Новый адрес кукольного дома
Музей советской игрушки, вынужденно закрывшийся в Листвянке, переехал в центр Иркутска
Частный музей «Кукольный мир детства» откроет двери на улице Урицкого в Иркутске 3 января. На первой выставке, с которой начнётся его работа, представлено около тысячи экспонатов – это советские фабричные игрушки, выпускавшиеся с двадцатых годов прошлого века по начало девяностых. Все они взяты из коллекции Оксаны Токмаковой. Когда-то куклы, которых она систематически собирает, были выставлены в частном музее в Листвянке, который пришлось закрыть из-за конфликта с Росреестром, спровоцированного предыдущей администрацией посёлка. Грустная история тем не менее закончилась благополучно, чему сильно поспособствовала мэрия Иркутска.
«Музей – это же и история, и культура, и наши традиции, и, несомненно, субъективное отношение, – замечает начальник Управления культуры администрации Иркутска Антон Чернышов. – Вот за моей спиной абсолютно случайным образом оказался такой же Буратино, который был в доме моей бабушки Анны Петровны и которым я играл. И я понимаю, что, когда в этот музей придут родители, их отсюда невозможно будет увести, потому что это их игрушки, их детство». Среди тысячи экспонатов выставки «Жили-были куклы и люди» любой, кому за тридцать, наверняка найдёт что-то родное. А во всей коллекции Оксаны Токмаковой больше 4 тысяч игрушек. По большей части это советские фабричные куклы, выпускавшиеся с двадцатых годов прошлого века до самого начала девяностых. «Мягкая игрушка – это отдельная большая тема, так что мишки и зайчики, которые есть, оказались здесь по случаю, – подчёркивает Оксана Викторовна. – Игрушки для мальчиков я тоже не собираю – по машинкам и тому подобному есть другие специалисты, но они тоже попали сюда постольку-поскольку».
Игрушки со смыслом
Коллекционировать кукол Токмакова начала лет 10–15 назад. Толчком послужила открытка шестидесятых годов «Мальчик с баранками». На ней изображена одноимённая сувенирная кукла, выпущенная в 1947 году к 800-летию Москвы. Основой для сувенира, в свою очередь, послужил Андрюшка – игрушка, которую массово выпускала столичная фабрика имени 8 Марта. Его, к слову, обряжали в форму футболистов «Спартака» и «Динамо», как-то он даже превратился в сказочного персонажа Емелю. Была у многогранного Андрюшки и сестра Танюшка – парная кукла, с которой они одновременно появились в сороковых годах прошлого века. Обоих создала художница Маргарита Вильям. Она же разработала серию игрушек по мотивам сказки Джанни Родари «Чипполино», которая увидела свет в 1957 году, за четыре года до советского мультфильма. Практически все персонажи из неё – от храброго мальчика-луковки и скромного кума Тыквы до чопорного адвоката Горошка и грозного синьора Помидора – есть в коллекции Токмаковой. Не хватает разве что служанки Землянички.
На соседней полочке в той же витрине выставлена другая представительница царства растений – кукуруза-чудесница. Её тоже выпустили в пятидесятых вместе с мультфильмом, который рассказывал самым маленьким о затеянной Хрущёвым кампании. Рядом стоит совсем не детский персонаж – бравый солдат Швейк. По всей видимости, кому-то показалась неплохой идея объяснить самым маленьким бессмысленность «империалистической» первой мировой войны на примере комического персонажа. Особенно на контрасте с героем освободительной Великой Отечественной Василием Тёркиным, созданным той же Маргаритой Вильям. Так что в игрушках тех лет легко усмотреть идеологию. «Это слово не так страшно, если разобраться, что оно означает просто идею или смысл, – рассуждает Токмакова. – Так вот, в эти игрушки был заложен простой человеческий добрейший смысл: из мальчика растили мужчину-защитника, а из девочки – женщину-хозяйку, женщину-мать. Кукла выполняла роль ребёнка, на которого проецируются будущие материнские чувства, вместе с ней использовалось всё то же самое, что впоследствии могло пригодиться во взрослой жизни».
В фабричной советской игрушке, которая должна была быть максимально простой и приспособленной к условиям массового производства, идеология удивительным образом сочеталась с искусством. Подтверждением тому служат куклы Льва Разумовского, которые часто покупали как заменители фарфоровых фигурок, созданных им для ЛФЗ. Из той же серии – шаржевые клоуны Карандаш, Олег Попов и Юрий Никулин авторства Александра Долинного-Мудрика. По другой версии, их создал Лев Сморгон – «отец» Карлсона, явно вдохновлённого Спартаком Мишулиным. Кукла вышла настолько удачной, что её одобрила Астрид Линдгрен.
Вынужденный переезд
Все эти и многие другие куклы есть в коллекции Оксаны Викторовны. В какой-то момент их стало столько, что эпизодических выставок в Усолье-Сибирском, Ангарске и Иркутске оказалось недостаточно – пришла пора создавать свой музей. Его организовали в доме, который Токмаковы купили в Листвянке в 2013 году. Открытие состоялось 1 декабря 2014 года, под занавес Года культуры в России.
Музей, созданный в том числе благодаря субсидии из областного бюджета, без проблем проработал менее пяти лет. Дело в том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, проведя проверку в марте 2018 года, пришло к выводу, что земельный участок, который принадлежал Оксане Токмаковой и её мужу Владимиру, использовался не по назначению. Говоря казённым языком, инспектор Росреестра сделал такой вывод, после того как провёл визуальный осмотр земли, отведённой для личного подсобного хозяйства, установил, что на ней возведено двухэтажное кирпичное здание с надворными постройками, и изучил интернет-сайт музея «Куклы советского детства». Супругов Токмаковых оштрафовали на 10 тыс. рублей и выдали предписание устранить выявленные нарушения.
Год назад в региональном Управлении Росреестра на запрос нашей газеты сообщили, что поводом для проверки послужило «обращение гражданина РФ, содержащее информацию о признаках нарушений земельного законодательства». В материалах Арбитражного суда Иркутской области, в который Токмакова обратилась с иском к ведомству, указано, что оно исходило от Собенина Д.А. В Едином государственном реестре юридических лиц можно найти информацию о предпринимателе Денисе Анатольевиче Собенине, который учредил ООО «УК «Ваш Дом» вместе с Виктором Синьковым. Последний возглавлял юридический отдел администрации Листвянки, когда мэром посёлка был Александр Шамсудинов. В настоящее время Иркутский районный суд рассматривает уголовное дело против Шамсудинова, которое возбудили за то, что в 2017 году он незаконно выдавал разрешения на строительство индивидуальных жилых домов в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. До того бывший глава посёлка был фигурантом другого уголовного дела – за превышение должностных полномочий при выдаче разрешений на строительство 37 объектов, в том числе отеля «Мандарин», возведённого на участке под жильё с расчётом на китайских туристов. Гостиница появилась через дорогу от дома Токмаковых четыре года назад, в декабре 2017-го. Когда она заработала, Оксана Викторовна и её соседи подали заявление в прокуратуру, настаивая на проведении комплексной проверки объекта. Впоследствии «Мандарин» по суду признали незаконной постройкой и постановили снести.
Тем временем Токмаковы попытались оспорить предписания регионального Управления Росреестра: Владимир, как предприниматель, пошёл в арбитраж, Оксана – в суды общей юрисдикции. Четвёртый арбитражный апелляционный суд встал на сторону супругов, среди прочего сославшись на постановление Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года, в котором разъясняется, что законодательство допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности без его перевода в статус нежилого. Свердловский районный суд также подтвердил правоту Токмаковой, однако Иркутский областной суд удовлетворил апелляцию Управления Росреестра. Разбирательство дошло до Верховного суда, который не учёл аргументы арбитража и принял решение в пользу ведомства. В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, в свою очередь, предложили два выхода из ситуации: либо межевание участка в Листвянке, чтобы отвести его часть под предпринимательскую деятельность, либо изменение вида разрешённого использования земли.
Профессиональные специалисты отмечают: проблем можно было бы избежать, имей «Куклы советского детства» официальный статус музея. Но он предусматривает определённые требования к хранению фондов, пожарной безопасности и многому другому, выполнить которые в состоянии далеко не каждый частник. «Я просто сдалась, – рассказывает Токмакова. – К тому же иски и проверки – всё шло на мужа. Ко мне претензий не было – Росреестр появлялся, проходил мимо меня, как мимо стенки, и обращался к нему: «Музей закройте». Ну я его и закрыла».
«Одна из точек притяжения, я уверен»
Решение, принятое в последних числах августа 2020 года, не стало концом истории. На ажиотаж в социальных сетях и СМИ, вызванный закрытием музея, обратил внимание мэр Иркутска Руслан Болотов. «Он дал поручение разобраться в ситуации и помочь, – вспоминает Чернышов. – Процесс был непростой, временами казалось, что дойти до благополучного результата будет сложно». Для начала нужно было создать отдельное юридическое лицо. Так появилось частное учреждение культуры – музей «Кукольный мир детства», который возглавила Токмакова. На старте ему в значительной степени помог фонд поддержки НКО «Новый Альянс».
Ещё одной непростой задачей стал поиск помещения для музея, которое можно было бы арендовать на льготных условиях. «Выбор был небольшой, потому что сейчас их не так много в муниципальной собственности, – говорит начальник Управления культуры администрации Иркутска. – Но нам повезло найти помещение на Урицкого. Сейчас мы многое делаем для того, чтобы улица получила второе рождение. В силу разных причин она несколько растеряла своё значение одной из главных пешеходных артерий города, но есть шанс, что оно вернётся. Здорово, что здесь открывается музей кукол, это будет одна из точек притяжения, я уверен».
Его точный адрес: улица Урицкого, 11б. Заработает музей 3 января 2022 года – нужно ещё снабдить все экспонаты этикетками и завершить некоторые другие работы. Пока дело ограничилось тем, что журналистам представили выставку «Жили-были куклы и люди». Её стремились открыть до конца 2021 года: во-первых, Иркутск празднует 360 лет с момента основания, во-вторых, московской фабрике игрушек имени 8 Марта (точнее, артели «Всё для ребёнка», из которой она выросла) исполнилось бы 100 лет, если бы она не прекратила своё существование в 2001 году. «Название выставки символичное, звучит как «в некотором царстве, в некотором государстве», – объясняет Токмакова. – Потому что нет уже того государства – оно стало историей. Поэтому игрушки, с ним связанные, теперь можно посмотреть только в музее».