечебную базу. В онкологический диспансер в Усолье-Сибирском планируется поставить линейный ускоритель, это современный аппарат для лучевой терапии, – рассказал Роман Зубков. – Кроме того, там же запускается компьютерный томограф для разметки опухолевых процессов». Отвечая на вопрос по строительству радиологического корпуса, эксперт отметил, что сейчас работы ведутся на уровне фундамента. «Они идут, а какие сроки (сдачи объекта. – Прим. авт.) – надо спросить у специалистов (то есть у строителей)».

Выступающий отметил, что в онкологическом диспансере работает специальный отдел телемедицинских технологий: «В 2020 году было проведено 18 консультаций с помощью телемедицины, в 2021 году – более 200. В 2022 году можем выйти на 600-800. Кроме того, растёт число консультаций с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, мы всё чаще обмениваемся информацией. Это очень удобно, безопасно и экономично. Нет необходимости преодолевать более 5 тысяч километров, чтобы получить консультацию или ответ на вопрос».

Отвечая на вопрос о кадрах, главврач онкодиспансера рассказал, что «самая большая проблема – врачи-анестезиологи, потому что ковидная история забрала на себя подготовленных реаниматологов и анестезиологов». По остальным специальностям дефицита нет, ведь в регионе работают две базы для подготовки врачей соответствующих специальностей – ИГМУ и Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования. «Молодёжь идёт к нам, но в последние десятилетия все хотят стать химио- или радиотерапевтами, а меня, как хирурга по профессии, очень огорчает, что молодёжь не хочет идти в хирурги-онкологи».

Бросайте курить!

Меры профилактики злокачественных заболеваний, по словам Романа Зубкова, очень просты и известны всем. Диспансеризация позволяет выявить болезнь на ранних этапах. «Не курите! – сказал эксперт. – Причём это относится не только к обычным сигаретам, но и к электронным сигаретам, испарителям, кальянам и так далее. Занимайтесь спортом! Ожирение 3 степени и выше – канцерогенный фактор. Кроме того, есть специальные профилактические программы – вакцинопрофилактика рака шейки матки, программа по раку желудка и так далее».

На тему профилактики высказалась и главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Любовь Дроздова. Материал опубликован на официальном сайте Минздрава РФ. «Человек способен самостоятельно сократить риск развития рака почти на 70% благодаря здоровому образу жизни. Однако очень часто наши граждане, услышав три заветные буквы – ЗОЖ, не воспринимают эту идею всерьёз: якобы это что-то про моду, фитнес-центры и питание не для всех».

По словам эксперта, речь идёт о физической активности, хорошем питании и отсутствии вредных привычек. Важно не забывать о так называемой онконастороженности, регулярно проходить диспансеризацию и медосмотры. Сделать это можно начиная с 18 лет по полису ОМС.

Замдиректора НМИЦ онкологии имени Блохина Минздрава России Александр Петровский отметил, что ещё пять лет назад в системе ОМС на лечение пациентов с онкологическими заболеваниями в год тратилось порядка 100 млрд рублей, сейчас эта сумма выросла в три раза.

«В среднем у каждого четвёртого человека, скорее всего, возникнет та или иная злокачественная опухоль. Но это не должно создавать глобальную проблему для пациента. Уже сейчас мы вылечиваем более половины всех опухолей. Если человек заболеет, то с большой вероятностью, особенно если опухоль выявлена на ранней стадии заболевания, он выздоровеет. Если нет, мы найдём эффективный способ для полноценной, качественной жизни», – отметил эксперт.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры