Приём против топора
Ангарчане требуют ввести мораторий на вырубку коренных лесов на территории города
Планируемая высотная застройка 29-го и 34-го микрорайонов Ангарска, по мнению местных жителей, обернётся «экоцидом, градостроительным беспределом и уничтожением архитектурного облика города». Причина – вырубка участков тайги, которые советские градостроители сохранили в качестве зелёного щита от воздействия промышленных предприятий. Под угрозой оказался сосновый бор сразу в нескольких микрорайонах. Не ограничиваясь судебными исками, жители двух из них при участии общественной организации «Центр социальных проектов и инициатив «Платформа диалога» подготовили обращение в областные ведомства и правоохранительные органы, требуя ввести на территории города мораторий на вырубку коренного леса и придать тем территориям, где он растёт, статус городских лесов со всеми сопутствующими ограничениями.
«Малые размеры кварталов исключали возможность дифференцировать их территорию по функциональному назначению и организовать наряду с жилой частью зону общественного назначения в виде достаточно свободных озеленённых пространств. Более того, измельчённая планировка кварталов повлекла за собой уничтожение на их территории богатой хвойной растительности», – так советский архитектор Василий Павличенков писал об Ангарске в 1958 году, задолго до того, как в обиход вошло выражение «уплотнительная застройка». Полную вырубку коренных хвойных лесов он называл главным недостатком многих кварталов города, построенных до принятия его первого генерального плана. И неудивительно, ведь широкая полоса тайги защищает жилую и селитебные зоны от негативной нагрузки на природу, которую дают промышленные предприятия, а её участки между домами также вносили вклад в создание «весьма благоприятных природно-климатических условий для жизни человека».
Как следствие, застройку с минимально возможной вырубкой первозданного леса учитывали в генеральных планах и в советское время, и после него. Но не в последней редакции, которая была принята в 2016 году и в которую после этого дважды вносили изменения, и действующих Правилах землепользования и застройки. На этом фоне Ангарск три года назад был включён в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. Как сказано в государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2018 году, это произошло после тринадцатилетнего перерыва. Причина – резкий рост среднегодовых концентраций оксидов азота, формальдегида и бензапирена, которому способствовали сильные морозы, дефицит осадков и слабые ветра. В 2019 году Ангарск из приоритетного списка исключили. Но заслуга в этом принадлежит природе: зима оказалась аномально тёплой, что привело к сокращению нагрузки на отопительную систему города и снижению выбросов бензапирена.
Высотки вместо сосен
Тем временем пять лет назад администрация Ангарского городского округа утвердила порядок проведения компенсационного озеленения на его территории. В нём не прописано, как осуществляются учёт и контроль количества спиленных деревьев и рассчитывается ущерб, нанесённый в результате вырубки, а восстановительная стоимость одного дерева определяется в твёрдых расценках и не учитывает расходы по уходу за ним в течение восстановительного периода. При этом для получения разрешения на снос любых зелёных насаждений достаточно предоставить титульный лист проектной документации и лист по благоустройству прилегающей территории.
«Как свидетельствует опыт строительства новостроек в 29-м и 34-м микрорайонах, общее количество деревьев и количество подлежащих сносу деревьев, их расположение, характеристики не отражаются в проектной документации о строительстве, перечётные ведомости не составляются, – отмечают авторы обращения за сохранение коренных сосновых лесов на территории Ангарска, подготовленного при поддержке общественной организации «Центр социальных проектов и инициатив «Платформа диалога». – Отсутствует объективная возможность определения действительной ценности подлежащих сносу деревьев и осуществления контроля за их сносом в целях строительства». Часть этого опыта – баталия, развернувшаяся вокруг небольшого по меркам города (площадь менее 0,4 га) участка на пересечении Ангарского и Ленинградского проспектов в 29-м микрорайоне. Его выделили из большого участка, разрешение на застройку которого в 2005 году получила компания «Стройкомплекс». Мажоритарным акционером предприятия является Сергей Петров, который был избран мэром Ангарского городского округа в 2015 году и переизбран в 2020-м, а генеральным директором, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, – Александр Сергеевич Петров.
По информации из публичной кадастровой карты Росреестра, землю отдали под строительство «многосекционного, блокированного, 5–10 этажного жилого дома со встроено-пристроенными объектами социально-культурного и бытового назначения». До того речь шла о возведении административного здания. Прокуратура Ангарска установила, что разрешение на его строительство было выдано с нарушениями: в протоколе публичных слушаний по этому вопросу не были учтены итоги голосования и тем самым не было зафиксировано «достоверное волеизъявление граждан», большинство из которых высказались против.
Жители 29-го микрорайона, в свою очередь, взялись оспаривать решение местной администрации в судебном порядке. В их пользу уже вынесено несколько судебных решений. По тому же пути пошли и жители 34-го микрорайона, в котором под высотную застройку отвели два участка общей площадью почти 2,9 га, а ещё 0,33 га соснового бора отдали под размещение объектов жилищно-коммунального хозяйства. Изучая публичную кадастровую карту, можно обнаружить, что и в расположенном по соседству 32-м микрорайоне три участка леса, который отделяет существующие здания от автомобильной дороги по Ленинградскому проспекту, общей площадью 5,4 га предназначены для возведения жилых домов из нескольких блок-секций высотой от шести до шестнадцати этажей. Ещё один пятачок в 0,4 га рядом с ними отведён под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, оставшиеся 1,6 га сосняка – под уличную сеть. Кроме того, часть леса, отделяющего соседний 31-й микрорайон от Ленинградского проспекта, отдали под возведение торгово-развлекательного комплекса с аквапарком, диагностического центра с объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и ещё одного физкультурно-оздоровительного комплекса. По крайней мере, таковы виды разрешённого использования земель, прописанные в публичной кадастровой карте Росреестра.
«За право дышать свежим воздухом»
«Мы опасаемся, что к концу срока мэрских полномочий Сергея Петрова от сосновых лесов, которыми знаменит наш город, останутся лишь нагромождения высоток, окружённых пустырями, – эмоционально отмечают жители 29-го и 34-го микрорайонов в своём обращении, говоря об «экоциде, градостроительном беспределе и уничтожении архитектурного облика» Ангарска. – Мы боремся за наш двор, за право дышать свежим воздухом и гулять с детьми в сосновом бору, за право видеть дальше, чем окна напротив». Составители петиции требуют прежде всего провести прокурорскую проверку на предмет полноты внесения и целевого использования платы за компенсационное озеленение в Ангарске, раскрыть информацию о количестве деревьев, спиленных и высаженных в 2015–2020 годах, а также инвентаризировать зелёные насаждения на территории города. Они также настаивают на том, чтобы в Ангарске объявили мораторий на вырубку коренной тайги в целях жилищного строительства до того момента, когда будет завершена инвентаризация и внесены изменения в местное законодательство об охране окружающей среды. При этом участкам, которые покрыты первозданным сосняком, необходимо придать статус городских лесов, где нельзя вести вырубки, связанные с капитальным строительством.
Обращение от общественности поддержали 572 ангарчанина. Столько человек подписались под петицией. Судя по адресам, указанным в подписных листах, жителей 29-го и 34-го микрорайонов поддержал, без преувеличения, практически весь Ангарск. Петицию направили в администрацию и Думу Ангарского городского округа, прокуратуру Иркутской области и Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, а также в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и областную Службу государственного экологического надзора. Ещё один адресат – депутатская группа «Ангарск» в Законодательном Собрании региона, в которую входят Сергей Бренюк, Александр Белов, Иван Крывовязый, Евгений Сарсенбаев, Дмитрий Тютрин и Светлана Шевченко.