Из искры возгорелась баня
Есть чёткое противопожарное правило, которое впору написать головёшкой от сгоревших дотла домов: бесконтрольно сжигать сухую траву на участке нельзя. Для этого должно быть специально отведённое место в виде котлована и металлической ёмкости. Открытый огонь даже в 20 метрах от строения опасен. Внезапно налетевший ветер способен оторвать язык пламени и перенести его на немалое расстояние.
В селе Хомутово Иркутского района в апреле произошло ЧП. Эдуард Гудков (здесь и далее фамилии изменены) решил прибраться на своём участке: освободить его от прошлогодних листьев и сухой травы. Попросил малознакомого человека Рудольфа Носова за 4 тысячи рублей поработать граблями. Тот согласился. В назначенный день он оказался в селе, но хозяина дома не было. Поскольку калитка была закрыта на замок, ему пришлось перелезать через забор. С прошлогодним мусором справился быстро: сгрёб его в кучи и поджёг. Как он сам потом утверждал, костры залил водой и был уверен, что они погасли. Он должен был проследить, чтобы они потухли окончательно, но вместо этого решил отдохнуть. Вскочил минут через двадцать, когда в воздухе ощутимо запахло дымом. Возродившееся пламя нашло тропки к соседскому забору и первым делом его уничтожило. Через несколько минут с той стороны заполыхали баня, сарай, теплица. Огонь подкрался уже к основному строению и стал лизать стену. На беду, хозяев дома не было. Пожар тушили чужие люди. По результатам оценочной судебной экспертизы, нанесённый семье Шуваловых ущерб составил 700 тысяч рублей.
И сразу встал вопрос, кто будет за это платить? Поджигатель травы Носов был привлечён к ответственности по ст. 168 УК РФ. Но в приговоре не шла речь о возмещении всей суммы ущерба. Хотя Носов обещал потерпевшим восстановить баню, это так и осталось на словах.
В конце концов Шуваловы, действующие за себя и в интересах двух несовершеннолетних детей, обратились с гражданским иском о возмещении ущерба, причинённого пожаром, в Свердловский районный суд Иркутска. Пострадавшая семья справедливо полагала, что ответственность должен нести собственник. Именно он отвечает за надлежащее противопожарное состояние своего имущества, а не случайный человек, которого наняли на разовую работу. У таких людей обычно одна отговорка: «Я не я, и хата не моя».
Представитель ответчика против иска возражал. Заявил, что его доверитель и сам пострадал во время этого пожара. Пусть возмещает ущерб тот, кто устраивал пожар, то есть Носов. И снова речь зашла о бане, которая якобы уже восстановлена, что в судебном заседании не подтвердилось.
Суд удовлетворил иск Шуваловых. Гудков должен возместить семье сумму нанесённого материального ущерба – те самые 700 тысяч рублей (округлённо) за сгоревшие постройки. Согласно судебной экспертной оценке, 243 тысячи – за баню, 195 тысяч рублей – за сарай, 61 тысячу – за теплицу, 29 тысяч – за забор, 177 тысяч – за повреждённую стену дома. И это резонно. Нанял человека для оказания разовой услуги – будь добр, объясни, что можно и что нельзя, проконтролируй работу.