издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Шульгин: «Иркутскость» должна работать на созидание, а не на разрушение»

В ближайшие годы в Иркутской области начнут работу 11 вертикальных ферм, где будут расти зелень, специи, овощи и клубника. В год планируется собирать по 13 урожаев, которые курьеры будут доставлять подписчикам. Также в 2022 году запланировано открытие проектного офиса и гастробара в стиле «сибирский лофт», который должен стать местом неформальных встреч для молодёжи и экспертов. Это всего лишь часть проектов, которые планирует реализовать в Иркутске известный композитор, уроженец нашего города, визионер и инвестор, владелец группы компаний «Фамилия» Александр Шульгин. Об этом он рассказал в интервью нашей газете.

«Все благодаря моей маме»

– Несколько раз в своих интервью я говорил о том, что мечтаю вернуться в Иркутск. Похоже, возращение состоялось. Всё благодаря моей маме: раньше она прилетала ко мне в Москву, мы были вместе месяц или больше. Тогда я был довольно редким гостем в Иркутске, но, когда мама не смогла по причине возраста летать на самолётах, я стал приезжать сюда гораздо чаще – раз в 1,5 месяца. А так как я считаю, что мужчине невозможно быть без дела, поэтому время от времени, видя и переживая о том, в каком состоянии сейчас моя малая родина, задавал себе вопрос: «Что я могу сделать для развития своего региона?»

В 2019 году я привёз сюда свой международный бизнес-форум rASiABaikal, до этого форум rASiA.com успешно проводился в Москве начиная с 2012 года. Эта площадка создана для обмена новейшими технологиями и опытом между предпринимателями со всего мира. Участники обсуждали последние инновации, возможности для сотрудничества, делились своими историями успеха и демонстрировали возможности инновационных технологий.

Это был последний допандемийный год, форум прошёл на высоком уровне. В прошлом году мероприятие состоялось в гибридном режиме – офлайн и онлайн. Тогда же было озвучено, что Иркутску просто необходимы новые прорывные технологии. Для меня очевидно, что столица Восточной Сибири отстаёт по своему развитию на 5–10 лет: то, что уже не актуально в Европе и Азии, у нас только-только начинает адаптироваться. Причину я вижу в том, что здесь всё новое воспринимается со скептицизмом.

В Иркутске необходимо создать центр трансфера технологий или проектный офис для того, чтобы внедрять самые передовые инновации, доказавшие свою эффективность, одновременно с другими странами. Как только новые технологии получили признание и подтверждение и начали развиваться по миру, они сразу же должны появиться в Приангарье. Не допускать пяти-десятилетних отставаний, а двигаться в ногу со временем – вот главная цель нашего проектного офиса.

Молодёжь очень быстро схватывает тренды, а в связке с инвесторами она может реализовать здесь много интересных проектов. Тем самым «иркутскость» будет работать не на разрушение, которое мы наблюдаем последние 20–25 лет, а на созидание.

Город ондатровых шапок и золотых зубов

– Хочу отметить, что деньги на внедрение этих самых инноваций в Иркутске есть. Есть в Приангарье достаточно много потенциальных инвесторов, которые не знают, как со своими деньгами умно работать: вкладываться в недвижимость уже не так выгодно, торговые центры и магазины становятся не нужны в этом мире. Нужны новые идеи и технологии. И мы будем помогать инвесторам-землякам и приглашать инвестировать в новые проекты совместно.

Я часто езжу по стране, вижу, как вырывается вперёд Бурятия, какой становится Якутия, как сейчас развивается Красноярск. Студентом я часто ездил туда к друзьям. Тогда это был город ондатровых шапок, золотых зубов и мохеровых шарфов. Иркутск по сравнению с ним был продвинутым, европейским городом. Здесь было много молодёжи, а по числу иностранных туристов он занимал третье место в России, их было больше, чем в Санкт-Петербурге. Что мы наблюдаем сейчас? Люди уезжают отсюда в Красноярск.

Сейчас Москва стала мегаполисом № 1 в мире. Кто её так поменял? Мэр Сергей Собянин, строители? Нет! Это сделала молодёжь, которая открыла в городе десятки тысяч кафе, ресторанчиков, баров, магазинов, салонов. Это предприятия, где трудится от 2 до 200 человек. Да, есть хорошие рестораны, где работает до 200 человек. Такое заведение может приносить 30 миллионов рублей прибыли в месяц совершенно спокойно.

Дроны и облачные технологии

– Гидропоника и аэропоника – передовые технологии, которые мы уже внедряем в Иркутске. Гидропоника – это способ выращивания растений без почвы. Питание они получают из раствора, окружающего корни. Аэропоника позволяет выращивать растения в воздушной среде без использования почвы, а питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля. Эти способы более экологичные, в отличие от теплиц они не используют химикаты и не выбрасывают в атмосферу СО2.

При этом растения находятся в идеальных условиях по насыщению питательными веществами, влажности, температуре, освещённости. Эти параметры меняются в течение часа. Такой подход позволяет получать урожай каждые 26–28 дней, 13 урожаев в год. Первая ферма строится на участке в Ленинском районе Иркутска, там будут расти 34 вида салатов и трав: руколла, базилик, мята, салаты «Айсберг», «Фризе» и так далее. Всего 180 тонн зелени в год. Сейчас на площадке идут ремонтные и пуско-наладочные работы, управление будет осуществляться посредством облачных технологий, мониторинг будет вестись с помощью дронов.

На второй ферме будет выращиваться клубника, на третьей – огурцы, помидоры и другие овощи. До 2025 года в планах построить минимум 11 ферм в Иркутской области, 5 в агломерации Иркутск – Шелехов, 2 в Братске, а также в Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Байкальске и так далее. Проект называется «Сибирские фермы», у каждой будет своё название. Первая будет называться «Ямга», и заработает она в апреле 2022 года, вторая, клубничная, – в октябре.

Следующие фермы будут рассредоточены по Иркутску так, чтобы путь до подписчика был максимально коротким. Да, мы планируем реализовывать зелень, клубнику и овощи именно по подписке. Каждые 2-3 дня курьеры будут доставлять клиентам пакеты. Это позволит не допустить затоваривания в рознице. Свою миссию мы видим в том, чтобы не только внедрять в регионе передовые технологии, но также создавать новые рабочие места и обеспечивать население качественной зеленью, клубникой и овощами. Отставание по потреблению зелени в Сибири составляет 13-14 раз от средиземноморских стран, где не садятся за стол без салата и зелени.

Такие технологии уже активно работают в мире. Например, у компании IFarm, акционером которой я являюсь, таких ферм уже десяток, ещё десяток откроется в 2022 году в регионах России. Также у компании есть фермы в Европе и на Ближнем Востоке.

«В стиле «сибирский лофт»

– Средства на строительство фермы получены с помощью инвестиционной компании, которую мы с партнёрами открыли в Иркутске. Второй проект, профинансированный компанией, связан с индустрией гостепримства (HoReCa). Новый гастробар разместится на улице Свердлова. Зал-трансформер будет оформлен в специально созданном стиле «сибирский лофт». Предполагается, что он станет также местом для неформальных встреч молодёжи с экспертами в различных областях – экономики, культуры, медиа, квантовых вычислений, биотек и так далее.

Сервис со знаком «минус» – одна из самых больших бед Иркутска. «Иркутскость» мешает гостеприимству. Понятия, что ты работаешь в сервисе гостеприимства, то есть обслуживания, нет вообще. В 2019 году к нам на форум приехали 127 иностранцев, двое прилетели на частных самолётах и не смогли здесь найти сервис соответствующего уровня. Они были просто в шоке, общение было на уровне «где карту получали, туда и идите!» Хотя они были готовы потратить до 10 тысяч долларов в день. Некуда! Набор услуг очень скудный, а качество ниже среднего.

Ко мне прилетает друг на два дня, я не могу составить для него программу. Куда его вести поесть, что показать? 130-й квартал, который, кстати, «иркутскость» не принимала 10 лет назад, а сейчас все «примазываются» к нему? Нужно, чтобы гостю города, приехавшему из развитых стран, было интересно здесь остаться хотя бы на три-пять насыщенных дней. Если тут достопримечательностей и мест притяжения хватает лишь на день, то надо создать новые места, которые могут стать точками притяжения для туристов.

Инвестиции в сферу HoReCa в регионе можно также назвать импакт-инвестициями, то есть меняющими реальность, среду обитания. Вложения, которые просто приносят деньги, бессмысленны. Нам бы хотелось инвестировать осмысленно – поддержать молодёжь, которая хочет открыть здесь небольшие кофейни, бары без крепкого алкоголя, сувенирные магазинчики, отели, кампусы и так далее. Мы поможем – оборотными средствами, поставками, помещением. Молодёжь, дайте нам бизнес-план, покажите, как вы мыслите, мы инвестируем.

Я верю, что эти вложения поменяют Иркутск так же, как в своё время поменяли и меняют Москву, Красноярск, Якутск, Улан-Удэ, Сочи и так далее. Я уже говорил про российскую столицу, что это город № 1 в мире сегодня. Люди приезжают туда из Европы и говорят: «Мы приехали из деревни». Обстановка, атмосфера поменялись, дружелюбность нереальная. Я три раза оставлял в кафе свой ноутбук, мне его возвращали на следующий день без проблем.

Ты можешь оставить полный портмоне с наличными, и тебе его вернут. Большая открытость и доброжелательность к гостю, помноженные на любовь к тому делу, которое они делают. И это в каждом кафе, в каждом месте, которое открыто молодёжью и где молодёжь работает. Они увидели смысл в том, что делают. Это самое важное. В Иркутске пока такого, к сожалению, нет. Но мы будем помогать, чтобы так стало и в нашем городе. И максимально быстрее.

Мы также будем поддерживать молодых предпринимателей, которые работают в цифровой среде. Если у них есть уникальные рабочие идеи, поможем выйти на федеральные или международные рынки, но при этом мы не будем трамплином для «сваливания из региона». Наоборот, будем говорить им: «Не уезжайте, мы вам поможем. Вместе сделаем наше Приангарье лучше!»

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры