«Частичка Соединённого Королевства в Сибири»
Завершён капитальный ремонт ледокола «Ангара» в Иркутске
Ледокол «Ангара», один из старейших в мире, открыли для посетителей после капитального ремонта. Металлические поверхности и детали на судне подновили, на прогулочной и шлюпочной палубах уложили новый настил, воссоздали и деревянную рулевую рубку. Для визитёров также открыли нос ледокола с аутентичным якорным механизмом, доступ на который раньше был ограничен из соображений безопасности.
Слабый северо-восточный ветер не особо стремится развернуть Андреевский флаг, который медленно поднимается над кормой «Ангары». В остальном торжественная церемония проходит по сценарию: расчёт курсантов военного учебного центра при Иркутском государственном университете и молодёжной военно-патриотической организации «Святослав» салютует холостыми, звучит гимн России, заведующий лабораторией военного учебного центра при ИГУ Олег Алилуев отдаёт честь знамени. Прямо по тексту, который вышел в «Восточно-Сибирской правде» три десятилетия назад: «И музыка звучала, и речи говорили торжественные». Тогда, 2 апреля 1991 года, ледокол открыли для посетителей после реставрации, которая проходила под эгидой Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Сейчас, 30 ноября 2021-го, на нём завершили капитальный ремонт.
«Тридцать лет не было ничего подобного, – констатирует директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин. – Судно было неприкасаемым с точки зрения ремонтных работ. Да, что-то мы делали своими силами, но этого было недостаточно». В распоряжение музея ледокол перешёл в 2014 году, до того он числился на балансе ИРО ВООПИиК. Его техническое состояние специалисты оценили в начале прошлого года. На шлюпочной палубе они обнаружили следы коррозии, кажется, на всех возможных металлических конструкциях и пришли к выводу, что планширь – «перила» на бортах – практически полностью сгнил, а деревянный настил палубы разрушается. Схожая картина открылась им и на прогулочной палубе. Вывод был однозначный: ледокол нужно ремонтировать.
«Учились вместе со строителями»
В сметном расчёте, который утвердил Ступин, значилось 170 пунктов – от очистки наружных металлических поверхностей кварцевым песком от слоёв старой краски, их обработки от коррозии, грунтовки и окраски до установки новых дверных блоков и обшивки внутренних стен и потолков. Стоимость работ – почти 6,2 млн рублей. На такую сумму был заключён контракт с ООО «СК «Фасад» из Улан-Удэ, которое было единственным участником соответствующих торгов, состоявшихся в апреле. Львиную долю того, что было заложено в проекте, сделали летом – обрабатывать и красить те же металлические поверхности нужно было в тёплую, солнечную погоду.
«Конечно, мы всегда занимались памятниками, но ремонт ледокола был для нас совершенно необычным опытом работы, – рассказывает директор ООО «Научно-исследовательская проектная реставрационная фирма «Традиция» Алла Мироненко, подготовившая проект капремонта. – Учились вместе со строителями, учились, привлекая людей, которые профессионально занимаются кораблями». Вопрос был не только в технических деталях, но и в историческом духе. Шутка ли – деликатно и качественно отремонтировать один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире, который к тому же функционирует как музей. Старше разве что шведский Bore, который до сих пор катает туристов по Эресуннскому проливу. Его спустили на воду 17 ноября 1894 года, тогда как «Ангару», построенную на верфях фирмы «Сэр В.Г. Армстронг Уитворт и Ко» в Ньюкасле и затем уже из готовых частей собранную на берегу Байкала в Лиственичном, – 25 июля 1900 года.
История иркутского ледокола во многом перекликается с судьбой его шведского собрата: исключён из состава флота в шестидесятых годах прошлого века, был брошен в городской гавани и разрушался, восстановлен в восьмидесятых. Разве что за реставрацию «Ангары» взялась не частная инженерная и архитектурная компания, а общественная организация – областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в руководство которой тогда входил Николай Салацкий, бывший председатель Иркутского горисполкома. Деньги на реставрацию пожертвовали 400 предприятий региона и тысячи его жителей. «Мама с папой рассказывали, что, когда был объявлен сбор средств, они в том числе внесли свою небольшую лепту, – вспоминает начальник Управления культуры, туризма и молодёжной политики комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Антон Чернышов. – Поэтому я считаю свою семью причастной к судьбе ледокола «Ангара».
Уже потом, будучи историком, в силу профессии узнал, что он является связующим звеном между Иркутском и большим миром. Ледокол построен в далёкой-далёкой Англии – такая частичка Соединённого Королевства в Сибири, которая давно приобрела сибирский характер».
Возвращение к корням
После капитального ремонта «Ангара» стала ближе к своему историческому облику. Например, рубку из металлических листов, установленную в конце восьмидесятых, заменили деревянной, предусмотренной в проекте судна. «Единственное отступление – изначально рубка находилась немного ближе к дымовым трубам, – объясняет заведующий отделом Иркутского областного краеведческого музея «Ледокол «Ангара» Иван Беспалов. – Поскольку у нас не реставрация, а капитальный ремонт, и мы не можем резать палубу и демонтировать элементы судна, её немного перенесли вперёд – туда, где она находилась в советское время. Но все размеры и форма – те же самые, какие были».
Внутри рубка разделена на два помещения по 12 квадратных метров каждое. Первое – капитанский мостик, который является частью музейной экспозиции, где планируют представить навигационные приборы, карты и чертежи. Пока установлен штурвал. Станина – аутентичная, рулевое колесо взяли взамен утраченного с винтового буксирного парохода «Бард», который тоже был построен в Великобритании в конце XIX века и работал на Байкальской железнодорожной переправе вместе с «Ангарой». «К сожалению, фотографии интерьера не сохранились, – отмечает Беспалов. – Но, к счастью, сохранились очевидцы. В частности, сын одного из капитанов «Ангары» – Георгия Васильевича Лазо – ещё ребёнком бывал здесь в пятидесятых годах прошлого века. В ходе ремонта он провёл для нас подробную экскурсию, рассказав, где конкретно стояла кровать, где находились шкаф с кителем и письменный стол. Поэтому в нашей будущей экспозиции, которую, я надеюсь, мы откроем уже весной, сможем всё представить».
На шлюпочной и прогулочной палубах уложили новый деревянный настил. Заменили металлические конструкции и леера, которые в этом нуждались. Самое главное изменение, которое почувствуют все желающие побывать на ледоколе, – нос, ранее закрытый для посетителей из соображений безопасности, теперь открыт.
«Есть ленточный стопор, есть винтовой, вот тормозная колодка, – Олег Сизых, капитан «Ангары», которая официально числится в Российском речном регистре в качестве плавучего объекта, демонстрирует журналистам установленный здесь якорный механизм. – Всё родное. Только барашки и рукоятки мы сняли, чтобы не дай бог никто ничего не крутанул и не уронил якорь. Потому что достать его – это целое дело: у корабля осадка 3,95 метра, под ним вырыт четырёхметровый котлован – считайте, уже восемь метров. Пришлось бы кран подводить, чтобы якорь поднять».
Шаг за шагом к реставрации
Подобные исторические детали можно найти на обеих палубах «Ангары» от носа до кормы. Капремонт, вновь открывший их взору посетителей, – лишь первый шаг в деле восстановления ледокола и поддержания его состояния. В охранном обязательстве, которое Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области утвердила 26 ноября 2018 года, содержится рекомендация: «Разработать техническое задание, провести инженерное обследование, разработать проект приспособления и реставрации».
«Самое главное ещё предстоит, – заключает Ступин. – Создание полноценного проекта реставрации – это время, это хлопоты, это финансы». Точную сумму затрат не назовёт никто, но ещё в 2014 году, когда ледокол перешёл в распоряжение краеведческого музея, было очевидно, что речь идёт о сотнях миллионов рублей. «Но мы надеемся, верим и приложим все усилия, чтобы в дальнейшем мероприятия по реконструкции «Ангары» проводились не раз в семьдесят лет, а по мере надобности, – говорит начальник производственно-технического отдела министерства культуры и архивов Иркутской области Владимир Левковский. – Чтобы в течение ближайших десяти лет у нас был уникальный объект, сопоставимый с Байкалом».