издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три столпа творческой экономики

С какими отраслями будущее Байкальска связали на форуме «Креативные города»

Арт-резиденция, архитектурная школа, открытая для производственных экскурсий пекарня и ландшафтный парк, одновременно рассказывающий о промышленном прошлом города и его экологичном настоящем. Такова лишь малая часть проектов, представленных на метафоруме «Креативные города», который проходил в Байкальске 3 и 4 декабря. Звучит, не спорим, фантастически, однако творческие индустрии дают минимум 2,4% валового внутреннего продукта России и растут быстрее многих других отраслей экономики. Тому, что их развитие может дать Байкальску и всей Иркутской области, форум и был посвящён.

От анимации, архитектуры, блогерства, гастрономии и дизайна до издательского бизнеса, разработки компьютерных игр, рекламы, ремёсел, театра и ювелирного дела – к числу креативных индустрий в России относят более трёх десятков отраслей. Главный принцип – товары и услуги, обладающие экономической ценностью, являются результатом творческого процесса, культурной активности или распоряжения интеллектуальной собственностью. Вдобавок они обеспечивают формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни общества. Именно так написано в концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, которую Правительство России утвердило 20 сентября. Документ, кстати, принят в Международный год креативной экономики, объявленный ООН.

От двух до пяти

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, который объединяет экспертов Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Московского государственного института международных отношений МИД РФ и Института этнологии и антропологии имени Н Н. Миклухо-Маклая, оценивает валовую добавленную стоимость «несерьёзного» бизнеса в 2,4 трлн рублей. Или 2,4% ВВП. По оценке Агентства стратегических инициатив, которое в апреле опубликовало атлас креативных индустрий Российской Федерации, их вклад в валовый внутренний продукт страны превышает 5 трлн рублей, то есть около 4,7%. По данным АСИ, в этой сфере действуют 747,8 тыс. организаций, в которых работают более 1,6 млн человек – почти 5% сотрудников всех предприятий России, или 2,3% занятых в национальной экономике. Выручка тех фирм и предпринимателей, которые задействованы в креативных индустриях, превышает 10,7 трлн рублей в год. То есть 4,2% суммарной выручки всех российских предприятий и организаций.

Лидерами по вкладу творческих отраслей в валовый региональный продукт, как и следовало ожидать, являются Москва и Санкт-Петербург, где он составляет 18,5% и 12,6% соответственно. Третье место с большим отрывом занимает Тюменская область. Здесь креатившики обеспечивают 8,9% ВРП. Первая в Сибири и пятая по России – Новосибирская область. Вклад креативных отраслей в валовый региональный продукт там составляет 5,4%. За ней следует Томская область с показателем 5,2%. Тройку лидеров по Сибири замыкает Омская область. Четвёртое место в регионе – у Красноярского края. Иркутская область – пятая в Сибири и 36-я в стране. Эксперты Агентства стратегических инициатив оценивают долю креативных индустрий в ВРП региона в 2,5%. Но по количеству организаций, работающих в этой сфере, их общей выручке и численности сотрудников Приангарье уступает только Новосибирской области и Красноярскому краю.

«В России уже немало городов, которые активно развиваются в сфере креативных индустрий, – отмечает куратор целевой программы «Креативные города» национальной инициативы «Живые города» и директор метафорума «Креативные города» Лариса Богданова. – Лидеры есть и в Сибири, благодаря чему можно обмениваться лучшими практиками и принимать эстафету развития». Россия в целом пока отстаёт от глобального тренда: на долю креативных индустрий приходится 6,6% мирового ВВП, в развитых странах их вклад достигает 8–12%. Реализация той концепции, которую утвердило федеральное Правительство, должна способствовать преодолению этого отставания. Несмотря на то что в ней речь идёт о поддержке проектов в крупных агломерациях, есть прошлогоднее поручение президента России о механизмах преобразования в креативные кластеры «промышленных территорий и объектов недвижимости, не участвующих в хозяйственном обороте». На эту роль подходят и площадки закрытых градообразующих предприятий, таких как Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Во многих проектах креативные индустрии являются стартом для развития депрессивных территорий, – отмечает директор автономной некоммерческой организации «Иркутские кварталы» и эксперт Сибирской школы урбанистики Сергей Маяренков. – Но Байкальск – не депрессивный город, а живой».

«Задумывался на 200 тысяч человек»

Если считать посёлок Солзан, вместе с которым он входит в состав одного городского поселения, то здесь проживает чуть менее 13,2 тыс. человек. Немного, но важен тот факт, что численность населения Байкальска в течение последних двух лет робко растёт. Значительная часть экономически активных горожан заняты в туризме, который тоже считается креативной индустрией. Будущее города в первую очередь связывают именно с ним. Разработки стратегического мастер-плана развития Байкальска исходят из того, что потенциально к 2040 году турпоток может вырасти с нынешних 180 тыс. человек до 1,1 миллиона. Численность горожан, в свою очередь, может увеличиться до 30 тыс. человек. «Напомню, что Байкальск исторически вообще задумывался на 200 тысяч жителей, – комментирует Маяренков. – Нужен ли такой город здесь – предмет для большой дискуссии. Но для того, чтобы сохранить Байкал, желающих его посетить надо где-то грамотно принять. И это даёт колоссальное пространство для креативных индустрий».

Основой служат природа Байкала и туристический потенциал, который она создаёт. На нём основывается развитие не только сферы гостеприимства, но также оздоровления и спорта. «Практически все направления, предложенные в концепции [развития творческих индустрий], мы считаем необходимым взять в проработку, – продолжает начальник Управления промышленности министерства экономического развития Иркутской области Сергей Какаулин. – Это архитектура и урбанистика, дизайн, мода, производство кино и анимационной продукции, музыка и саунд-дизайн, изобразительное искусство, разработка программного обеспечения, образовательного контента и компьютерных игр, медиа и журналистика, производство рекламы, гастрономия. Упор – на информационные технологии, архитектуру и исполнительское искусство».

В регионе, в частности, до 2030 года хотят открыть кампус визуально-исполнительских искусств для студентов средних специальных учебных заведений. «Для этого есть всё: кадры, музыка, кино, хореография, дизайн и мода», – подчёркивает генеральный директор консалтинговой компании «Новация» и директор автономной некоммерческой организации «Байкальский центр развития креативных проектов» Илона Толстоухова. На площадке БЦБК, в свою очередь, планируют создать архитектурную школу с коворкингом, которые стали бы центром проектирования и градостроительства, основанных на принципах экологичности. Они должны стать центром кластера под рабочим названием «Архитектон», в состав которого, по задумке авторов, также входят музеи бумаги и целлюлозно-бумажной продукции, БЦБК и бумажной архитектуры, креативное пространство и арт-парк.

Кроме того, часть промышленной площадки, которую ещё предстоит рекультивировать, разработчики мастер-плана отводят под создание акселератора с необходимой инфраструктурой для технологических предприятий и стартапов, а также «цифровой песочницы», дающей возможность тестирования новых разработок. Ещё один участок на территории БЦБК хотят превратить в фестивальную площадку. Рекомендуемая площадь – 1,8 га, что позволит принимать до 6 тыс. посетителей, обеспечив для них безопасные и комфортные условия.

В то же время в Агентстве по туризму Иркутской области рассматривают Байкальск как фестивальную столицу региона, город спорта и культуры. Ключевое событие – фестиваль клубники «Виктория», уже ставший традиционным. «Благодаря культурному бэкграунду – здесь живут интеллектуально развитые и высокопрофессиональные люди – Байкальск интересен с точки зрения развития креативных индустрий», – заключает куратор целевой программы «Креативные города» национальной инициативы «Живые города» и директор метафорума «Креативные города» Лариса Богданова.

«Стандартная история любого кластера»

Это подтверждают презентации проектов, под которые была отведена значительная часть форума. Идеи по наполнению креативного кластера в Байкальске с уклоном в экологию варьируются от перфомансов на территории бывшей промышленной площадки и фестивалей граффити и стрит-арта до создания прогулочных судов с двигателями на водороде и инфраструктуры для них. Некоторые предлагают использовать уже имеющиеся объекты, модифицировав их под требования кластера. В частности, руководитель студии керамики «НОА Студия» Мария Кузнецова представила проект по реконструкции Дома торговли в центре. «Собственник помещений поставил очень простые задачи: чтобы это было эстетично, функционально, долговечно и экологично, – объясняет она. – Последний пункт подразумевает в том числе использование экологически чистых материалов. Хотелось создать из прилегающей территории какую-то зону для активностей, где местные жители могут встречаться, проводить время, гулять с детьми. Запрос был в первую очередь на проведение времени с детьми младшего школьного возраста, потому что в городе такого места нет». В итоге торговые ряды, по крайней мере в дизайн-проекте, превратились не просто в функциональное современное здание, а в арт-объект, фасад которого украшает стеклянно-керамическое мозаичное панно с отчётливыми байкальскими мотивами. А расположенную в соседнем здании пекарню-кондитерскую «Урожай» её владельцы планируют преобразовать в культурно-досуговое пространство и в том числе проводить в ней экскурсии по производству и мастер-классы.

«Байкальск находится в прекрасном месте, в определённый момент он отхватил лакомый кусок у природной территории, – замечает координатор волонтёрской организации «Байкальский проект» Евгений Ракитянский. – Эта территория даёт очень много красот, символов и подсказок, но внутри города, к сожалению, это не отражается. Он уютный, но в целом то достояние, которое нас окружает, не выражено ни в архитектурных формах, ни в элементах благоустройства. Это создаёт ощущение некоторой недосказанности». Стараясь отчасти исправить это упущение, добровольцы из «Байкальского проекта» в прошлом году открыли 540-метровую туристическую тропу, которая начинается на горе Соболиной. Следующее предложение – создать в городе лабораторию тропостроения и обучать в ней специалистов, которые обустраивали бы сеть пешеходных маршрутов. Потенциальный эффект – минимум 70 рабочих мест и возможность в течение ближайших 10 лет проложить от 100 до 300 км троп. «Только одна 14-километровая тропа на пик Порожистый даст около 80 тысяч ответственных туристов ежегодно, – подчёркивает Евгений. – Это в соответствии с исследованием на соседнем маршруте в Слюдянке, которая имеет не такой высокий потенциал. Соответственно, десять таких троп дадут те цифры, которые есть в мастер-плане Байкальска».

Ещё один проект, который представили Ракитянский со товарищи, – ландшафтный парк, который можно было бы разбить в долине Солзана между жилым районом и промышленной площадкой БЦБК. Упор – на природный дизайн и сеть тропинок. При этом сюда же можно вынести часть механизмов, оставшихся на комбинате, и использовать их в качестве арт-объектов. Можно, к примеру, разделить парк на зоны, которые имитировали бы производственные процессы в окружении нетронутой природы. В результате современность, ориентированная на экологию, прекрасно уживается с ностальгией по советским временам, когда БЦБК олицетворял индустриальную мощь. Консорциум, который на форуме представляли старший научный сотрудник Института теплофизики СО РАН Игорь Огородников, директор Иркутского фестивального центра «Байкал Тотем» Анатолий Борозненко и директор экологического фонда «Сохрани Байкал» Эльмира Семёнова, в продолжение актуальных трендов предложил преобразовать Байкальск в экогород. То есть использовать для его энергоснабжения солнечные батареи и коллекторы наравне с ветровыми установками, перерабатывать отходы в грунт и развивать агропромышленное производство. Здесь же можно опробовать новые экологичные технологии, по сути, превратив Байкальск в карбоновый полигон, где испытываются решения, призванные снизить и выбросы парниковых газов.

Всё перечисленное соответствует стратегии низкоуглеродного развития России, утверждённой в октябре, целям устойчивого развития ООН и ESG-повестке в целом. Последняя охватывает вопросы экологического, социального и корпоративного управления. Как следствие, трансформация Байкальска предусматривает не только использование чистых технологий, но и обучение специалистов, работающих с ними. Помимо образования не забыта и другая составляющая креативной экономики: среди прочего проект экогорода предусматривает создание культурного кластера. «Мы движемся в событийном русле и давно прорабатываем тему арт-резиденций в Байкальске и Иркутске, – рассказывает Борозненко. – Это стандартная история любого кластера: здесь есть и галереи современного искусства, и партнёрские программы с галереями мирового класса, интерактивные залы и музеи, концертная площадка, кинозал, коворкинг-пространство и локации для детей вроде творческих студий».

Тем временем утверждённая Правительством концепция предполагает, что к марту 2022 года будет разработан более детальный план мероприятий по развитию креативных индустрий в России. Власти Иркутской области передали на федеральный уровень свои предложения к нему. В какой-то степени будут учитываться и результаты метафорума «Креативные города», который продолжается. «Мы предполагаем, что в марте у нас опять будет точка сборки проектов, которые мы сейчас обсуждаем», – заключает Богданова.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры