Умные технологии и народное творчество
Сельская школа становится точкой роста для всего района
Цветущая в октябре клубника, арбузы в «умной теплице», собственная пасека и почта доверия. Всё это есть в Залогской основной общеобразовательной школе в Качугском районе Иркутской области. В школе развивается агробизнес-образование. Вместе с педагогами ребята учатся не только выращивать овощи и зелень, но и разрабатывать бизнес-планы. Развитие одного направления дало толчок другому: под руководством учителя технологии Александра Реутова школьники собрали фрезерный станок с числовым программным управлением.
От купца Сапожникова до наших дней
Село Залог располагается в 50 км от районного центра – посёлка Качуг. Своё название (ударение на первый слог) оно получило благодаря своим землям – залежным, целинным. В давние времена здесь обосновался купец Михаил Агеевич Сапожников. Семья Сапожниковых была довольно зажиточной: владели складами, амбарами и лавками в селениях и на различных пристанях реки Лены в Качуге, Верхоленске, Манзурке, Жигалове. Вели торговлю хлебом – оптом и в розницу.
В Залоге сохранился деревянный дом купца Сапожникова, памятник республиканского значения. Он возведён в 70-е годы 19-го века приглашённой из Иркутска бригадой строителей. Дом одноэтажный с улицы и двухэтажный со двора. С балкона до сих пор видна полуразрушенная часовня из кирпича, которую в своё время венчал купол из цветного стекла. Здание требует ремонта, но дом купца Сапожникова имеет все шансы получить вторую жизнь.
Осенью при содействии администрации Качугского района было принято решение о том, что он будет передан в оперативное управление Залогской школе. «Мы готовы вложиться своими руками, своим трудом. У нас есть мастер по работе с деревом», – рассказала директор образовательного учреждения Лариса Заводских. После реконструкции там планируется разместить музей, а также центр ремёсел, в котором можно будет заниматься ткачеством, резьбой по дереву, вышиванием, вязанием и так далее.
Решение о передаче дома купца Сапожникова именно Залогской школе не случайное. Она отличается от других сельских школ и уже стала своеобразной точкой роста для Качугского района. «Чтобы жить на селе, и жить достойно, мы постоянно развиваемся, – говорит Лариса Заводских. – С 2018 года мы работаем по программе агробизнес-образования. Причём речь идёт не только о выращивании овощей, мы сотрудничаем с учёными, пишем проекты, бизнес-планы, участвуем в конкурсах различного уровня. Для детей это возможность проявить, показать себя, рассказать о своей малой родине».
4 тонны капусты, 4 тонны картошки
Село Залог было образовано в 1630 году, в своё время здесь располагалась большая церковь святителя Иннокентия (Кульчицкого). В 1890 году начала работать церковно-приходская школа. В советское время из церкви сделали школу, она была семи-, восьмилетней. В 1990 году было построено двухэтажное деревянное здание, где школа располагается и по сей день. Сейчас там учатся 37 учеников, в том числе с особенностями развития. «Есть тенденция к росту, ребята из соседних деревень переходят к нам», – рассказала директор образовательного учреждения.
2018 год оказался знаковым для школы. Она стала участником федерального проекта по агробизнес-образованию. Есть свой приусадебный участок, «умная теплица» на 30 кв. метров посевной площади. В теплице установлен автоматический капельный полив для огурцов, помидоров, арбузов и земляники, что значительно облегчает уход за растениями и даёт возможность проводить корневую подкормку. Первый урожай арбузов собрали в 2020 году. «Они были сладкие, красные, весом до 3 килограммов», – вспоминают работники школы.
«Нынешней осенью на участке в полгектара ученики и учителя школы собрали 1,5 тонны моркови, 4 тонны капусты и столько же картофеля, – рассказала учитель технологии высшей квалификационной категории Надежда Горбунова. – Есть и свои наработки по выращиванию овощей, например кассетный способ посадки капусты. Эту технологию мы представляли на научно-практической конференции». «Урожай идёт в школьную столовую. Например, свой лук у нас был до марта, – отметила директор школы. – Такой подход позволяет сделать рацион более разнообразным, высвободить деньги на приобретение фруктов для ребят – яблок, апельсинов».
Весной прошлого года, когда все школы были на дистанционном обучении, педагогический коллектив, большую часть которого составляют учителя первой и высшей категорий, разработал проект по созданию собственной пасеки. Он стал одним из победителей регионального конкурса среди ТОСов. На 109 тысяч рублей было приобретено пять ульев и всё необходимое для разведения пчёл и сбора мёда. «Пчеловод из села Бутаково Денис Жохов подарил нам ещё пять ульев, теперь у нас их 10», – рассказала Лариса Заводских. Нынешней осенью собрали первый мёд и по традиции не продали его, а угостили земляков.
«У нас есть свободные дома. Переезжайте!»
В «умной теплице» есть возможность выращивать рассаду на продажу. На вырученные деньги в Китае были заказаны комплектующие для фрезерного станка с числовым программным управлением. Так сбылась мечта ребят и преподавателя технологии Александра Реутова. Станок собрали за два месяца. Можно сказать, что уложились в рекордные сроки. К примеру, такой же станок на заводе в Красноярске собирают за аналогичный период.
«Сейчас тенденция такая: сделать как можно больше своими руками, затратив как можно меньше сил, – говорит Александр Реутов, демонстрируя работу станка. – На этом оборудовании можно выполнять различные задачи, например делать геометрическую резьбу.
Программу для станка мы тоже написали сами. Таким образом можно совместить технологии и народное творчество».
Увиденное так потрясло гостей из областного центра, что одна из женщин призналась: «У меня ребёнок учится в иркутской школе. У нас нет такой мастерской для мальчиков. Это невероятно!» «У нас есть свободные дома. Переезжайте!» – отреагировал Александр.
Некоторое время назад в школе открылась своя «Точка роста». Это кабинет, оснащённый специальным оборудованием. «Здесь у нас город», – с улыбкой говорит Лариса Заводских. Несмотря на то что самому зданию школы больше 30 лет, оно содержится в порядке, есть комната для релаксации, почта доверия. Все таблички с названиями кабинетов сделаны из дерева руками ребят.
«Для этого мы здесь и существуем»
Школа в Залоге стала одним из активных участников проекта «Возрождение ремёсел: от Анги до Ялги», поддержанного Российским фондом культуры. В сентябре здесь прошли мастер-классы по ткачеству и резьбе по дереву, которые провели мастера-наставники Ассоциации мастеров народного искусства «Оникс» Галина Усова и народный мастер Иркутской области Евгений Мирский. В конце мая в рамках проекта «Возрождение ремёсел: от Анги до Ялги» для педагогического коллектива была организована стратегическая сессия по развитию школы и села.
«Когда мы выбирали, куда именно ехать с мастер-классами, выбрали Залог, потому что здесь люди заинтересованы в своём развитии, – рассказала автор инициативы «Возрождение ремёсел: от Анги до Ялги», исполнительный директор благотворительного фонда развития местных сообществ «Ольхон» Эльмира Семёнова. – Я думаю, что всё у вас получится. А мы продолжим вам помогать: фонд передаст школе большой ткацкий станок, который изготовит мастер из Иркутска Михаил Кулишов. Средства на станок пожертвовал один из благотворителей».
У школы в Залоге большие планы: продолжатся опыты по растениеводству, планируется заказать экобоксы для выращивания растений. В 2020 году в школе был реализован проект по сыроварению. Ребят познакомили с технологией изготовления сыров. В перспективе планируется заниматься производством йогурта. Продолжится работа на пасеке.
Более масштабными станут сбор и ферментирование иван-чая. Первую партию чая школа отдала на проверку в Иркутский филиал ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» (ФГБУ «ВНИИКР»), где получено заключение о том, что он соответствует всем необходимым нормам. Мастер-класс по резьбе по дереву вдохновил коллектив на создание литературной аллеи: учителя вместе с ребятами высадят деревья, каждое из них будет посвящено писателю или поэту.
«5 октября, в День учителя, у нас в школе проходил праздничный концерт, – рассказала Лариса Заводских. – Один мальчик с особенностями развития из 8-го класса читал стихи своего сочинения. Он делал это так громко и уверенно, что у меня слёзы на глаза наворачивались. Он с таким достоинством несёт себя – как человек и как гражданин. Глядя на это, понимаешь, что мы работаем не напрасно. Для этого мы здесь и существуем».