издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога к нормативу

На заседании совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований обсудили тему строительства и капремонта автодорог

Опорную сеть автомобильных дорог, которые стратегически важны для экономики региона, формируют в Иркутской области. Уже готов перечень из 15 региональных трасс. К лету 2022 года в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области утвердят список дорог местного значения. А к 2030 году 85% опорной сети необходимо привести в нормативное техническое состояние. Реализацию этого плана обсуждали на заседании совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, которое состоялось 1 февраля.

В силу своих размеров Иркутская область входит в первую десятку регионов России по протяжённости автомобильных дорог – 31​ 156 км. Львиная их доля – 17​ 526 км – приходится на местные дороги, ещё 11​ 946 км – на региональные. Общая длина трёх федеральных трасс – «Сибири», «Байкала» и «Вилюя» – в границах региона составляет 1684 км. Две трети из них при этом находятся в нормативном техническом состоянии. «По региональным дорогам ситуация значительно хуже, – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. – 33% из них сегодня соответствуют нормативу». Соответствующая доля дорог местного значения составляет 43,2%.

Тому есть объективные причины. Председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного Собрания Иркутской области Виктор Побойкин, в частности, обратил внимание на разницу в расходах на обслуживание трасс разных категорий. «Самая большая проблема – фактическое наполнение норматива, который сегодня выделяется на содержание автодорог регионального значения, – подчеркнул он. – Мы все понимаем: несмотря на то что норматив в Иркутской области и без того далеко не самый высокий в стране, его наполнение за 2021 год было 22%. То есть фактически компании, которые занимаются содержанием конкретного километра автомобильных дорог, получают 22% запланированных денег». В 2022 году расходы существенно увеличены, однако этого недостаточно. «Когда мы говорим о том, что не финансируем даже половину норматива, вести речь о качественном содержании дорожного полотна, на мой взгляд, нелогично», – заключил Побойкин.

Дело техники

С этим согласен мэр Жигаловского района Игорь Федоровский. Через территорию района проходит региональная дорога Жигалово – Казачинское, которая обеспечивает связь с северными территориями Иркутской области, а также юго-западом Якутии. Эта дорога активно используется для освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. «При обустройстве Ковыкты интенсивность движения возросла в десятки раз, – рассказал Федоровский. – Автопоезда массой 110 тонн, которые на других трассах встречаются в единичных случаях, у меня проходят ежедневно. Вырубка лесов в районе – 2,5 миллиона кубометров в год. Так как железной дороги нет, всё доставляется автомобильным транспортом: современная машина, «Скания» или «Вольво», везёт 90 «кубов» лиственницы, у которой плотность почти единица, плюс 20 тонн сам тягач и прицепы. Когда завозят технологическое оборудование на Ковыкту, там вообще до 130–140 тонн проходят негабаритные автопоезда».

После того как в июне 2021 года движение транспорта было ограничено из-за повышения уровня грунтовых вод, комиссия, обследовавшая дорогу, признала, что та находится в неудовлетворительном состоянии. Для того, чтобы привести её в проезжее состояние, требуются срочные меры. В то же время при существующей интенсивности движения сил явно недостаточно даже для решения повседневных эксплуатационных задач. «Оснащение Жигаловского участка [Качугского филиала АО «Дорожная служба Иркутской области»] – пять самосвалов, грейдозер, бульдозер и три грейдера, два из которых не могут дойти до конца дистанции пути, чтобы, не сломавшись, вернуться назад, – констатировал Федоровский. – Конечно же, нужно увеличить группировку, приобрести новую технику. И вообще больше внимания уделить этой дороге, потому что она фактически является транспортной артерией для всех северных территорий».

Та же проблема характерна и для других муниципалитетов. «Столкнулись недавно с тем, что в Чунском районе вообще отсутствовала техника, – сообщила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова. – Проблему решили, началась отладка процесса. Жители теперь могут видеть, где дороги чистятся. Но у нас много других маленьких территорий, которые обслуживаются силами Дорожной службы Иркутской области». Оснастить их техникой стоит не так дорого. Но затраты на то, чтобы привести все автомобильные дороги в Иркутской области в нормативное состояние, оцениваются в 900,2 млрд рублей. Это всего на четверть меньшей той суммы, которая предусмотрена в федеральном бюджете на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в ближайшие три года – 1,2 трлн рублей. И в сотни раз больше того, что тратят на его выполнение в Иркутской области. Так, в 2022 году на ремонт автодорог по национальному проекту в Приангарье направят 10,1 млрд рублей, из которых 7,4 миллиарда придётся на долю областного бюджета, а 700 миллионов израсходуют местные бюджеты. За счёт этих средств в нормативное состояние приведут 300 км трасс. Это на 60 км больше, чем было в 2021 году.

«Меньше вопросов, больше понимания»

В то же время Транспортная стратегия России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предполагает, что к 2030 году нормативным требованиям должны соответствовать 80% автомобильных дорог общего пользования. Есть и соответствующее президентское поручение. В Иркутской области одними из первых начали формировать опорную сеть автомобильных дорог. Они составляют транспортный каркас региона и играют стратегическую роль для его экономики.​ Как следствие, их ремонт и эксплуатацию финансируют в приоритетном порядке.

Пока утверждён перечень региональных дорог, которые входят в опорную сеть. Это трассы Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово, Жигалово – Казачинское, Киренск – Казачинское, Усть-Кут – Киренск, Усть-Кут – Уоян, Иркутск – Листвянка, Иркутск – Оса – Усть-Уда, Иркутск – Большое Голоустное, Тайшет – Чуна – Братск, Братск – Усть-Илимск, Баяндай – Еланцы – Хужир, Черемхово – Голуметь – Онот и Черемхово – Свирск. Всего 2211 км, половина из которых, как показала диагностика, находятся в нормативном состоянии.

Опорную сеть местных дорог, в свою очередь, сформируют в 2022 году. В неё включат связи с 45 населёнными пунктами – городскими округами, районными центрами и поселениями, в которых насчитывается более 6 тыс. жителей. Перечень планируют утвердить к июню нынешнего года. Парламентарии настаивают на том, что к его разработке необходимо привлечь депутатский корпус и представителей местных администраций. «Карту опорной сети региональных дорог мы не получали – я её увидел только сейчас, во время презентации, – заметил Виктор Побойкин. – Если обратить внимание на 15 дорог, которые в неё вошли, то можно увидеть, что ниже федеральной трассы [«Сибирь»] нет ни одной. Увидел только трассу Черемхово – Голуметь – Онот [в Черемховском районе], но нет ни Усольского района, ни Заларинского. Хотелось бы, чтобы в таких больших темах, как опорная сеть, участвовал депутатский корпус. Хотя бы для того, чтобы потом, когда мы будем осуществлять депутатский контроль, меньше было вопросов и больше понимания».

Председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС ещё раз напомнил о том, что особое внимание необходимо уделить тем дорогам, по которым проходят маршруты школьных автобусов, и подъездам к медицинским учреждениям. Его поддержал председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. Это обстоятельство учитывается при формировании опорной сети, но есть и другие аспекты, которые при этом в расчёт не берут. «У нас дороги, особенно в северных территориях, таковы, что по ним ездит много людей, но на всём их протяжении нет ни одного туалета, – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. – Сегодня мы обсуждаем вопросы об инновационных технологиях в дорожном строительстве, но давайте подумаем ещё и об этом». Лобанов в ответ сообщил, что это обстоятельство учтут в концепции развития придорожного сервиса, которую разрабатывают по поручению первого заместителя председателя правительства Иркутской области Руслана Ситникова. «Сразу обращу внимание на трудности, – добавил он. – Это, конечно же, содержание. Мы говорим про сложности, связанные с содержанием дорог, а представьте себе, каково это – содержать на удалённых расстояниях пункты гигиены. Есть первостепенные задачи, которые перед нами стоят, второстепенные и третьестепенные. Этот вопрос во второй очереди – в ближайшее время мы все дороги не оснастим туалетами».

Ожидая предложений с мест

А средства на то, чтобы начать приводить в нормативное состояние дороги опорной сети, предусмотрят уже в бюджете 2023 года. Только на региональные трассы до 2030 года планируют направить 40 млрд рублей. За счёт этих средств к нормативу приведут 85% из них. Такой же к 2030 году будет и доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в нормативном состоянии. Поскольку перечень тех из них, которые включены в опорную сеть, пока не готов, не определён и необходимый для этого объём средств.

По итогам заседания совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований к планированию рекомендовали подключить депутатов ЗС и местные администрации. Кроме того, предложено запросить актуальную информацию с территорий. То же касается предполагаемых ремонтов и проектирования дорог, которые не попали в опорную сеть. «В рамках работы совета просим представителей муниципальных образований прислать свои предложения, касающиеся строительства и ремонта дорог, – подвёл председатель ЗС Александр Ведерников итог заседания. – Они также будут оставаться на контроле профильного комитета по строительству и дорожному хозяйству».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры