Оглянуться не успели, как зима катит в глаза
Вышел ранним утром на балкон, а тропинка внизу опавшей кленовой листвой густо-густо усыпана. Видимо, дунул ночью ветерок да и сорвал отжившие листочки. Оно бы всё бы ничего – кого осенним листопадом удивить можно? Да только бросилось в глаза, что у пешеходов под ногами тем утром оказалась… зелень вместо яркого осеннего разноцветья. Опавшие листья хоть и с заметной примесью жёлтого, но в значительной степени всё-таки зелень. И на нижних ветвях клёна остались зелёные листья, сорвать которые у ночного морозного ветра силы не хватило. А это значит, что для дерева осень наступила внезапно. Не успело оно в полной мере подготовиться к зимним холодам. Крепко сидящие зелёные листья в эту пору указывают, что и древесина летнего подроста не успела вызреть, как должно.
Не стану утверждать наверняка, поскольку личные ощущения погоды в отличие от инструментального мониторинга всегда субъективны и часто бывают ошибочны, но показалось мне, что и без того недолгое сибирское лето нынче оказалось совсем уж коротким. Будто обрубленным с двух сторон. Имею в виду не календарное, а реальное, метеорологическое лето, начало и конец которого определяются фактической погодой, а не установленными людьми датами. И не мне одному, многим видам деревьев, кустарников, трав, которые осень врасплох застала, ушедшее лето показалось короче обычного. Не хватило им нынче тёплых дней и солнечного сияния для стандартного, «штатного» цикла своего сезонного развития. Потому и роняет клён не успевшие пожелтеть листья.
– Не подвели вас личные ощущения, – улыбается метеоролог Юлия Янькова. – Обычно летний период на территории Иркутской области наступает в конце второй декады мая, на севере региона – в третьей декаде, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво переходит через +10° в сторону тепла. Но в этом году лето в мае к нам так и не пришло. Его начало совпало с календарным. Отставание от обычных сроков составило в разных районах области от одной до двух недель.
Юлия Станиславовна в делах погодных профессионал. Много лет работает заместителем начальника Гидрометцентра Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Погоду определяет с помощью специальных приборов, обеспечивающих не только абсолютную объективность данных, но и сравнимость их с аналогичными данными любой метеостанции планеты независимо от страны, которой она принадлежит.
В прошлом году, как понял я специалиста, ситуация по срокам была прямо противоположной нынешней. Лето 2020 года началось не просто рано, а рекордно рано.
– В западные и южные районы области лето 2020 года пришло на целых 25, а кое-где и на 30 дней раньше обычного, – говорит метеоролог. – А в северные – на 6–12 дней раньше стандартных климатических сроков. За последние 60 лет метеорологических наблюдений это была самая ранняя дата начала летнего периода в Иркутской области.
Да, точно. Помню, что в мае прошлого года, чуть не рассчитав с одеждой, я не знал, куда в лесу деваться от жары. Не будь клещей, которых я безуспешно пытался фотографировать в их естественной среде, наверняка бы снял таёжную энцефалитку. А нынешние майские «каникулы», увы, пролетели мимо. И жимолость нынче на участке поспела существенно позже, чем в прошлом году. А земляника на даче вот совсем недавно, уже в октябре, даже после крепких ночных заморозков всё ещё цвести пыталась. Никак не верила, что лето закончилось насовсем. Недавно осматривал грядку с замёрзшим цветом, а под листьями вдруг – опа-на – две красные ягодки, заморозками законсервированные. Давненько висят, похоже. Они прямо на кусте завялились. Рискнул попробовать одну – вкусно. Ушедшим летом пахнет. Съел с удовольствием и вторую. Оказывается, вяленая земляника на жевательный мармелад похожа. Только вкуснее. Без чужеродного конфетно-химического привкуса.
– И про то, что лето оказалось «обрубленным» не с одной, а с двух сторон, вы тоже почти правильно догадались, – продолжает Юлия Янькова. – По крайней мере, по Иркутску и его окрестностям именно так и произошло. На значительной части территории нашей области лето закончилось – то есть произошёл обратный переход среднесуточной температуры воздуха через +10° в сторону холода – в период со 2 по 5 сентября. И это значит, что осень началась на 4–6 дней раньше климатических сроков. Но не везде. В северных и верхнеленских районах она наступила в обычное время.
Ягоды барбариса на моём участке созревают в самую-самую распоследнюю очередь. Осенью. В период листопада. Я их раньше не собирал. Ну разве что высушивал две-три горстки для плова. Всё остальное – птицам. Но несколько лет назад распробовал барбарисовый морс. Фантастически вкусно, оказывается, если сироп для морса на зиму правильно приготовить. С тех пор собираю. Немного, на 2-3 литра ароматного барбарисового сиропа. Остальное – птицам и для красоты. Ягода на ветках держится крепко. Не осыпается. Последние барбарисинки птицами обычно только в декабре с кустов склёвываются. А до тех пор красная ягода на фоне белого снега очень красиво смотрится. Нынче уж переживать начал, что из-за короткого лета не успеет ягода созреть. Но барбарис поспел. Даже яркие разноцветные листья вовремя сбросил, и стоят теперь колючие кусты ярко-красные от спелой ягоды. Барбарис к зиме подготовился. В отличие от любимой внуками малины, растущей неподалёку.
Если условно принять год за сутки, в которых лето – день, а зима – ночь, то малина совсем не «жаворонок». Она отчётливо выраженная «сова». Просыпается после зимней спячки поздно. Лист выбрасывает поздно. Зацветает так поздно, что даже под самые поздние весенние заморозки цвет её практически никогда не попадает, не вымерзает. Правда, и к зиме она нередко начинает готовиться с опозданием, а потому частенько она – как крыловская «Стрекоза», которая «оглянуться не успела». Потому и повреждается растение зимними морозами часто, что не успевает к зиме подготовиться. Нынешнее короткое лето угрозу вымерзания молодых побегов заметно усилило. Не успела малина подготовиться. Отдав все силы урожаю на побегах второго года жизни, не уделила должного внимания побегам-сеголеткам. Спохватилась в конце августа, а лето – хоп! – и кончилось досрочно.
Не хватает малине тепла для вызревания древесины. Вот и стоят теперь молодые побеги в полном лиственном одеянии. От ночных морозов большинство листьев скукожились, скрючились, побурели, но держатся крепко, не опадают. И зелёный цвет, свидетельствующий о незрелости древесины, до сих пор пробивается. На фоне спелого барбариса зелёные веточки смотрятся обманчиво оптимистично. Им бы ещё пару неделек летнего тепла. Ну хотя бы одну… А лета больше нет! Зима метеорологическая (это когда среднесуточная температура устойчиво через ноль в сторону морозов перейдёт) каждую ночь с разведкой приходит, оставляя после себя туман и иней. Она не будет дожидаться 1 декабря. Придёт, когда вздумает.