издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Погода взбесилась»

Климатологи и метеорологи советуют не делать поспешные выводы

«Погода в Иркутской области сошла с ума», «Снова трясёт», «В Утулике смерч», «Лето наступит, или его уже не будет?» – эти фразы сопровождали нас с 1 января 2021 года и не оставляют до сих пор. В январе люди наблюдали и вихрь-смерч, и землетрясение, и огромный снегопад, и даже болид в небе. Весна в мае не пришла, где-то заблудилось лето в июне. Но зато с запоздавшим летом в июле пожаловала третья волна коронавируса. Сентябрь с первых чисел обдал холодом, и снова дома начало потряхивать. Даже если отбросить пандемию и землетрясения, 2021 год в Иркутской области выдался интересным. Именно на погодные аномалии. Удивляются даже климатологи и метеорологи, хотя их трудно удивить. О том, в каком уникальном климатическом регионе мы живём, рассказала кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета ИГУ Инна Латышева. Её лекция открыла восьмой сезон научных weekend-ов ИГУ.

Глобальное vs нормальное

12 января 2021 года примерно в 5.30 утра жители Иркутска проснулись от того, что раскачивались люстры, ходили туда-сюда постели, дрожала вода в стаканах. «Это уже слишком», – думали многие, потому что памятны были ещё землетрясения сентября и декабря 2020 года. 2021 год только начинался, а сюрпризы 2020-го, коронавирусного года, кажется, не только не сошли на нет, но ещё и усилились. Через три дня пришло сообщение – над Иркутском пролетел болид, который сгорел в атмосфере. Наверное, событие было бы не столь ярким, если бы наше испуганное сознание не выстроило цепочку: смерч в Утулике 5 января, землетрясение 12 января, болид 15 января. Весьма апокалиптическая картинка для начала нового года, да ещё и после 2020-го, полного тревог и потерь из-за пандемии.

«Наблюдать в январе смерч в Утулике! – говорит Инна Латышева. – Это свидетельствует о том, что сложились такие условия для конвекции, которые были вызваны действительно крупной аномалией. Оказывается, в это время в атмосфере над Байкалом возник локальный мезоциклон, который, как пылесос, засасывал относительно тёплую воду, формировал быстрое развитие кучево-дождевой области, и появился «хоботок», смерч». Но оказался этот январь необычным и ещё по одной причине. Выпала трёхмесячная норма осадков – 39 мм при норме 12 мм, что превысило рекорд 1956 года – 38 мм. И далее 2021 год продолжил нас удивлять. Оказалось, землетрясения не утихают, и иркутяне уже даже привыкли к афтершокам, которые шли неделями… А погода чудила и чудила вплоть до лета. И так происходило не только в Иркутской области.

Объяснения изменениям ищет обыватель, объяснения ищут и учёные. Одни считают, что мы имеем дело с последствиями глобального потепления, вызванными деятельностью человека, другие – что климат проходит свои естественные циклы и влияние человека не так велико. Для того, чтобы узнать, что с климатом происходит сейчас и произойдёт в будущем, мы должны вернуться в прошлое. Учёные анализируют осадочные породы, соотношение изотопов кислорода в ископаемых породах, бурят скважины в ледяных щитах Гренландии, Антарктиды, чтобы провести изотопный анализ содержимого воздушных пузырьков в кернах. Учёные Лимнологического института СО РАН участвуют в изучении прошлого Земли, исследуя состав льдов Антарктиды. Сторонники гипотезы глобального потепления считают, что через век-два нас ждет серьёзное потепление – примерно на 15 градусов относительно периода с 1961-го по 1990 год. Однако противники теории говорят, что нужно вернуться в прошлое и увидеть – в истории Земли были не просто тёплые, а даже горячие периоды, когда экстремумы температур были выше предполагаемых за будущее столетие.

Таким образом, учёные делятся на две группы – на тех, кто заявляет, что атмосфера зависит от антропогенного фактора, сжигания человечеством топлива, и тех, кто считает, что на атмосферу очень сильно влияют внешние факторы, например солнечная радиация, другие космические факторы. Если исследовать график температурных данных за последние 2 тысячи лет, где за ноль выбрана средняя температура периода 1401–1800 годов, то сейчас действительно происходит температурный рост. Однако противники глобального потепления приводят реконструкцию температур Центральной Гренландии за последние 10 тысяч лет. И по графику видно, что даже Гренландии сейчас далеко до тех потеплений климата, которые были ранее. Поэтому вопросов при изучении климата становится всё больше, а ответов на них – всё меньше.

«Качели» климата

А что же Иркутск? Если взять средние годовые температуры за последние 148 лет – начиная с 1873 года, изменения были очень яркими. То температура очень сильно падала, то поднималась. Но изменения пошли сравнительно недавно. «Были холодные периоды, например 1913 год, 1960-е годы, – рассказывает Инна Латышева. – И вдруг в начале 1970-х годов происходит перестройка климатического режима и со средних отрицательных температур мы переходим в положительные. Дальше наблюдается рост среднегодовой температуры воздуха. И примерно с 1990-х годов мы уже попадаем в эпоху положительных температур. В отдельные эпохи среднегодовая температура в нашем регионе была минус 2,1. Сейчас уже климатологи говорят о плюсовых отметках». Однако 2015 год и последние прожитые нами годы изменили картинку. Начали проявляться так называемые «климатические качели», когда экстремумы нарастают и на положительные, и на отрицательные отметки. То есть бывает и сильно холодно, и сильно жарко. Происходит раскачка нестабильности климатической системы. «Жить в этих условиях сложно, а прогнозировать, надобно сказать, ещё сложнее, – говорит Инна Латышева. – Нужно учесть, от чего появляются такие экстремумы, и попытаться с большой заблаговременностью их спрогнозировать. Если даже в прежние, более стабильные, годы 100% оправдываемости прогнозов нельзя было добиться, то как добиться её в условиях «климатических качелей»?»

Однако мы можем гордиться тем, что живём в сложном, но очень интересном регионе. Он интересен для учёных, в том числе климатологов, метеорологов. «По сравнению с прибрежными регионами, которые испытывают отепляющее или охлаждающее влияние Атлантики, Тихого океана, нам повезло – мы испытываем всё, что только можно испытать, – говорит Инна Латышева. – Ну за исключением тропических циклонов. Но я думаю, что в скором времени и тропические циклоны будут проходить где-то глубже в регион. К нам выходят Арктика с понижением температур, тропический воздух с потеплениями, до нас доходит тёплый, относительно сохраняющий влажность воздух с Атлантики. И в последние годы мы наблюдаем движение крупномасштабного потока тёплых, влажных воздушных масс в зимнее время с Тихого океана. Это случается и летом. Что у нас ещё необычного? Практически рядом с нами находится мощный Азиатский антициклон. Когда он усиливается, формирует погоду не только на территории России, Европы, но доходит до территории Африки и Индостана. Наш климат в холодный период напрямую зависит от этого антициклона. Летом в том же уникальном регионе, в Монголии, зарождаются монгольские циклоны, которые выносят обильные осадки на наш регион». Но не надо забывать, что мы живём в континентальном климате, и если зимы в последнее время стали чуть мягче, то лето нас обычно особенно не радует.

Если взять изменения среднегодовых температур в Иркутской области с 1948-го по 2020 год и сравнить их со среднегодовыми темпами потепления по земному шару, то получится, что в целом по планете потепление есть, но оно намного меньше, чем показатели потепления в нашем регионе. «У нас, внутри континента, где нет непосредственного смягчающего влияния океанов, эти изменения климата выражены ярче», – говорит Инна Латышева. И во многих публикациях учёных звучит, что в Восточной Сибири, в том числе в Иркутской области, темпы изменения климата наряду с Северным Кавказом являются одними из наиболее интенсивных в России.

Новый год при минусе и плюсе

Мы привыкли, что минус 37-38 – это уже «ужасно холодная» погода. И даже школьники не идут в школу при таком морозе. На удивление, но мы как раз живём в относительно «тёплом» периоде. Для нашего региона. Если посмотреть на график аномалий иркутских температур в январе за последние 148 лет (начиная с 1873 года), то мы увидим такую картину. С 1873 года по примерно 1960-е годы иркутские январи были достаточно холодными, резкие потепления были нечастыми. Но примерно с конца 1960-х – начала 1970-х годов ситуация изменилась: мы уже живём в относительно тёплых январях, только отдельные «неудачные» январи у нас были очень холодными. Но в целом первые месяцы нового года в Иркутске последние несколько десятков лет оказываются теплее, чем в период с 1873-го по 1960-е годы. èèè

Если брать все 148 лет, самый холодный день в Иркутске был 22 декабря 1916 года. Тогда мороз ударил сильно – на термометрах было минус 46,3 градуса. Для сравнения: 2 декабря 2013 года было плюс 5,3 градуса. «Эти 5,3 градуса сыграли роковую роль, – говорит Инна Латышева. – У нас возникла зимняя гроза. Произошёл перегрев. Развилась резкая конвекция, возникла электризация облаков и образовалась гроза». В 3 часа 45 минут 3 декабря в Иркутске не только наблюдался дождь, но ещё и ударил гром, была видна молния. Такая аномалия не наблюдалась за 127 лет метеорологических наблюдений. Зимние грозы были в Иркутске в ноябре 1953 года и январе 1932 года.

А теперь посмотрим, как праздновали Новый год иркутяне в разные годы. 1968 год жители Иркутска встречали при минус 42,4 градуса. То есть выйти на улицу в такую новогоднюю ночь было просто опасно – можно было получить серьёзное обморожение. А через пять лет, в новогоднюю ночь 1973 года, буквально всё таяло – плюс 0,4 градуса. Теперь надо было опасаться водителям – после оттепели наверняка был гололёд. Первые дни нового года тоже бывали весьма разными. 12 января 1915 года было минус 49,7 градуса. 2 января 1927 года – плюс 2,7 градуса. Рождество в 1910 году праздновали при минус 47,6 градуса, а в 2003 году – при 0,5 градуса. Вот такие климатические «качели» в Иркутске наблюдались довольно часто.

А вот для февраля всё изменилось интереснее. Феврали у нас стали и холоднее, и ветренее. Иркутяне, особенно живущие на верхних этажах и слышащие порывы ветра, знают, что они стали более сильными. Но и февраль может изумить разницей температур. 1 февраля 1949 года было минус 44,7 градуса, а 28 февраля 1987 года – плюс 10,2 градуса. Такой диапазон изменений температур характерен для тропиков, Арктики. Но вот и в Иркутске такое тоже наблюдалось. Например, последний день зимы в 1908 году прошёл при минус 33,4 градуса, а в 1987 году – при плюс 10,2 градуса.

Если говорить о весне, то учёные считают, что именно весна вносит наибольший вклад в потепление климата. Мы видим, что примерно с двухтысячных годов в Иркутске устойчивая тенденция к потеплению климата весной. На это и надеялись иркутские дачники весной 2021 года. В последние годы они привыкли к тому, что весна тёплая, активная. И со временем садоводы стали высаживать саженцы всё раньше и раньше – сначала это было начало июня, потом конец мая, и кто-то уже ожидал, что что-то можно будет высадить и в апреле. И вдруг наступила весна 2021 года, когда тёплая аномалия резко сломалась. «Люди в шоке. Я не от одного человека слышала, что нынче урожай картофеля не очень хороший, помидоры на подоконниках передержали. А виной этому вот этот минусовой пик», – говорит Инна Латышева. Если весна (за исключением 2021 года) всё-таки баловала нас теплом, то в 19 веке можно было нарваться на аномальные холода. 8 марта 1898 года температура упала до минус 35,9 градуса, а в 1888 году иркутяне встречали дружную весну с 7,4 градуса тепла, и всё вокруг таяло. И вот мы столкнулись с весной 2021 года, которую, как принято говорить, «старожилы не упомнят». На самом деле не упомним мы, а наши предки и не такое видели.

На смену «западному переносу»

Январь 2021 года с его огромным количеством осадков был не единственной аномалией в этот момент на планете. Страдал юг России, в пустыне Сахара в Саудовской Аравии выпал снег на удивление верблюдам. Как оказалось, в январе взбудоражилась атмосферная циркуляция в области циклонов. Это области пониженного давления, которые идут фронтами. В январе эти циклоны, в том числе и монгольские, углубились и вызвали рост числа аномалий, в том числе атмосферных осадков. Где-то прошли оттепели, а где-то похолодания. На севере Иркутской области температура опускалась до минус 55–57 градусов. Она чуть не приблизилась к абсолютному минимуму 1966 года – минус 61,7 градуса, наблюдавшемуся на станции Хамакар в Катангском районе.

Весна 2021 года тоже удивила жителей Иркутской области, особенно май. Дачники с 1 мая следили за погодой. Они ждали, когда же придёт тепло и можно будет садить растения. Однако ночью был минус или около нуля. Всё бы замерзло на корню. Небольшой плюс возник 7 мая, но на следующий день снова ударили заморозки. 16-17 мая потеплело, но потом опять пошли близкие к нулевым показатели. Фактически только три дня в мае были относительно тёплыми. Выпало 87 мм осадков, что составило 240% нормы.

«Представьте, какой был в этом плане аномальный май – холодный и влажный», – говорит Инна Латышева. Бедный Иркутск находится на стыке взаимодействия тепла и холода, холод идёт в основном с Арктики, а тепло в этот момент шло из тёплых областей. Что же произошло весной? Очень сильно углубился Монгольский циклон. Таким образом, территория Иркутской области практически всю весну находилась под влиянием зимнего типа циркуляции. Циркуляция должна была перейти на летний режим, но нас всё не отпускала зима. По всем прогностическим моделям мая нас должно было ожидать тёплое, а по югу Иркутской области, может быть, даже и сухое лето. Но ожидаемое тепло обернулось не менее сильным холодом. «Фактически июнь не дал нам прихода лета как такового, – говорит Инна Латышева. – Некоторые думали, что лета у нас и не будет. Холод, облачность, притока солнечной радиации нет». А 8 июля в Иркутске был такой ливень, что газеты писали: «Город поплыл». Как оказалось, повезло не нам одним, ложбина холода, в которой оказался Иркутск, распространилась очень далеко. Ровно в этот же день при таких же условиях не повезло жителям Нью-Йорка. Чуть позже случилось крупное наводнение в Германии. Там хорошая сеть наблюдений, но и они такие аномалии с заблаговременностью предсказать не могли. Можно говорить, что 8 июля возник над Иркутском локальный мезомасштабный конвективный комплекс.

Можно утешиться, что мы оказались не одни в таких странных условиях весны и лета 2021 года. Шли потопы на юге России, над Черноземьем завис малоподвижный циклон, в Чехии прошёл разрушительный смерч, жара и дождь были в холодной Гренландии. Бушевали и лесные пожары. Особенно сильными они оказались в Якутии, был задет и север Иркутской области. В Канаде после изнуряющей 50-градусной жары подул сильный ветер, в результате чего пожаром была уничтожена целая деревня. Если на юге Иркутской области тепла этим летом жители почти не почувствовали за исключением отдельных коротких периодов, то на севере пекло и в целом во многих регионах лето было тёплым.

«В чём причина таких изменений климата? – говорит Инна Латышева. – Если раньше у нас преобладал западный перенос, смещались циклоны и антициклоны, они сменяли друг друга. На смену тёплой погоде приходила влажная, всё шло циклично, спокойно. Сейчас за счёт того, что, возможно, антропогенный фактов влияет на выносы тепла, возможно, сама Арктика провоцирует волны холода, увеличивается меридианальность процессов (воздушные массы перемещаются не в широтном направлении, а в долготном. – Авт.), мы вместо зонального переноса видим волны холода и тепла. И если одна из волн долго задерживается над каким-то регионом, как над Якутией, то где-то бывает очень жарко и сухо, а где-то прохладно и влажно, как было у нас в регионе. Летом на юге Иркутской области было влажно, а на севере наблюдались аномалии сухой и жаркой погоды». Не стоит исключать и влияние на климат таяния льдов в Арктике и изменений в Тихом океане. В 2021 году в Тихом океане по-прежнему наблюдали явление Ла-Нинья, связанное с широкомасштабным охлаждением поверхности океана в центральной и восточной частях экваториальной части океана. С эффектами Эль-Нинья и Ла-Нинья, их сменой или задержкой связаны различные климатические события на Земле.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры